Физическое воспитание дошкольников на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.
консультация по физкультуре на тему

Чечёта Вероника Игоревна

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту цель дошкольного образования -  создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskaya_gimnastika.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание дошкольников на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики. 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту цель дошкольного образования -  создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Содержание Программы дошкольного образования должно охватывать следующие направления развития и образования детей или образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;  

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

1) двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

2) способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

3) становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

4) становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Двигательная активность дошкольника – главное условие его гармоничного развития. Неоправданное увеличение интеллектуальных и статических нагрузок, неизбежно нарушающих гигиенические основы режима жизни дошкольника, организм которого по своим морфофункциональным и психофизиологическим особенностям и возможностям далек от категории школьной зрелости, может привести к выраженным нарушениям соматического и психического здоровья.

В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях.

Интеллектуальный и социальный рост ребенка, не говоря уже о его физическом развитии, в решающей степени зависит от его двигательной активности именно в первые 6 лет жизни.

Механизмы воздействия движения на организм ребенка:

Энергетическое правило двигательной активности: восстановление затраченной энергии у детей характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Таким образом, в результате движений происходит:

1) не трата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост;

2) возрастают функциональные и энергетические возможности организма, позволяющие выполнять большие по объему и интенсивности нагрузки.

 При снижении потока импульсов от работающих мышц нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь сердца, для эффективной деятельности которого необходим постоянный приток импульсов, возникающих в рецепторах мышц. Также известно, что мозг человека функционирует, а значит, развивается не только при мыслительной деятельности – чтении, занятиях математикой, но и при выполнении любого физического движения высокоразвитый интеллект берет свое начало именно в человеческой подвижности и деятельности рук.

Физически более активные дети отличаются высокой степенью любознательности, что стимулирует их познавательную активность.  Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики.

 В исследованиях Л.С. Выготского (1956), А. В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте. Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.

Чтобы достичь высоких педагогических результатов в воспитании детей необходимо развивать у них двигательные и мануальные навыки, вестибулярный аппарат, выполнять гимнастические и акробатические упражнения, обучать плаванию, проводить закаливание (нейрофизиолог Глен Доман).

Известно, что ритмическая гимнастика – это выполнение физических упражнений поточным методом под музыку в полном согласовании с музыкой и содержанием литературных произведений – сказок, по сюжетам которых, формируются комплексы упражнений.

 Впервые термин «Ритмическая гимнастика» введен швейцарским педагогом и композитором Жаком Далькрозом на рубеже 19 и 20 века. Американский врач Кеннет Купер во второй половине 20 века обосновал оздоровительный эффект аэробики, одним из средств которой является ритмическая гимнастика. Пять «китов» аэробики: лыжная ходьба, плавание, езда на велосипеде, бег, ходьба.

Движения представлены во всем многообразии:

  1. Основная гимнастика (бег, ходьба, прыжки, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, равновесия, повороты и т.д.);
  2. Элементы видов спорта (акробатики, художественной гимнастики, аэробики и др.);
  3. Упражнения на снарядах (скамейка, степ, фитбол, батут, шведская стенка и др.);
  4. Упражнения с предметами (мяч, скакалка, обруч, гимнастич. палка, шарф, лента и др.);
  5. Элементы танцев и хореографии;
  6. Специальные средства двигательной выразительности (жесты, пантомимика, ритмопластика)
  7. Упражнения оздоровительных гимнастик (дыхательные, в расслаблении, элементы стретчинга и др.)

Важная особенность ритмической гимнастики: отражает характер героев сказок, их действия и взаимодействия и помогает создать художественный образ.

Базовой структурной единицей занятия ритмической гимнастикой является комплекс упражнений, построенный на таких закономерностях:

1. От простого движения - к более сложному.

2. От менее амплитудного движения -  к более амплитудному.

3. От медленного к более высокому темпу выполнения упражнений.

4. Конечная поза одного упражнения является исходным положением для следующего, что обеспечивает поточный характер их выполнения, а значит высокую моторную плотность занятий.

5. Условно выделяются 3 части комплекса: подготовительный, основной и заключительный.

6. Пик физической нагрузки приходится на основную часть, а к заключительной она снижается.

7. Упражнения различной направленности рассеяны по всему комплексу.

8. Выделяются основные движения, выполняемые с определенной дозировкой и вспомогательные, являющиеся связующими элементами комплекса.

Музыка организующее начало двигательных действий, так как любое музыкальное произведение имеет четко выраженную логическую структуру, в соответствии с которой выстраваются отдельные упражнения, связки и комплекс физических упражнений. Музыка, как и движение, является четким примером организационного упорядочивания бесконечного числа своих составляющих.

