Презентация -методические рекомендации для педагогов Проблемно - поисковые технологии в ДОУ
презентация
Презентация - методические рекомендации для педагогов "Проблемно-поисковые технологии в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov_-_problemno_-_poiskovye_tehnologii_v_dou.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемно –поисковая образовательная технология—организованный воспитателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием подачи новых знаний, в ходе которого он учится мыслить, творчески усваивать знания. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.
Проблемно-поисковые образовательные технологии (ППТ) ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) 2. Технология проблемного диалога 3. Детское экспериментирование 4. Проектная деятельность 5. Исследовательская деятельность 6. РТВ (развитие творческого воображения) 7. «Мозговой штурм» 8. Кейс-технологии
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.» Э.Кант Проблемно-поисковая технология – это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления. Суть проблемного обучения заключается в том, что создавая познавательную задачу/ситуацию педагог предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, побуждает обучающихся к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, ведет к открытию новых способов действий с предметным содержанием.
Цели технологии проблемного обучения: побуждать к самостоятельной деятельности и активному поиску; стимулировать проявление активности, инициативы, творчества; развивать интуицию и мышление; учить искусству решения различных научных и практических проблем; обеспечивать развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений; вызывать познавательный интерес к изучаемому материалу.
Уровни в проблемно – поисковой технологии 1 уровень Воспитатель сам ставит проблему Воспитатель решает . Дети наблюдают 2 уровень Воспитатель сам ставит проблему Воспитатель и дети решают проблему совместно 3 уровень Ребенок самостоятельно ставит проблему Ребенок решает проблему. Воспитатель помогает , подсказывает. 4 уровень Ребенок сам ставит проблему Ребенок самостоятельно решает проблему
Структурные единицы ( ФОРМЫ) проблемного обучения Проблемный вопрос, Проблемная задача, Проблемная ситуация.
Проблемный вопрос. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы « почему?», «зачем»? «отчего?» «как?» !!! Например, Какие птицы наших краёв улетают на юг последними?(вопрос) Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на 2 части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос. Например: 1. Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы. Почему? 2. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь? 3. Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.
Когда задание/вопрос становится проблемным? если имеются противоречия; если требуется установить сходства и различия; если требуется установить причинно-следственные связи; если необходимо обосновать выбор предпочтения; если требуется подтверждение закономерностей примерами из личного опыта; если стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения. Проблемные вопросы требуют рассуждений, доказательств, установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез, составления плана действий и т.д.: «почему?», «зачем»? «отчего?» «Что же нам делать? Как же теперь быть? Как мы можем помочь …(герою) ? Как мы можем это узнать?
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты: - неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; - познавательная деятельность; - творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Методы постановки учебной проблемы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом : Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.) Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для обучающихся)
Этапы организации проблемного обучения 1. Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем усвоению учебном материале, осознание их как трудностей (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи) 2. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи. 3. Выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения. 4. Проверка решения. 5. Введение в систему знаний.
Решение проблемных ситуаций В качестве проблемной ситуации могут быть: проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности.
Основные условия для успешного применения проблемно –поисковой образовательной технологии: Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. - Быть доступными для ребенка. - Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. -Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного
Достоинства технологии: - Высокая самостоятельность обучающихся; - Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребенка.
Методические приемы создания проблемных ситуаций - педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог); - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); - формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).
Алгоритм составления конспектов занятий с использованием методов проблемного обучения В первую очередь необходимо: -определить программные знания, которые получат дети на этом НОД; –четко сформулировать цель для себя; –четко спланировать и выделить этапы деятельности: В процессе НОД : - постановка проблемы и присвоение ее детьми, - актуализация знаний, - выдвижение гипотез, - проверка правильности решения проблемы, - введение в систему новых знаний. Продумать: - размещение открытия (открытий) в уголке Открытий, - поощрение открывателей для стимулирования к дальнейшим открытиям, - информацию, которая будет доведена до родителей.
Примеры проблемных ситуаций Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Тема: «Транспорт» Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться. Тема: «Дома», «Свойства материалов» Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. Тема: «Фрукты» Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться? Тема: «Свойства материалов» В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги. Тема: « Погодные условия» Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно. Тема: « Свойства металлов» Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет. Тема: «Стороны света» Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса. Тема: «Объём» Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. Тема: « Погодные условия» Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, адругая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? Тема: « Измерение длины» Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая… Тема: « Выше, ниже» Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая. Тема: «Лекарственные растения» Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать. Тема: «Почва» Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше. Тема: « Свойства дерева» Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов «Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования»
Представлены методические рекомендации по использованию системы упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования"...
Методические рекомендации для педагогов по внедрению технологии "Детский совет"
Данная консультация будет интересна для практикующих педагогов ДОУ...
Методические рекомендации по использованию проблемно – поисковых методов в работе с детьми с нарушением слуха.
представление опыта работы по использованию проблемно – поисковых методов с дошкольниками с нарушением слуха....
Проблемно-поисковая технология в различных видах деятельности дошкольников
По данным исследования академика Д.И.Фельдштейна (РАО) современные дети обладают новым типом сознания системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. (Н.А.Гор...
Презентация - Методические рекомендации для педагогов "Технология макетирования в детском саду"
Методические рекомендации для педагогов"Технология макетирования в детском саду" - презентация....
Методические рекомендации для педагогов по использовонию технологии ТРИЗ
ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производит...
Методические рекомендации для педагогов «Использование информационных технологий в разработке демонстрационного материала»
Использование программы Photo Sho...