«Развитие музыкально-ритмических движений в процессе непосредственно - организованной образовательной деятельности с учетом здоровье-сберегающих технологий
проект по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
«Развитие музыкально-ритмических движений
детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников»
Музыкальный
руководитель:
Сердюкова Наталья Петровна
- Описание и анализ образовательной технологии
Технология «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников» направлена на развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям через музыку.
Реализация технологии осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (3 – 7 лет). План реализации технологии представляет собой логическую последовательность форм, методов, способов работы с детьми, родителями и воспитателями ДОУ, обеспечивающую их приобщение к здоровьесбережению через музыкально-ритмическую деятельность.
Технология ориентирована на музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и родителей.
Внедрение технологии в процесс музыкальной деятельности является на сегодняшний день актуальной, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведении, развитии и здоровье. Энергетическая активность таких детей очень низка, а преобладающие у них отрицательные эмоции блокируют функции мозга: внимание, память, мышление, воображение. Чтобы повысить энергетический запас детского организма и направить его на развитие, необходимо не только избавить детей от душевных переживаний и дискомфорта, но и помочь им получить удовольствие и радость от жизни, успешно социализироваться в обществе. В этом большую помощь им окажет музыка.
Содержание технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как
условие успешной социализации воспитанников» структурировано по следующим разделам:
- Тема – внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по развитию музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста.
- Девиз – «Чем слабее тело, тем больше оно властвует, чем оно сильнее, тем больше повинуется». Ж. Ж. Руссо
- Цель – организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ в процессе внедрения в работу технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников».
- Задачи технологии
Задачи по здоровьесбережению:
- укрепление здоровья ребенка. Профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
- развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, а также коррекция зрения;
- снижение эмоционально-психического напряжения, а так же формирование положительных эмоций и душевного равновесия;
- создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между педагогом и детьми;
Задачи по музыкальному воспитанию:
- учить воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
- расширение музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.
- Формирование музыкальной культуры.
Задачи по социализации:
- формирование социально-коммуникативных навыков (общения, взаимопонимания, доброжелательности и т.д.);
- развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира.
- воспитание и формирование глубоких эстетических чувств.
Задачи по развитию двигательных качеств и умений:
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- развитие физических качеств (гибкости, пластичности, выносливости, ловкости, силы);
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
- воспитание стойкого интереса, потребности к музыкально-ритмическим движениям.
Задачи по развитию творческих способностей:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях;
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.
Задачи по музыкально-ритмическим движениям специфичны для каждого возраста.
Возраст 3 – 4 года
Дети младшего возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение под музыку доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер. Поэтому, приоритетными задачами развития музыкально-ритмических движений для данного возраста являются:
- воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
- развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
- обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Возраст 4 – 5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального возраста, средств музыкальной выразительности. Приоритетными задачами в работе с данной возрастной группой являются:
- развитие гибкости, пластичности, мягкости движений;
- воспитание самостоятельности в исполнении движений под музыку;
- побуждение детей к творчеству.
Возраст 5 – 7 лет
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность педагогу подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи:
- развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений;
- развитие умения импровизировать под незнакомую музыку;
- формирование адекватной оценки и самооценки.
- Формы работы с детьми
- Непосредственно организованная образовательная деятельность;
- Музыкально-подвижные игры с правилами;
- Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики;
- Гимнастика (дыхательная, утренняя);
- Физкультминутка;
- Сюжетные игры;
- Реализация проектов;
- Рассматривание и обсуждение;
- Обсуждение средств выразительности;
- Разучивание;
- Выставки иллюстраций, портретов композиторов;
- Наблюдение;
- Решение проблемных ситуаций;
- Беседа;
- Изготовление детских шумовых инструментов;
- Праздники и развлечения;
- Вечера досуга;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Режимные моменты.
- Идеал – у ребенка сформированы элементы культуры движения, воспитана потребность в движении под музыку, привычка в утренней зарядке; ребенок имеет устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности; эмоционально тонко чувствует музыку, самостоятельно выражая свои чувства в различных видах исполнительства; активно взаимодействует с детьми и взрослыми; владеет элементарными правилами этикета; осознанно проявляет
творчество во всех видах музыкальной деятельности; сформированы специальные навыки исполнительства.
