Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М.
статья на тему
Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М. Методист отдела раннего развития детей «Радость» МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Не удивишь –не научишь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menyaya_sebya.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Меняя себя, не изменяя себе»
Тертычная М.М.
Методист отдела раннего развития детей «Радость»
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Не удивишь –
не научишь!
В каждом человеке живет творец. Вне зависимости от того, что является «материалом», что - «инструментом», что – вдохновением. Человек меняет реальность вокруг, меняет окружающих, попадающих в зону его деятельности и, конечно, меняется сам. Воспринимая творения других творцов, можно и раствориться и потерять произведение своей жизни, но лишь, научившись правильно воспринимать чужие произведения, устранять помехи на пути творчества, можно научиться творить и взращивать новых творцов.
На юбилее директора нашего учреждения обратила внимание на интересного корпулентного мужчину, в течение вечера выяснилось, что это один из первых моих учеников. Моему ученику исполнилось 46 лет, но он меня узнал. Вот смысл учительской жизни – ученик!
Я вспомнила, как я впервые переступила порог класса. И сколько сложностей ждало меня впереди с «очаровательными» подростками. Мне предстояло преподавать русский язык и литературу в 7-8 классах. У моих творцов было больше опыта (к сожалению, негативного опыта изучения русского языка и литературы) чем у меня, свои суждения и критерии. Но так как самокритичное отношение к собственным поступкам – мой жизненный принцип – я нашла правильное решение и подход к детям. Мы изучали предмет по опорным сигналам Меженко, изложение материала большими блоками позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные правила, параграфы, упражнения. Компактные, необычные по форме (в виде ключа - существительное, домика – прилагательное и т.д.) опорные сигналы, вызывали удивление, интерес детей (которые категорически не любили русский язык и литературу), побуждали их к активному труду, поиску, обостряли внимание ко всем проблемам, которые оказывались в поле их активного восприятия. Благодаря этому вырабатывается важное умение – подмечать необычное в примелькавшихся, будничных явлениях и предметах. Мы видели весь путь и знали, что нас ждёт впереди. И мои дети погрузились в шифровку и расшифровку лингвистического материала.
А уроки литературы – это главный источник, энциклопедия жизни всех народов и всех веков, это вершина общения, это обо всём и при всех, это понимание себя, это преступление и наказание, это, в конце концов, искусство воспитания. Нужно книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить человека с самим собой.
Что мне помогало работать, что меня выручало – вера в ученика и его возможности. Из своего немалого педагогического опыта в 25 лет рекомендую - ребёнка надо чаще ставить в ситуацию успеха. Не пересказать 25 лет жизни в учительстве на нескольких листах, надо писать книгу, поэтому перехожу к другому этапу своей жизни, но, не изменяя себе.
Этап второй: помощь юным творцам. Отклоняющее поведение, трудный ребёнок, девиация, сирота, беспризорный ребёнок, безнадзорный ребёнок – эти слова стали наиболее употребительными на последующие 8 лет, потому что я перешла работать в социальный приют для детей. Моя жизнь, опыт понадобились детям, остро нуждающимся в поддержке, помощи. Детям, которым не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределённость, неприкаянность, одиночество. Да, стыдно, да, неловко, некомфортно, что в мирное время, в двадцать первом веке есть беспризорные и безнадзорные дети. И чем бы мы ни объясняли, каких причин не называли: падение жизненного уровня, безработица, низкие доходы в семье, пересмотр ценностей, ценность у нас одна – дети.
И весь коллектив работников приюта каждый день доказывал детям, что они - наша ценность, что детство – самая прекрасная пора, самая лучшая пора. Мы старались удивить ребят, показывая красоту родного края, развивая возможности, которых они в себе не ожидали, проводя праздники, незабываемые театрализованные представления, конкурсы. В приюте творчеству - раздолье, рукам – дело, здесь каждого научат творить, играть и петь.
За то время, что воспитанники находились у нас, с ними и их семьями проводилась педагогическая работа, психологическая реабилитация, медицинская диагностика и лечение и в целом адаптация к жизни в обществе.
Детям, оказавшимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации или оставшимся без попечения родителей были созданы все условия, приближенные к семейным, чтобы они не чувствовали себя брошенными, ненужными, отчужденными. Реабилитационная деятельность осуществлялась на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. Сочетание энергии, жизненного опыта позволяли решать очень сложные задачи, работать конструктивно и плодотворно, проявляя свои лучшие душевные качества. У нас были дети, которые не разговаривали, и медицина выносила приговор, который обжалованию не подлежал: « Говорить не будет». Но мы принимали и понимали ребёнка с «чистого листа» и таким, какой он есть. Мы вели себя с ним, как с обычным ребёнком, без каких-либо патологий. И дети у нас начинали говорить, ещё бы не заговорить, если с тобой целый день все разговаривают. Самое главное достучаться до души!
