Проект "Познай себя"
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Формирование у дошкольников подготовительной группы элементарных представлений об организме человека.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Образовательная область: физическое развитие и оздоровление.
Актуальность темы: Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявлены отклонения в состоянии здоровья.
Таким образом, можно сделать заключение, что в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество несет наибольшие потери. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь.
Цели проекта:
- Определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своем организме у детей подготовительной группы.
- Выяснить влияние знаний о человеческом организме на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у детей.
- Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей подготовительной группы.
Задачи проекта:
- Формирование у детей 6-7 лет элементарных представлений об организме человека.
- Обучение уход за своим телом, навыками оказания элементарной помощи.
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- Воспитание любви к себе, своему телу.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие представлений о строение человеческого тела и назначении внутренних органов.
Предполагаемый результат.
- Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.
- Различать понятия «часть тела» и «орган».
- Иметь простейшие представления о мероприятиях направленных на сохранение здоровья.
Предварительная работа:
- Рассматривание рисунков и фотографий на анатомических атласах.
- Знакомство с литературными произведениями: А. Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары»; С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп»; отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.
- Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы…», «Что ты знаешь о …», «Полезная и вредная еда», «Подбери пару» и др.
- Разучивание точечного массажа, самомассажа.
Роль родителей в реализации проекта.
- Семейные старты. Спортивное соревнование «Путешествие в страну Спорта и Здоровья».
- Беседа «Ценности здорового образа жизни».
- Родительское собрание «Папа, мама и Я здоровая семья»
- Консультации: «Здоровье детей», «Ребенок растет», «Проблема детского ожирения», «Утренняя гимнастика» и др.
- Сбор народных знахарских рецептов «Лесная аптека».
Работа с воспитателями.
- Консультации.
- Спортивные и оздоравливающие мероприятия: «День здоровья», «Поход по Стране здоровья».
- Познавательные занятия: «Я расту», «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны», «Да здравствует мыло душистое», «Сердце и его работа».
Здоровый образ жизни:
Задачи:
- сформировать у старших дошкольников адекватные представления об организме человека
- научить пониманию себя как целостного существа
- учить «слушать» и «слышать» свой организм
Формы:
- физкультурные занятия
- утренняя гимнастика
- подвижные игры
- самостоятельная двигательная деятельность детей
- физкультурные досуги
- дни здоровья
Методы:
- расслабление – релаксация
- музыкально – ритмический
- режим движений
- точечный массаж
- пальчиковая гимнастика
- активный, пассивный
- нагрузка с отдыхом
- в течение дня дозированная
Основные средства:
- игры (на месте, малоподвижные, спортивные, дидактические)
- гимнастика (с элементами коррекции, с элементами худ. гимнастики,
с элементами хореографии)
- упражнения (в равновесии, на растягивание, на координацию, на расслабление, рефлекторные, дыхательные)
- спортивно – прикладные (ходьба, бег, лазанье, метание)
- общеразвивающие и общеукрепляющие (оздоровление, укрепление организма)
Пути реализации проекта:
Подготовительный этап:
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей с аллергическими заболеваниями.
До начала реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
Форма организации | Цель мероприятия | Участники проекта | Срок выполнения |
Подготовка анкеты для родителей Анкетирование родителей | Подготовить ряд вопросов для анкетирования родителей по вопросам здорового образа жизни и укрепления здоровья детей | Воспитатели Родители | Сентябрь |
Мониторинг детей | Выявить знания детей о здоровье и о здоровом образе жизни | Дети Воспитатели | Сентябрь |
Анализ научно – методической литературы. | Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по вопросам здоровья и здорового образа жизни | Воспитатели | Сентябрь |
Подбор художественной литературы для чтения детям | Подобрать необходимую художественную литературу для работы с детьми по данной теме | Воспитатели | Сентябрь |
Планирование совместной работы со специалистами детского сада: медсестрой, инструктором по физической культуре, психологом, музыкальным руководителем, логопедом | Вовлечь всех специалистов детского сада в совместную работу с детьми по данной теме | Воспитатели Медсестра психолог Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Логопед | Сентябрь |