Музыкальное произведение объединяет в себе бесконечное число звуков, систематизирует их и строит из них мелодию, так же и двигательная композиция строит и логично распределяет бесконечное число двигательных действий (физических упражнений). Когда эти два явления объединяются, синтезируются, то логику распределения физических упражнений, их характер и направленность, подсказывает структура и художественный образ музыкального произведения. Структурные характеристики музыки обладают важнейшими организационными функциями.

Музыка обладает эмоционально-образным содержанием, которое вызывает у занимающихся рефлексию (ответную реакцию) в виде выразительных движений.

Содержание музыки; структурное построение; эмоциональный образ; четкое последовательное, выразительное, одухотворенное выполнение упражнений – является интегральным показателем физического и психического развития ребенка.

Двигательная выразительность способствует развитию координации, гибкости, быстроте внимания, разносторонности воображения, памяти, наглядно – образному мышлению.  

Содержание сказки лежит в основе сюжета по которому формируется комплекс упражнений ритмической гимнастики: повышает эмоциональный фон, интерес, мотивацию, обостряет внимание, память, мышление помогает освоить и запомнить двигательный материал, способствует проникновению в образ героев и выразительному выполнению упражнений, передает знания, обогащает нравственно – этические правила, способствует коррекции психического состояния.

Соотношение двигательного, музыкального и литературного материала в структуре комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

1. Двигательный компонент

2. Музыкальный компонент

3. Сюжетный компонент

Структура комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

1. Подготовительная часть 1-3 композиции

2. Завязка действия

3. Основная часть 4-10 композиций

4. Развитие действия

5. Заключительная часть 1-2 композиции

6. Финал действия

В сюжетно-ролевой ритмической гимнастике основной деятельностью является музыкально-двигательная, которую мы определили как процесс активного взаимодействия ребенка - дошкольника с ценностями физической и музыкальной культуры, направленный на физическое и психическое, а в том числе и интеллектуальное развитие и удовлетворение природосообразных потребностей ребенка в движении, игре и эмоциях.

Игра является неотъемлемой частью сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.

Игровой метод – основной в организации занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой.

 Самым ярким его проявлением является метод игры-драматизации, позволяющий разыграть сюжет сказки по ролям.

На разных этапах изучения комплекса игра имеет свою специфику проявления:

 На первом этапе (1-10 занятие) игровой метод используется для освоения отдельных движений и создания с их помощью художественных образов действующих лиц сказки.

На втором этапе (11-20 занятие), после разучивания комплекса в целом, начинается игра в «Театр одного актера», когда ребенок изображает по ходу сюжета каждого героя сказки.

И только на третьем этапе (21-30 занятие), после освоения и осмысления двигательных действий комплекса, переходим к ролевому разыгрыванию сюжета сказки.

С позиции игровой деятельности комплекс сюжетно-ролевой ритмической гимнастики может характеризоваться как комплекс упражнений СРРГ, подвижная игра, музыкальная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Средства сюжетно-ролевой ритмической гимнастики обеспечивают полисенсорное воздействие на организм через зрительный, слуховой, мышечно-суставной анализатор.

Средства педагогического воздействия: физические упражнения, литература, игра, музыка, действия педагога, слово педагога, двигательная деятельность, познавательная деятельность, интеграция.

Компоненты  сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

  1. Движение;
  2. Сюжет;
  3. Музыка;
  4. Игра;
  5. Мотивация;
  6. Эмоционально-положительное настроение;
  7. Выразительная передача движений;
  8. Обогащение развития личности ребенка;
  9. Развитие физических качеств;
  10.  Функциональное развитие;
  11.  Освоение двигательных действий.

Многокомпонентный характер воздействия обеспечивает ярко выраженную интеграцию двигательной и познавательной деятельности.

 В рамках сюжетно-ролевой ритмической гимнастики осуществляется интегрированное решение задач всех основных направлений развития ребенка-дошкольника:

  1. Физическое развитие (развитие физических качеств, координации, формирование двигательных умений, мотивации);
  2. Социально-коммуникативное (развитие общения и взаимодействия, самостоятельности, нравственности, сопереживания,эмоциональной отзывчивости и т.д.);
  3. Познавательное развитие (развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, становление сознания и т.д.);
  4. Художественно-этетическое развитие (знакомство с детской литературой, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д.);
  5. Речевое развитие (развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства словесного, музыкального, ритмопластики и т.д.).

Технология обучения комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

1 этап – Предварительный (1-3 занятия)

     Задачи 1. Создать мотивацию к занятиям.

                  2. Познакомить с литературным и музыкальным материалом.