Воспитанники привыкают к нам, мы к ним, часто отношения становятся такими близкими, что расставание становится печальным, грустным до сердечной боли. Я за время работы в приюте выпила не одну бочку валерьянки. Но есть воспитанники, с которыми мы не расстались и после закрытия приюта, они стали духовными родственниками. И. стал военным, защищает Родину в Вилючинске, В. окончила Камчатский Государственный технический университет, работает, воспитывает малыша, О. воспитывает троих малышей и т.д. мы встречаемся, дружим, гордимся нашими детьми и всегда помним.
Этап третий, надеюсь не последний, становление новых творцов. Сейчас я работаю методистом отдела раннего развития детей муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы». Дополнительное образование решает задачу личностного развития детей. Мы идём от ребёнка, от его возможностей и устремлений.
Центр стал для меня маленьким открытием, с таким количеством творческих, целеустремленных, толерантных, заряженных позитивной энергией людей не общалась никогда. Отдел раннего развития детей «Радость» – особое воспитательное пространство.
Как растение нуждается в воде, тепле и солнце, так и ребёнок нуждается в том, чтобы его важнейшие внутренние стремления были реализованы полностью. В нашем отделе обучаются дети от 4 до 7 лет. То есть ребёнок сам не может этого сделать; объяснить, научить, вдохнуть ребёнку веру в собственные силы помогают педагоги Щедрина Елена Анатольевна, Подрубилина Ирина Сергеевна, педагог – психолог Хайдукова Елена Семёновна, логопед Хисматулина Екатерина Хамитовна.
Заведующая отделом Щедрина Елена Анатольевна делает всё для расширения возможностей для реализации творческого потенциала педагогов, повышения уровня компетенции, проводя семинары по обмену опытом с сотрудниками Дома творчества с. Мильково, открытые занятия для слушателей КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК» и педагогов отдела.
В отделе созданы оптимальные условия для развития личности как обучающихся, так и педагога, для удовлетворения интересов, учёта склонностей и развития дарований, их творческого труда, разумного досуга.
Неотъемлемой составляющей является воспитание. Ценным средством воспитания являются традиции, которые формируют общие интересы, придают детской жизни определённую прочность, надёжность, постоянство, создают общность переживаний, сплачивают коллектив, обогащают жизнь Центра, делают особым, неповторимым его «лицо». Стало доброй традицией участвовать в конкурсах разного уровня и значения: «Огонь – твой друг и враг!», «Беренгия – живые традиции», «Наша армия самая - самая!», «Чайка над городом», «Радуга творчества», проводить в течение года интеллектуально-познавательную игру «Хочу всё знать!», акцию «Самый добрый ребёнок!»; готовить итоговый спектакль и праздник обучающихся во всех объединениях в конце года.
Радует особая атмосфера взаимоуважения и доверия между взрослыми и детьми.
Теперь я точно знаю ответ на вопрос, в чём смысл жизни. Смысл жизни – в желании сказать – я люблю. Вот и я всю жизнь люблю своё ремесло, потому что оно связано с детьми, которым всегда хочется помочь и сказать эти главные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое.Успехов вам. 1. Именно сегодня ...
Дидактические игра "Измени себя"
Цель: закрепить представления о том, что с помощью одежды, деталей к ней можно изменить свой внешний вид, закрепить знания о различных профессиях. Ход игры: дети к плоскостной фигуре приставляют раз...
Педагогическая статья «Как повысить уверенность в себе у ребёнка, через игры и упражнения»
Проявление страхов у детей почти всегда актуальная тема для многих родителей. Я предлагаю в этой статье подумать над тем как помочь ребёнку справиться со своими внутренними переживаниями ....
Консультация «Подвижная игра - как средство физического развития личности» « Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель
Детская игра- средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно- значимых ролей и положений, обеспечивает ребёнка деятельностью, развивающей его ...
Статья «Я человек. Я познаю себя.»
Статья «Я человек. Я познаю себя.»Формирование представлений о теле человека у детей среднего дошкольного возраста является основой здорового образа жизни, закладываемая в детском возрасте...