Физическое воспитание дошкольников на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.
консультация по физкультуре на тему
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту цель дошкольного образования - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmicheskaya_gimnastika.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание дошкольников на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту цель дошкольного образования - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Содержание Программы дошкольного образования должно охватывать следующие направления развития и образования детей или образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
1) двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
2) способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
3) становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
4) становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Двигательная активность дошкольника – главное условие его гармоничного развития. Неоправданное увеличение интеллектуальных и статических нагрузок, неизбежно нарушающих гигиенические основы режима жизни дошкольника, организм которого по своим морфофункциональным и психофизиологическим особенностям и возможностям далек от категории школьной зрелости, может привести к выраженным нарушениям соматического и психического здоровья.
В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях.
Интеллектуальный и социальный рост ребенка, не говоря уже о его физическом развитии, в решающей степени зависит от его двигательной активности именно в первые 6 лет жизни.
Механизмы воздействия движения на организм ребенка:
Энергетическое правило двигательной активности: восстановление затраченной энергии у детей характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Таким образом, в результате движений происходит:
1) не трата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост;
2) возрастают функциональные и энергетические возможности организма, позволяющие выполнять большие по объему и интенсивности нагрузки.
При снижении потока импульсов от работающих мышц нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь сердца, для эффективной деятельности которого необходим постоянный приток импульсов, возникающих в рецепторах мышц. Также известно, что мозг человека функционирует, а значит, развивается не только при мыслительной деятельности – чтении, занятиях математикой, но и при выполнении любого физического движения высокоразвитый интеллект берет свое начало именно в человеческой подвижности и деятельности рук.
Физически более активные дети отличаются высокой степенью любознательности, что стимулирует их познавательную активность. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики.
В исследованиях Л.С. Выготского (1956), А. В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте. Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.
Чтобы достичь высоких педагогических результатов в воспитании детей необходимо развивать у них двигательные и мануальные навыки, вестибулярный аппарат, выполнять гимнастические и акробатические упражнения, обучать плаванию, проводить закаливание (нейрофизиолог Глен Доман).
Известно, что ритмическая гимнастика – это выполнение физических упражнений поточным методом под музыку в полном согласовании с музыкой и содержанием литературных произведений – сказок, по сюжетам которых, формируются комплексы упражнений.
Впервые термин «Ритмическая гимнастика» введен швейцарским педагогом и композитором Жаком Далькрозом на рубеже 19 и 20 века. Американский врач Кеннет Купер во второй половине 20 века обосновал оздоровительный эффект аэробики, одним из средств которой является ритмическая гимнастика. Пять «китов» аэробики: лыжная ходьба, плавание, езда на велосипеде, бег, ходьба.
Движения представлены во всем многообразии:
- Основная гимнастика (бег, ходьба, прыжки, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, равновесия, повороты и т.д.);
- Элементы видов спорта (акробатики, художественной гимнастики, аэробики и др.);
- Упражнения на снарядах (скамейка, степ, фитбол, батут, шведская стенка и др.);
- Упражнения с предметами (мяч, скакалка, обруч, гимнастич. палка, шарф, лента и др.);
- Элементы танцев и хореографии;
- Специальные средства двигательной выразительности (жесты, пантомимика, ритмопластика)
- Упражнения оздоровительных гимнастик (дыхательные, в расслаблении, элементы стретчинга и др.)
Важная особенность ритмической гимнастики: отражает характер героев сказок, их действия и взаимодействия и помогает создать художественный образ.
Базовой структурной единицей занятия ритмической гимнастикой является комплекс упражнений, построенный на таких закономерностях:
1. От простого движения - к более сложному.
2. От менее амплитудного движения - к более амплитудному.
3. От медленного к более высокому темпу выполнения упражнений.
4. Конечная поза одного упражнения является исходным положением для следующего, что обеспечивает поточный характер их выполнения, а значит высокую моторную плотность занятий.
5. Условно выделяются 3 части комплекса: подготовительный, основной и заключительный.
6. Пик физической нагрузки приходится на основную часть, а к заключительной она снижается.
7. Упражнения различной направленности рассеяны по всему комплексу.
8. Выделяются основные движения, выполняемые с определенной дозировкой и вспомогательные, являющиеся связующими элементами комплекса.
Музыка организующее начало двигательных действий, так как любое музыкальное произведение имеет четко выраженную логическую структуру, в соответствии с которой выстраваются отдельные упражнения, связки и комплекс физических упражнений. Музыка, как и движение, является четким примером организационного упорядочивания бесконечного числа своих составляющих.
Музыкальное произведение объединяет в себе бесконечное число звуков, систематизирует их и строит из них мелодию, так же и двигательная композиция строит и логично распределяет бесконечное число двигательных действий (физических упражнений). Когда эти два явления объединяются, синтезируются, то логику распределения физических упражнений, их характер и направленность, подсказывает структура и художественный образ музыкального произведения. Структурные характеристики музыки обладают важнейшими организационными функциями.
Музыка обладает эмоционально-образным содержанием, которое вызывает у занимающихся рефлексию (ответную реакцию) в виде выразительных движений.
Содержание музыки; структурное построение; эмоциональный образ; четкое последовательное, выразительное, одухотворенное выполнение упражнений – является интегральным показателем физического и психического развития ребенка.
Двигательная выразительность способствует развитию координации, гибкости, быстроте внимания, разносторонности воображения, памяти, наглядно – образному мышлению.
Содержание сказки лежит в основе сюжета по которому формируется комплекс упражнений ритмической гимнастики: повышает эмоциональный фон, интерес, мотивацию, обостряет внимание, память, мышление помогает освоить и запомнить двигательный материал, способствует проникновению в образ героев и выразительному выполнению упражнений, передает знания, обогащает нравственно – этические правила, способствует коррекции психического состояния.
Соотношение двигательного, музыкального и литературного материала в структуре комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:
1. Двигательный компонент
2. Музыкальный компонент
3. Сюжетный компонент
Структура комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:
1. Подготовительная часть 1-3 композиции
2. Завязка действия
3. Основная часть 4-10 композиций
4. Развитие действия
5. Заключительная часть 1-2 композиции
6. Финал действия
В сюжетно-ролевой ритмической гимнастике основной деятельностью является музыкально-двигательная, которую мы определили как процесс активного взаимодействия ребенка - дошкольника с ценностями физической и музыкальной культуры, направленный на физическое и психическое, а в том числе и интеллектуальное развитие и удовлетворение природосообразных потребностей ребенка в движении, игре и эмоциях.
Игра является неотъемлемой частью сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.
Игровой метод – основной в организации занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой.
Самым ярким его проявлением является метод игры-драматизации, позволяющий разыграть сюжет сказки по ролям.
На разных этапах изучения комплекса игра имеет свою специфику проявления:
На первом этапе (1-10 занятие) игровой метод используется для освоения отдельных движений и создания с их помощью художественных образов действующих лиц сказки.
На втором этапе (11-20 занятие), после разучивания комплекса в целом, начинается игра в «Театр одного актера», когда ребенок изображает по ходу сюжета каждого героя сказки.
И только на третьем этапе (21-30 занятие), после освоения и осмысления двигательных действий комплекса, переходим к ролевому разыгрыванию сюжета сказки.
С позиции игровой деятельности комплекс сюжетно-ролевой ритмической гимнастики может характеризоваться как комплекс упражнений СРРГ, подвижная игра, музыкальная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.
Средства сюжетно-ролевой ритмической гимнастики обеспечивают полисенсорное воздействие на организм через зрительный, слуховой, мышечно-суставной анализатор.
Средства педагогического воздействия: физические упражнения, литература, игра, музыка, действия педагога, слово педагога, двигательная деятельность, познавательная деятельность, интеграция.
Компоненты сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:
- Движение;
- Сюжет;
- Музыка;
- Игра;
- Мотивация;
- Эмоционально-положительное настроение;
- Выразительная передача движений;
- Обогащение развития личности ребенка;
- Развитие физических качеств;
- Функциональное развитие;
- Освоение двигательных действий.
Многокомпонентный характер воздействия обеспечивает ярко выраженную интеграцию двигательной и познавательной деятельности.
В рамках сюжетно-ролевой ритмической гимнастики осуществляется интегрированное решение задач всех основных направлений развития ребенка-дошкольника:
- Физическое развитие (развитие физических качеств, координации, формирование двигательных умений, мотивации);
- Социально-коммуникативное (развитие общения и взаимодействия, самостоятельности, нравственности, сопереживания,эмоциональной отзывчивости и т.д.);
- Познавательное развитие (развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, становление сознания и т.д.);
- Художественно-этетическое развитие (знакомство с детской литературой, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д.);
- Речевое развитие (развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства словесного, музыкального, ритмопластики и т.д.).
Технология обучения комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:
1 этап – Предварительный (1-3 занятия)
Задачи 1. Создать мотивацию к занятиям.
2. Познакомить с литературным и музыкальным материалом.
3. Познакомить с отдельными двигательными заданиями, характеризующими героев сказки, их сюжетные действия.
Методы 1. Беседа, рассказ, объяснение.
2. Показ (видеофильмов, слайдов, рисунков и т.д).
Формы 1. Непосредственная образовательная деятельность
Результат Первые эмоциональные переживания содержания сказки, музыки, образных ритмопластических движений. Высокий интерес детей, стремление к дальнейшему познанию сказки, музыки и образных движений. 2 этап – Ориентировочный (8-10 занятий)
Задачи 1. Разучить комплекс.
2. Сформировать представления о технике элементов.
3. Формировать представления о передаче сюжетных образов и действий
4. Воспитывать выразительность, музыкальность.
5. Развивать координацию и другие физические качества комплексно.
Методы: Игровой.
Рассказ, объяснение.
Показ частично и целостно-конструктивного упражнения. Сопряженного воздействия.
Формы: 1. Основные: физкультурные занятия.
2. Малые: утренняя гимнастика; «побудка»; физкульт-паузы и минутки.
Результат: Осмысление и создание образов персонажей сказки, представлений о характере двигательных действий, технике выполнения базовых элементов, танцевальных движений, отдельных композиций, структуре музыкального произведения и связи музыки и движений с сюжетом сказки. Формирование некоторых первоначальных двигательных умений.
3 этап – Конструктивно-формирующий (8-10 занятий)
Задачи 1. Закреплять технику отдельных элементов и комплекса в целом.
2. Формировать умения передавать образы и действия героев сюжета
3. Воспитывать умение выполнять движения в согласовании с музыкой.
4. Активно развивать координацию и другие физические качества.
5. Стимулировать познавательную активность.
Методы: Игровой.
Рассказ, объяснение.
Показ частично и целостно-конструктивного упражнения. Сопряженного воздействия.
Формы: 1. Основные: физкультурные занятия.
2. Малые.
3. Дополнительные: самостоятельные музыкальные игры, кружковые занятия.
Результат: Сформированные умения в выполнении базовых упражнений, знание и относительно самостоятельное выразительное исполнение отдельных композиций. Умение с помощью музыкально-ритмических движений передавать образы персонажей сказки их действия, жесты, манипуляции.
4 этап – Контрольно-обобщающий (8-10 занятий)
Задачи 1. Совершенствовать технику отдельных элементов и выполнение комплекса в целом.
2. Закреплять умения передавать образы и действия героев сюжета.
3. Совершенствовать координацию и другие физические качества.
4. Стимулировать познавательную активность, развивать фантазию, самостоятельность.
5. Формировать умение выполнять ролевые функции в театрализованном варианте.
Методы Игровой драматизации.
Рассказ, объяснение.
Показ целостно-конструктивного упражнения. Сопряженного воздействия.
Формы Основные: физкультурные , интегрированные, театрализованные занятия.
Малые.
Дополнительные.
Спортивные.
Результат Высокий уровень сформированности умений и некоторых навыков выполнения базовых упражнений, хорошее знание и относительно самостоятельное выразительное исполнение комплекса в целом. Умение с помощью музыкально-ритмических движений ярко и артистично передавать образы персонажей сказки в театрализованных вариантах занятий.
Технология конструирования (составления) комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:
1 этап - Формирования музыкально-литературного материала (выбор, анализ, конструирование)
2 этап - Формирование базового комплекса физических упражнений (выбор, анализ, конструирование)
Таким образом, мы можем сказать о том, что с помощью сюжетно-ролевой ритмической гимнастики мы можем развивать интеллектуальные, физические, социально-коммуникативные качества наших воспитанников. А так же обучать их азам артистической деятельности. Кроме этого, данная форма занятий не только развивает множество качеств наших детей, но и помогает им быть более раскрепощенными и свободными в действиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию старшей группы с применением сюжетно-ролевой ритмической гимнастики "Гуси-лебеди"
Одним из средств на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста является ритмическа ягимнастика. Ряд исследователей (Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, Н.В. ...
Место родителей в системе физического воспитания дошкольников.
Краткая консультация для родителей на тему: физкультуры и спорта....
Особенности системы формирования комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников на основе существующих элементов физкультурно-оздоровительной работы
В статье раскрывается первостепенная необходимость поднимать сферу физкультурного образования, начиная с дошкольников. Приводится раскрытая схема комплексного подхода в физическом воспитани...
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА...
Психолого-педагогические основы развития сюжетно-ролевых игр дошкольников
Что значит игра для детей?......
Физическое воспитание дошкольников, как основа здоровья.
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соо...