Особенности системы формирования комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников на основе существующих элементов физкультурно-оздоровительной работы
статья по теме

Кудрявцева Татьяна Николаевна

В статье раскрывается  первостепенная необходимость поднимать сферу физкультурного образования, начиная с дошкольников. Приводится раскрытая схема комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников на основе существующих элементов физкультурно-оздоровительной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx50.22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности системы формирования комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников на основе существующих элементов физкультурно-оздоровительной работы

Одной из важных проблем социального развития нашей страны, которая требует срочного решения, в настоящее время стал вопрос о достаточно низком уровне двигательной активности и физического развития детей  Российской Федерации.

 Последние данные, приводимые в Государственной программе РФ «Здоровье нации», говорят о резком снижении продолжительности жизни населения и катастрофическом росте заболеваемости детей и подростков. Реальный объем двигательной активности воспитанников детских садов и школьников не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число детей, отнесенных по состоянию здоровья к  специальной медицинской группе (СМГ).

Изучение здоровья детей в нашей стране показывает, что примерно 60% из приходящих в первый класс, уже имеют как небольшие, так и серьезные отклонения в физическом здоровье. И согласно данным проведенных исследований непосредственными причинами возникновения различных заболеваний и снижения уровня здоровья у детей можно считать нарушение домашнего режима дня, хроническое недосыпание и недоедание, низкую двигательную активность, плохую организацию досуга на свежем воздухе и т.д. В школе перечисленные выше нарушения усугубляются, и процент отклонения в физическом здоровье детей повышается порой до 80%.

Но если изъяны физического здоровья медики и педагоги научились отчасти корректировать, то отклонения в области психической сферы, дефекты психического здоровья поддаются лечению значительно тяжелее. Сейчас в России достаточно высок процент детей со слабым вниманием, с низкой способностью воспринимать учебный материал, неспровоцированной тревожностью, агрессивностью.

В социально-нравственном здоровье детей в детском саду выявились такие отрицательные черты, которых 10-15 лет назад вообще не было. Намного ниже стала дисциплина на занятиях, в том числе на занятиях по физкультуре.

Одной из непосредственных причин данного явления, который приводит к росту количества детей, отнесенных к СМГ, является ухудшение внеклассной спортивно-массовой работы, снижение двигательной активности учащихся учебных заведений всех типов.

Как показывают данные исследований, для приобщения детей к занятиям спортом необходимо не только сплоченная работа в этом направлении всего педагогического коллектива, но и объединение усилий всех причастных к воспитанию детей социальных институтов: семьи, школы, спортивных организаций, СМИ.

Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября  2005 года № 1433-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 года», которая исходит из необходимости комплексного решения проблем, связанных с массовым спортом, и направлена на создание условий для участия в нём всех групп населения и особенно для молодежи.

 Цель этой программы: создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Задачи данной федеральной программы: повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом; развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства; создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков; целевая поддержка научных и методических разработок в области спорта высших достижений; развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва

Основные преимущества программно-целевого метода: комплексный подход к решению проблемы; распределение полномочий и ответственности; эффективное  планирование  и мониторинг результатов реализации программы. Основные программные мероприятия связаны с развитием массового спорта и включают: развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях; развитие физической культуры и спорта по месту жительства граждан; организацию пропаганды физической культуры и спорта; финансирование в первую очередь развития и модернизации спортивной инфраструктуры и организации пропаганды физической культуры и спорта; осуществление мониторинга оценки населением проводимых мероприятий по  развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом и динамики доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом; возможность адаптации мероприятий программы к потребностям граждан и, при необходимости, их корректировки; развитие спорта высших достижений за счет средств федерального бюджета путем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развития системы антидопингового контроля, развития и модернизации специализированной инфраструктуры и совершенствования учебно-тренировочного процесса.

При реализации мероприятий программы в полном объеме показатель систематических занятий физической культурой и спортом населения предполагается увеличить с 11,6 % в 2004 году до 30% в 2015 году.

Как было выше отмечено, одной из важнейших задач этой федеральной программы является создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей, где воспитанники детских садов не являются исключением. Но в настоящее время имеющиеся теоретико-методические работы по этому вопросу, наряду с положительными сторонами имеют существенный недостаток: улучшение физического воспитания в них, как правило, строится лишь на совершенствовании одного или нескольких элементов физической культуры (например: игры, работа СМИ, внеклассная работа). Авторы этих работ, сосредоточиваясь на чем-то одном, забывают о том, что весомый результат даст только комплексный подход, учитывающий все стороны физического развития воспитанников детских садов, где, пропустив один элемент, можно разрушить всю систему физического воспитания.

 Предлагаемую нами единую комплексную систему на основе существующих элементов физкультурно-оздоровительной работы, которая будет в настоящее время наиболее эффективно работать, формируя у малышей потребность в физической культуре и здоровом образе жизни, можно представить в виде схемы 1.

 Реальная работа на основе предлагаемой схемы комплексного подхода к физическому воспитанию детей  основана на активном участии и взаимодействии всех значимых социальных институтов в обучении и воспитании школьников: семьи, школы, спортивных организации, СМИ, при условии активного использования ими всех существующих у них форм физического  воспитания.

Схема 1. Формирование системы комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

О дифференцированном подходе к физическому воспитанию девочек и мальчиков....

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы.

Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы....

Физическое воспитание дошкольников на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту цель дошкольного образования -  создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его л...

Организация работы по физическому воспитанию дошкольников через обучение детей элементам спортивных игр и упражнений, внедрение системы коррекционно-оздоровительных игр на воздух

Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физическ...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Обобщение опыта работы

В описании педагогического опыта, инструктор представил задачи, методы и формы работы по формированию полоролевой социализации детей дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического р...

Опыт работы "Интегрированный подход в физическом воспитании дошкольников"

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач нашего времени, ведь воспитание гармоничной личности будет неполным без физического развития. Но вырастить здоровых, красиво сложенных,...