- Предвидение способов достижения идеала через работу по четырем направлениям:
1) повышение квалификации педагога;
2) работа с детьми;
3) работа с педагогами
4) работа с родителями.
- Контроль процесса деятельности – отслеживание процесса и динамики образовательной деятельности, и своевременная коррекция ее в случае возможного негативного воздействия на здоровье и развитие ребенка.
- Мониторинг – выявление и оценка уровня музыкального и психомоторного развития ребенка в соответствии с возрастом ребенка.
- Условия реализации технологии
Условиями реализации технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников» являются: создание психологического комфорта воспитанников; выбор оптимальной системы непосредственно организованной образовательной деятельности,
что связано с двумя уровнями работы с музыкально-ритмическим материалом (первый уровень – освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе сотрудничества педагога и детей без специального разучивания, второй – индивидуально-ориентированный материал – это танцы, упражнения, игры); согласованность действий всего педагогического коллектива и родителей.
Реализация данной технологии возможна лишь при соблюдении ряда дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов, а так же чувства удовлетворения, увлеченности деятельностью;
- Принцип деятельности – дети осваивают новые движения, приобретают новые навыки и умения в процессе активной деятельности, приобретения собственного чувственного опыта, преодоления посильных затруднений в выполнении музыкально-ритмических упражнений;
- Принцип научности и практической применимости предполагает построение работы в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка;
- Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений. Навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления;
- Принцип постепенности определяет необходимость построения деятельности в соответствии с правилами: « от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Постепенность
обеспечивается усложнением движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, чередованием нагрузки и отдыха. Здесь важен индивидуальный подход;
- Принцип индивидуальности предполагает использование средств, методов и форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития;
- Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и методов технологии возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития физической подготовленности и интеллекта;
- Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки), его двигательных навыков в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
- Принцип наглядности является одним из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста;
- Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе музыкально-ритмической деятельности, развитие сознательности, инициативы и творчества;
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – организация совместной музыкально-творческой
деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектах.
- Работа с педагогическим коллективом по реализации технологии
- Работа с родителями по реализации технологии
Технология «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников» также раскрывает следующие компоненты:
- Классификационные характеристики
- Целевые ориентиры
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Примерное комплексно-тематическое планирование по возрастам
- Программно-методическое обеспечение.
- Компоненты технологии
- Классификационные характеристики технологии
По уровню применения – общепедагогическая;
По философской основе – гуманистическая;
По концепции усвоения – развивающая, поэтапная;
По основному фактору развития – комплексное (интегрированное) развитие;
По ориентации на личностные структуры – всесторонне гармоническая, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
По характеру содержания – развивающая, обучающая, воспитательная, общеобразовательная;
По организационной форме – групповая, подгрупповая, индивидуальная;
По подходу к ребенку – личностно-ориентированная технология сотрудничества;
По преобладающему методу – игровой метод;
По категории обучающихся – дети дошкольного возраста (3-7 лет).
- Целевые ориентиры
Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний, умений, навыков в практической деятельности, формирование умений и навыков сбора, хранения и использования информации.
Воспитывающие: формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, воли, творчества.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, находить аналогии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации к получению новых знаний.
Здоровьесберегающие: укрепление здоровья ребенка.
Социализирующие: обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования; расширение сферы деятельности одаренных детей, создание условий для их дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.
- Концептуальные положения
Основная гипотеза – процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений, будет легче и быстрее в том случае, если дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений.
Принципы работы педагога (в идеале)
- Личностная ориентация педагога на поиск и развитие задатков и способностей, заложенных в ребенке от природы;
- Использование дифференциации по интересам, как мотивационной базы в музыкально-ритмической деятельности;
- Ориентация на совершенствование профессионализма педагога в области ритмопластических движений;
- Коррекция способов взаимодействия с детьми, поиск игровых методов взаимодействия с ребенком;
- Акцентирование внимания педагога на анализе внутренних процессов (сенсорных, мыслительных, эмоциональных), а также на их подвижности, что является регулирующей основой движения под музыку;
- Диагностика музыкального, психомоторного развития детей, используя педагогические методы исследования;
- Подбор музыкального материала и двигательных упражнений соответственно возрастным особенностям детей и поставленным целям.