                  3. Познакомить с отдельными двигательными заданиями, характеризующими героев сказки, их сюжетные действия.

    Методы 1. Беседа, рассказ, объяснение.

                    2. Показ (видеофильмов, слайдов, рисунков и т.д).

    Формы 1. Непосредственная образовательная деятельность

    Результат Первые эмоциональные переживания содержания сказки, музыки, образных ритмопластических движений. Высокий интерес детей, стремление к дальнейшему познанию сказки, музыки и образных движений. 2 этап – Ориентировочный (8-10 занятий)

    Задачи 1. Разучить комплекс.

                 2. Сформировать представления о технике элементов.

                 3. Формировать представления о передаче сюжетных образов и действий

                 4. Воспитывать выразительность, музыкальность.

                 5. Развивать координацию и другие физические качества комплексно.

      Методы: Игровой.

                       Рассказ, объяснение.

                       Показ частично и целостно-конструктивного упражнения. Сопряженного воздействия.

       Формы: 1. Основные: физкультурные занятия.

                      2. Малые: утренняя гимнастика; «побудка»; физкульт-паузы и минутки.

        Результат: Осмысление и создание образов персонажей сказки, представлений о характере двигательных действий, технике выполнения базовых элементов, танцевальных движений, отдельных композиций, структуре музыкального произведения и связи музыки и движений с сюжетом сказки. Формирование некоторых первоначальных двигательных умений.

3 этап – Конструктивно-формирующий (8-10 занятий)

         Задачи 1. Закреплять технику отдельных элементов и комплекса в целом.

                      2. Формировать умения передавать образы и действия героев сюжета

                      3. Воспитывать умение выполнять движения в согласовании с музыкой.

                      4. Активно развивать координацию и другие физические качества.

                      5. Стимулировать познавательную активность.

      Методы: Игровой.

                       Рассказ, объяснение.

                       Показ частично и целостно-конструктивного упражнения. Сопряженного воздействия.    

          Формы: 1. Основные: физкультурные занятия.

                        2. Малые.

                        3. Дополнительные: самостоятельные музыкальные игры, кружковые занятия.

          Результат: Сформированные умения в выполнении базовых упражнений, знание и относительно самостоятельное выразительное исполнение отдельных композиций. Умение с помощью музыкально-ритмических движений передавать образы персонажей сказки их действия, жесты, манипуляции.

4 этап – Контрольно-обобщающий (8-10 занятий)

        Задачи 1. Совершенствовать технику отдельных элементов и выполнение комплекса в целом.

                     2. Закреплять умения передавать образы и действия героев сюжета.

                     3. Совершенствовать координацию и другие физические качества.

                     4. Стимулировать познавательную активность, развивать фантазию, самостоятельность.

                     5. Формировать умение выполнять ролевые функции в театрализованном варианте.

      Методы Игровой драматизации.

                      Рассказ, объяснение.

                      Показ целостно-конструктивного упражнения. Сопряженного воздействия.

      Формы Основные: физкультурные , интегрированные, театрализованные занятия.

                    Малые.

                    Дополнительные.

                    Спортивные.

       Результат Высокий уровень сформированности умений и некоторых навыков выполнения базовых упражнений, хорошее знание и относительно самостоятельное выразительное исполнение комплекса в целом. Умение с помощью музыкально-ритмических движений ярко и артистично передавать образы персонажей сказки в театрализованных вариантах занятий.

Технология конструирования (составления) комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

 1 этап - Формирования музыкально-литературного материала (выбор, анализ, конструирование)

2 этап - Формирование базового комплекса физических упражнений (выбор, анализ, конструирование)

Таким образом, мы можем сказать о том, что с помощью сюжетно-ролевой ритмической гимнастики мы можем развивать интеллектуальные, физические, социально-коммуникативные качества наших воспитанников. А так же обучать их азам артистической деятельности. Кроме этого, данная форма занятий не только развивает множество качеств наших детей, но и помогает им быть более раскрепощенными и свободными в действиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию старшей группы с применением сюжетно-ролевой ритмической гимнастики "Гуси-лебеди"

Одним из средств на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста является ритмическа ягимнастика. Ряд исследователей (Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, Н.В. ...

Место родителей в системе физического воспитания дошкольников.

Краткая консультация для родителей на тему: физкультуры и спорта....

Особенности системы формирования комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников на основе существующих элементов физкультурно-оздоровительной работы

В статье раскрывается  первостепенная необходимость поднимать сферу физкультурного образования, начиная с дошкольников. Приводится раскрытая схема комплексного подхода в физическом воспитани...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА...

Физическое воспитание дошкольников, как основа здоровья.

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соо...