Подбор дидактического материала | Подобрать необходимый дидактический материал для работы с детьми по данной теме | Воспитатели | Сентябрь |
Основной этап (практический).
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей с аллергическими заболеваниями
Форма организации | Цель мероприятия | Участники проекта | Срок выполнения |
Дни здоровья «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья» на воздухе в теплое время года. В помещении – в холодное время года. «Динамические паузы», «Физкультминутки», психогимнастика, Дыхательные упражнения, точечный массаж, гимнастика пробуждения | Обучать детей правилам воздушных, солнечных ванн, элементам дыхательной гимнастики; познакомить с располагающими для простуды факторами, сформировать представление о закаливании детей к холоду и теплу; познакомить с правилами и способами закаливания; обучать элементам пальцевого точечного массажа; выработать правильную осанку | Воспитатели Родители Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Психолог логопед Дети | В течении всего года |
Беседа «Витамины полезны для организма» | Закрепить знания детей о влиянии витаминов на здоровье детей | Медсестра Дети | Октябрь |
НОД «Глазки, ушки и носы быть здоровыми должны» | Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. | Воспитатели Дети | Октябрь |
Спортивны праздник «Путешествие в страну спорта и здоровья» | Закаливать детей на свежем воздухе, вызывать у них положительный эмоциональный настрой, воспитывать такие качества, как товарищество, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам по состязаниям, обучать управлению волевыми усилиями. | Воспитатели Дети Инструктор по физической культуре Родители Музыкальный руководитель | Октябрь |
Видеозал: «Маша и медведь» - о ценности здорового образа жизни | По средствам видео наглядности закрепить знания детей о ценности здорового образа жизни | Воспитатель Дети | Октябрь |
Дидактическая игра: «Если я сделаю так…» | Учить детей различать грозящую опасность и находить выход из различных ситуаций. | Воспитатель Дети | Ноябрь |
Беседа «Олимпийские игры» (виды спорта) | Закрепит знания детей о зимних видах спорта. Уточнить, что зимние олимпийские игры прошли в прошлом году зимой в России в городе Сочи | Воспитатели Инструктор по физической культуре | Ноябрь |
Самомассаж «Я здоровым быть хочу» | Обучать детей приемам массажа биологически активных точек | Воспитатель Дети | Ноябрь |
Сюжетно – дидактическая игра «Полезная и вредная еда» | Закреплять представления детей о том, какая еда полезная, а какая – вредная для организма | Воспитатели Дети | Ноябрь |
НОД «Да здравствует мыло душистое» | Подвести детей к понятию, что «Чистота – залог здоровья»; воспитывать культурно – гигиенические навыки | Воспитатели Дети | Декабрь |
Спортивный досуг «День здоровья!» | Формировать у детей здоровый образ жизни; в игровой форме развивать ловкость, быстроту, силу; формировать навыки сотрудничества детей друг с другом. | Воспитатели Дети Инструктор по физической культуре | Декабрь |
Папка передвижка «Безобидные сладости» | Пополнить знания родителей о здоровой и вредной еде. | Воспитатели | Декабрь |
Дыхательная гимнастика «Дуем, дуем задуваем» | Научить детей дыханию через нос, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. | Воспитатели Дети | Декабрь |
Консультация для родителей «Прививки в детском саду» | Повысить уровень знаний родителей о значении и необходимости вакцинации в сохранении здоровья детей | Медсестра | Январь |
Дидактическая игра «Что ты знаешь о…» | Закрепить знания детей о строении, работе, особенностях своего организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различных ситуациях | Воспитатели Дети | Январь |
Логоритмика «Настоящий друг» | Совершенствовать двигательные навыки под музыку. Создание эмоционально – положительной атмосферы | Музыкальный руководитель Дети | Январь |
НОД «Я расту» | Закрепить знания детей о том, что организм растет, изменяется, о особенностях своего организма, | Воспитатели Дети | Январь |
Выставка рисунков «Как я хочу быть здоров» | Учить детей отражать в рисунке здоровый образ жизни | Воспитатели Дети | Январь |
Массаж рук «Мое здоровье - в моих руках» | Совершенствовать общую и мелкую моторику | Воспитатели Логопед Дети | Февраль |
Родительское собрание «Папа, мама и Я – здоровая семья» | Повысить уровень знаний родителей о важности общего здорового образа жизни в семье на здоровье ребенка | Воспитатели родители | Февраль |
Видеозал «Незнайка на Луне (здоровье) | Закрепить знания детей о слагаемых понятиях «здоровье» | Воспитатели Дети | Февраль |
Дидактическая игра «Письмо от Почемучки» | Закрепить представления детей о строении и деятельности организма, того или иного органа | Воспитатели Дети | Февраль |
«Дорожка здоровья» | Использование в режимных моментах различных «дорожек» для массажа стопы ног с использованием логоритмических речевок | Воспитатели Логопед Дети | Март |