- Особенности методики
Для реализации задач технологии необходимо использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объема двигательных упражнений, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.
Говоря об использовании интенсивных методов, имеется в виду активизация двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду (на зарядке, в различных видах деятельности, в перерывах между сменой деятельности, на прогулке и т.д.), и кроме того, увеличение объема разнообразных движений в упражнениях.
Методика организации музыкально-ритмической деятельности условно подразделяется на три этапа:
- «Вовлекающий показ». Совместное исполнение движений способствует созданию настроения, единого ритмичного дыхания под
музыку, концентрации внимания. Показ должен быть «опережающим», в «зеркальном» отражении.
- Самостоятельное исполнение. Показ исполнения композиций детьми, показ упражнений условными жестами, мимикой, словесные указания, «провокации».
- Творческое самовыражение в движении под музыку. Слушание музыки и беседы о ней, пластические импровизации детей без показа педагога, показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.
Музыкально-оздоровительная работа в музыкально-ритмической деятельности предполагает использование следующих технологий:
- Дыхательная гимнастика;
- Игровой массаж;
- Пальчиковые игры;
- Логоритмика;
- Музыкотерапия;
- Психогимнастика.
Каждый из этих разделов является необходимым компонентом в целостном видении технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии, как условие успешной социализации воспитанников».
- Программно-методическое обеспечение
- Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» М.: ТЦ Сфера 2003.
- Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». Волгоград: «Учитель», 2011 г.
- Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» программа по ритмической пластике для детей 3 – 7 лет. Издание переработанное в соответствии с ФГТ. «Музыкальная палитра». Санкт-Петербург. 2012 г.
- Веракса Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва: «Мозаика – Синтез» 2010 г.
- Герела Н. Ф. «Дыхание, движение, самомассаж» методика оздоровления на основе парадаксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Л., 1991 г.
- Затямина Т. А., Стрепетова Л. В. «Музыкальная ритмика»
- Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» М.: «Айрис – пресс», 2005 г.
- Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет» Москва: ТЦ «Сфера», 2005 г.
- Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет» Москва: ТЦ «Сфера», 2006 г.
- Кацер О. В., Коротаева С. А. «Музыка. Дети. Здоровье» игровая методика развития музыкальных способностей детей.
- Кудра Т. А. «Аэробика и здоровый образ жизни». Владивосток, 2001 г.
- Кулагина Т. Ю., Серде Т. А. «На пути к музыке» методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999 г.
- Трифонова О. Н. «Солнечная радуга» музыкальная коррекция нарушения речи у детей». Ростов-на-Дону. «Феникс» 2008 г.
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Танцевально – игровая гимнастика «СА-ФИ-Дансе» для детей. СПб., 2000г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий. Интеграция областей: коммуникация, социализация. ОО « Здоровье» с использованием ИКТ.
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Непосредственная образовательная деятельность с использованием здоровье сберегающих технологий "Чудеса на песке"
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичн...
Обобщение опыта музыкального руководителя по внедрению в практику организованной образовательной деятельности Музыка ДОУ здоровье сберегающих технологий
Актуальность, цели, задачи, практический материал...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием развивающих технологий Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Создание условий для закрепления и обобщения знаний детей о временах года и их особенностях.Задачи: Образовательные:продолжить формирование представлений о сезонных явлениях в пр...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии для детей средней группы. Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: "Ветер - ветерок".
Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологиидля детей средней группы.Образовательная область « Познавательное развитие»...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы с использованием развивающих технологий Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в весенний лес ».
Конспектнепосредственно организованной образовательнойдеятельности педагога с детьми средней группы с использованием развивающих технологий Образовательная область « Познавательное ра...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием здоровье сберегающих технологий Тема: «Страна здоровья»
Конспекторганизованной образовательной деятельностис использованием здоровье сберегающих технологийТема: «Страна здоровья»Цель: формирование у детей представлений о зд...