"Роль организации дневного сна для физического и психического здоровья детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа) на тему

"Роль организации дневного сна для физического и психического здоровья детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль организации дневного сна для физического и психического здоровья детей младшего дошкольного возраста

Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить; вернуть же его очень трудно.

Именно поэтому в современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной. И когда мы говорим о  здоровье наших воспитанников, речь идёт не только об отсутствии каких-либо заболеваний, но в первую очередь, о физическом, психическом и социальном благополучии.

И, конечно, велика роль дневного сна в физическом и психическом развитии дошкольников. Отдых в середине дня им просто необходим. Некоторые дети, укладываясь на сон, долго не могут успокоиться и расслабиться. Это непростой процесс как для педагогов, так и для самих воспитанников.

Поэтому мы поставили перед собой задачу, чтобы за время «тихого часа» каждый ребёнок поспал, отдохнул.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и использую следующую методику. Во-первых, необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу, атмосферу спокойствия и уюта. Не забываем о своевременном проветривании помещения. До укладывания детей на сон мы применяем ароматерапию с использованием эфирных масел (мелиссы, мяты, лимона), которые способствуют расслаблению. На первом этапе – подготовка ко сну – в качестве вспомогательных средств я использую музыкальное сопровождение. Под спокойную музыку дошкольники раздеваются в игровой комнате, приходят в  спальню и ложатся в кроватки. Опыт работы показывает, что специально подобранные нежные мелодии из серии «Музыка для души», звуки природы и соответствующая речь педагога (темп, тембр, громкость, тональность) способствуют расслаблению всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению.

На втором этапе, который мы назвали «Волшебным сном», одновременно с музыкальным сопровождением, читаем стихотворения, способствующие расслаблению.

Пока дети спят, мы создаём условия для контрастного закаливания детей: готовим «холодную» комнату (игровая комната), температуру в ней понижаем за счёт проветривания на 2-3 градуса по сравнению с «тёплой» комнатой (спальней).

Следующий этап – пробуждение детей после дневного сна – мы начинаем со звуков пробуждающей нежной, но бодрой мелодии. Используем музыку для релаксации «Голубая лагуна», «Симфония волн». Сначала примерно в течение одной минуты звучит музыка, затем мы обращаемся к детям со стихотворением:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза, проснуться!

Не забываем, конечно же, об улыбке. Первое, что должен видеть ребёнок после сна, − улыбающееся лицо взрослого, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

По мере того, как дети просыпаются, я предлагаю им комплексы бодрящей гимнастики в кроватках. Например, используем такие комплексы: «В гостях у солнышка», «Просыпающиеся котята», «Весёлый зоопарк», «Жучки-паучки» и другие. Боле подробная подборка гимнастики после сна по разным возрастным группам представлена на флэшке.

Хочется отметить, что гимнастику в постели я начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Подобная гимнастика игрового характера с использованием знакомых детям персонажей и любимых игрушек радуют детей, увлекают, заставляя двигаться и выполнять предложенные задания.

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднимает мышечный тонус.

После бодрящей гимнастики мы предлагаем детям ходьбу по «тропе здоровья». Здесь мы используем корригирующие дорожки, мешочки с песком и другое оборудование. При этом важно следить и за осанкой детей.

Важный компонент гимнастики после сна – конечно, дыхательная гимнастика. Я также подобрала несколько комплексов дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста. Мы разучили упражнения: «Часики», «Петушок», «Насос», «Воробьи» и другие.

Гимнастику после сна мы также проводим с использованием музыки, так как музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с её характером, выполнять движения выразительно, плавно.

После воздушных оздоровительных мероприятий мы переходим к водным процедурам: умывание, обливание рук до локтя прохладной водой. Водные процедуры также сопровождаем стихами. Например:

Котик-коток

Просыпался ранёшенько,

Бежал на мосток,

Умывался белёшенько.

Носик мыл, хвостик мыл,

И про лапки не забыл.

              ***

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Даша умывается,

Солнцу улыбается!

Таким образом, подобная работа способствует укреплению физического, психического здоровья воспитанников, формирует интерес и потребность детей в здоровом образе жизни не только в дошкольном учреждении, но и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОХРАНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:В существующей научно-методической литературе практически не ставится вопрос о планировании физической нагрузки и ее на...

Отчёт по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

В 2015-2016 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»Важным направлением физического воспита...

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Роль общения в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста

Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью (эмоциональная насыщенность), чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разгова...

Опыт работы Тема:«Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей» (внедрение методов и приемов здоровьесберегающей технологии ).

Цель здоровьесберегающих технологий -обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания здорового образа жизни, научить использовать полученные и умения и навыки в...

Отчёт по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

В 2019-2020 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль двигательного режима для здоровья дошкольников»Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного д...

Презентация "Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей»

quot;ЗДОРОВЬЕ - ЭТО  СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО  ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО  И СОЦИАЛЬНОГО  БЛАГОПОЛУЧИЯ, А  НЕ  ПРОСТО  ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ  ИЛИ  ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТ...