Формирование экологической культуры старших дошкольников через художественную литературу
статья
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через художественную литературу.
Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Ее составными частями, по мнению Л.Д.Бобылевой, являются знания о природе, взаимосвязях в ней, обществе и природе; интерес к природе, живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны; нравственные чувства, эстетические; позитивная разнообразная деятельность, достойное поведение в окружающей среде; мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях.
Одним из эффективных средств, способствующих решению этой проблемы, является использование художественной литературы. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, художественная литература развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребенка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нем любовь и интересы к чтению.
Педагог Л.Е. Егоринков пишет, что никогда в своей работе по ознакомлении детей с природой воспитании любви к ней, воспитатель не обходится без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них.
С целью изучения формирования экологической культуры старших дошкольников через художественную литературу было проведено исследование. Уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.
Проведенное нами исследование показало необходимость привлечения к экологическому воспитанию текстов художественной литературы. При правильном эстетическом развитии детей, они способны воспринимать лучшие образцы русских писателей-классиков, в которых отражены мысли о необходимости бережного отношения к родной природе, показывается ее красота.
Таким образом, художественная литература экологической направленности будет являться эффективным средством формирования экологической культуры старших дошкольников, если будет систематически применяться в педагогическом процессе.
Список использованной литературы:
1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников/С.Н.Николаева.-М.: Аркти, 2010. - 300 с,
2. Бобылева Л. О. программа экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева, Д.Дупленко//Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - С.36 - 42.
3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников/Л.И.Егоренков. - М.: АРКТИ, 2009. - 128 с.
4. Миронова Н. Использование текстов художественной литературы во всестороннем развитии дошкольников: методический материал / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. 2009.-«10.-с.108-112.
5. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая, В.И. Логинова. - М.:Академия, 2012. - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...
Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...
План работы по самообразованию Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»
Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»...
План работы по самообразованию На тему: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами...