Адаптация детей к ДОУ
консультация (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей к ДОУ
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуальность обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
Задача воспитателя - создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ.
Цели и задачи процесса адаптации
• Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
• Повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка.
• Организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
• Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
• Создать систему взаимодействия с родителями.
Принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются:
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ,
2. постепенное привыкание детей к новым условиям,
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей,
4. сохранение в самые первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
5. информирование родителей об особенностях адаптации ребенка на основе адаптационных карт,
6. индивидуальный подход к ребенку,
7. создание предметно-развивающей среды в группе,
8. контроль за физическим состоянием ребенка,
9. учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста.
1. Формы и способы адаптации детей раннего возраста.
• Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
С помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.
• Исполнение колыбельных песен перед сном.
Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Релаксационные игры (песок, вода).
Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.
• Музыкальные занятия и развитие движений.
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.
• Игровые методы взаимодействия с ребенком.
Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
• игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
• не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу) ;
• должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
• всем детям предлагаются одинаковые предметы;
• инициатором игры выступает взрослый.
2. Организация условий для адаптации детей раннего возраста.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации.
3. Работа с родителями.
Ее желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.
Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.
Результаты и выводы
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.
Период адаптации детей раннего возраста условно разделяют на три уровня:
1 уровень - период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников. Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев) .
2 уровень - дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. Средний уровень адаптации (20-40 дней) .
3 уровень - при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Легкий уровень адаптации (10-15 дней) .
Показателями окончания адаптационного периода является:
• спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
• уравновешенное настроение в течение дня;
• адекватное отношение к предложениям взрослых;
• общение с ними по собственной инициативе;
• умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
• желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
• спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.
Работа с родителями новых воспитанников
Работа с родителями проходит в несколько этапов:
- первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;
- второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
- третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
Построенная таким образом работа позволяет:
- сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
- показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Во-первых, в коридорах и группах ДОУ находятся информационные стенды, на которых расположены документы из уже упоминавшегося пакета для родителей.
Во-вторых, родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ, цели которой:
- сбор информации о семье;
- выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
- установление партнерских, доброжелательных отношений.
Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету.
С этой же целью родителям предлагается написать сочинение о своем ребенке "Мой ребенок. Какой он?".
На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4 «Солнышко»
Выступление на медико - педагогическом совете ДОУ
«Адаптация. Принципы работы по адаптации детей в ДОУ»
ст воспитатель
Габдульбарова Л.Т.
п.г.т. Камские Поляны
2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....