НОД «Сердце и его работа» | Закреплять в движении элементарные знания о сердце и его работе; формировать потребность в здоровом образе жизни. | Воспитатели Дети | Март |
Беседа с родителями «Ценности здорового образа жизни» | Дать родителям рекомендации: «Одежда – один из главных факторов в профилактике простудных заболеваний» | Воспитатели Родители | Март |
Беседа «Чем опасны грязные руки?» | Воспитание культурно – гигиенических навыков; сознательного отношения к здоровью | Воспитатели Дети | Март |
Дидактическая игра «К нам пришел Незнайка» | Закрепить представления детей о строении и деятельности организма; учить видеть несоответствие предложенной ситуации, понимать зависимость физических возможностей человека от строения организма | Воспитатели Дети | Апрель |
Консультация для родителей «Закаливание детей» | Познакомить родителей с различными видами закаливания в домашних условиях | Воспитатели Родители | Апрель |
Сюжетно – ролевая игра «На прививку становись» | Посредством игры расширить знания детей о значении прививок в их здоровье | Воспитатели Дети Медсестра | Апрель |
Беседа «Безопасность на спортивной площадке» | Углубить знания детей о безопасном поведении на спортивной площадке во время двигательной активности | Инструктор по физической культуре | Апрель |
Художественная литература «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И.Чуйковский | Посредством художественной литературы закрепить знания детей о культурно – гигиенических навыках | Воспитатели Дети | Апрель |
Гимнастика для глаз «Наши зоркие глаза» | Развивать у детей зрительный праксис | Воспитатели Дети | Май |
Целевая прогулка на спортплощадку школы | Знакомство со школьной спортивной площадкой и спортивным оборудовании на ней | Воспитатели Дети | Май |
Дидактическая игра «Что было бы, если бы…» | Показать ребенку, что его организм очень умно устроен | Воспитатели Дети | Май |
Видеозал «Мультик» «Витамины на моем столе» | Расширить знания детей о пользе овощей и фруктов в укреплении здоровья детей | Воспитатели Дети | Май |
Заключительный этап.
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Форма организации | Цель мероприятия | Участники проекта | Срок выполнения |
Гимнастика «Маленьких волшебников» | Профилактика простудных заболеваний, закаливание детей; подводить детей к сознательному умению быть здоровым | Воспитатели Дети | Апрель |
Мастер – класс для педагогов | передача накопленных знаний и умений педагогам по использованию пальчиковой, дыхательной гимнастики, массажа рук, ушей, упражнения для профилактики плоскостопия и др. | Воспитатели педагоги детского сада | Апрель |
Повторный мониторинг детей | Анализ результатов проведенной работы | Воспитатели | Май |
Оформление презентации «Познай себя» | Подготовить и оформить материал к презентации | Воспитатели | Май |
ЛИТЕРАТУРА
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателей детского сада, М.: Просвещение, 1986.
- Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателей детского сада, М.: Просвещение, 1983.
- Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ – М.; 2005
- Змановский К.Ф. Здоровый дошкольник / Дошкольное воспитание – 1995-№6
- Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей – Ярославль, 2005
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы – М.,2004
- Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления – М.: Линка – пресс, 2000
- Моргунов О.Ю. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ – Воронеж, 2005
- Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе – М.: Просвещение, 1981
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду – М.: Просвещение, 1986
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет - М.: Владос, 2002
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы) – М.: Просвещение, 1982
- Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет – Ярославль, 2003
- Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду – М. :Просвещение,1984
- Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми – М. : Школьная пресса, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М.
Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М. Методист отдела раннего развития детей «Радость» МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»Не удивишь –не научишь!...

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое.Успехов вам. 1. Именно сегодня ...

Упрямство ребенка. Как вести себя с упрямым ребенком. Как не надо вести себя с упрямым ребенком.
Советы родителям у которых упрямые детки....

Информация к размышлению "Как найти время для себя и научиться не забывать о себе"
Жизнь не меняется сама по себе, свободное время не появляется по мановению волшебной палочки....

Памятка "Как родителям себя вести себя с одаренным ребенком"
Памятка для родителей"Как родителям себя вести с одаренным ребенком"...

Диагностика представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе
Описание методик для педагогической диагностики сферы представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе...