Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «Здоровьесберегающие технологии»
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию
педагогической технологии
«Здоровьесберегающие технологии»
в дошкольном образовании
Автор:
Фамилия И.О.: Сапиева Оксана Кусаиновна
Должность: Учитель начальных классов
Место работы : МБОУ «Караулинская основная общеобразовательная школа»
С. Караульное 2014 г.
1. Здоровьесберегающие технологии.
- С внедрением Стандарта II поколения приоритетным направлением становятся образовательные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников. Почему здоровье ребенка заслуживает особого внимания? Здоровье детей – это инвестиции в общество будущего. От этого будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в стране последующие десятилетия.
Концепция непрерывной физкультурной деятельности дошкольников определяет единую линию физического воспитания ребёнка, организуя школьный учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, полученное детьми в дошкольном учреждении. Непрерывная физкультурная деятельность индивидуализирована по времени, темпам и направленности, обеспечивает каждому ребёнку постепенное развитие физических качеств, с учётом физической подготовленности, физиологических и психологических особенностей детей.
С выходом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования и дошкольного образования положено начало к обеспечению непрерывности физкультурной деятельности детей в двух звеньях системы образования. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется по совокупности: максимального сближения форм, средств и методов обучения и развития, постепенного усложнения содержания нормативных требований программ учреждений; с учётом охраны и укрепления здоровья детей, обогащения индивидуального двигательного опыта, последовательного обучения основным движениям, формирования элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Форма организации физкультурной деятельности - особым образом организованное выполнение комплекса физических упражнений с целью решения задач сферы физической культуры. К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутка и физкультурная пауза, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность, задания на дом. К рекреационным формам относятся: туристическая прогулка, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья.
3. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Принципы, лежащие в формировании единства:
- принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
- принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
- принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
- принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
- двигательно-оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
- физкультурные досуги
- спортивные праздники
- оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и
приводят не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
- Возраст детей – 4-5 лет.
В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья»:
«ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
(оздоровительные мероприятия в течение дня)
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ | ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
УТРО | 1.Утренняя зарядка 2.Пальчиковая гимнастика 3.Игровой самомассаж 4.Мытье рук и лица холодной водой |
ЗАНЯТИЕ | 1.Перед занятием –звуковая гимнастика 2.Динамическая пауза на занятии 3.Гимнастика для глаз |
ПРОГУЛКА | 1.Двигательная активность (бег, игры, упражнения) 2.Подвижная игра 3.Дыхательная гимнастика |
ПЕРЕД СНОМ | 1.Ходьба по мокрым дорожкам 15-20 сек. 2.Релаксация под музыку (в постели) |
ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ | 1.Гимнастика пробуждения(в постели) 2.Сухое растирание 3.Босохождение (3-5 мин.) |
ПОСЛЕ ПОЛДНИКА | 1.Психогимнастика (эмоциональное здоровье) 2.Осанка (профилактика сколиоза) |
ВЕЧЕР | 1.Артикуляционная гимнастика |
Медико-педагогическая модель оздоровления в группе включает всебя:
А. Образовательную работу-
- познавательные занятия
- занятия по программе «Здоровей-ка»
- дидактические игры
- конкурсы и развлечения
- опытно-экспериментальная деятельность
- проектная деятельность
- беседы
- продуктивная деятельность
Б. Оздоровительную работу – все традиционные и нетрадиционные методы оздоровления, например,
-закаливание
-босохождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам
-звуковое дыхание Лазарева
- психогимнастика
-лечебные игры
-игровой самомассаж
В. Организацию предметно-развивающей среды:
-пособия и инвентарь для массажа
-уголок здоровья
-подборка художественной литературы
-иллюстрации о ЗОЖ
-подбор музыки для релаксации и отдыха
-настольно-печатные игры
В группе ведется целенаправленная работа по созданию представлений о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется в группе по следующим направлениям:
1) Привитие стойких культурно-гигиенических навыков
2) Формирование элементарных представлений об окружающей среде
3) Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
4) Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений
5) Развитие представлений о строении собственного тела
6) Формирование представлений о том, что полезно и что вредно 7) Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения
8) Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях
Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой деятельности.
Мы учитываем, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье. В своей работе ориентируемся на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Занятия по ЗОЖ включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку. Надо, чтобы уже с детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
Таким образом, оздоровительная работа в группе включает в себя пять основных направлений.
I.Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
- уроки здоровья для детей 4-5 лет
II.Физическое развитие и оздоровление детей:
Закаливание, точечный массаж, игры, которые лечат, дыхательная гимнастика, организация двигательного режима
III.Лечебно-профилактическая работа:
лечебная физкультура, лечебный массаж, физиотерапия
IV.Работа с родителями
V.Обеспечение психологического благополучия:
музыкотерапия, коррекционно-развивающая работа, психогимнастика.
Работа в оздоровительном направлении показала, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки З.О.Ж. и безопасного поведения в быту и на природе, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.
Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них:
- Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
- Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
- Улучшение физического развития;
- Устранение отставания в развитии движений ;
- Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
- Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.
Я думаю, что воспитатели и медицинские работники согласятся, что проблема оздоровления детей – это компания не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива группы и детского сада в целом. Это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на длительный период.
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
5. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «Технология решения изобретательских задач» в дошкольном образовании
Моя работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Педагогические технологии реализации ФГОС дошкольного образования». В ней я описываю технологию ТРИЗ, привожу практическ...
Методические рекомендации для педагогов по внедрению технологии "Детский совет"
Данная консультация будет интересна для практикующих педагогов ДОУ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для воспитателей. Секреты древних технологий изготовления тряпичной куклы
Интерес к народному творчеству, как к особому типу художественного творчества, из года в год не теряет своей актуальности. Возвращение к истокам является главной темой в творчестве фольклорных ансамбл...
Методические рекомендации для воспитателей "Использование ТРИЗ - технологии в воспитательно- образовательном процессе ДОУ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для педагогов по использовонию технологии ТРИЗ
ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производит...
Презентация -методические рекомендации для педагогов Проблемно - поисковые технологии в ДОУ
Презентация - методические рекомендации для педагогов "Проблемно-поисковые технологии в ДОУ"...
Методическая рекомендация для воспитателей «Метод кейс-технологии в ДОУ».
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствам...
- Мне нравится (3)