Физическое воспитание дошкольников на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.
консультация по физкультуре на тему

Чечёта Вероника Игоревна

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту цель дошкольного образования -  создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskaya_gimnastika.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание дошкольников на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики. 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту цель дошкольного образования -  создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Содержание Программы дошкольного образования должно охватывать следующие направления развития и образования детей или образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;  

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

1) двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

2) способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

3) становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

4) становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Двигательная активность дошкольника – главное условие его гармоничного развития. Неоправданное увеличение интеллектуальных и статических нагрузок, неизбежно нарушающих гигиенические основы режима жизни дошкольника, организм которого по своим морфофункциональным и психофизиологическим особенностям и возможностям далек от категории школьной зрелости, может привести к выраженным нарушениям соматического и психического здоровья.

В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях.

Интеллектуальный и социальный рост ребенка, не говоря уже о его физическом развитии, в решающей степени зависит от его двигательной активности именно в первые 6 лет жизни.

Механизмы воздействия движения на организм ребенка:

Энергетическое правило двигательной активности: восстановление затраченной энергии у детей характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Таким образом, в результате движений происходит:

1) не трата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост;

2) возрастают функциональные и энергетические возможности организма, позволяющие выполнять большие по объему и интенсивности нагрузки.

 При снижении потока импульсов от работающих мышц нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь сердца, для эффективной деятельности которого необходим постоянный приток импульсов, возникающих в рецепторах мышц. Также известно, что мозг человека функционирует, а значит, развивается не только при мыслительной деятельности – чтении, занятиях математикой, но и при выполнении любого физического движения высокоразвитый интеллект берет свое начало именно в человеческой подвижности и деятельности рук.

Физически более активные дети отличаются высокой степенью любознательности, что стимулирует их познавательную активность.  Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики.

 В исследованиях Л.С. Выготского (1956), А. В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте. Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.

Чтобы достичь высоких педагогических результатов в воспитании детей необходимо развивать у них двигательные и мануальные навыки, вестибулярный аппарат, выполнять гимнастические и акробатические упражнения, обучать плаванию, проводить закаливание (нейрофизиолог Глен Доман).

Известно, что ритмическая гимнастика – это выполнение физических упражнений поточным методом под музыку в полном согласовании с музыкой и содержанием литературных произведений – сказок, по сюжетам которых, формируются комплексы упражнений.

 Впервые термин «Ритмическая гимнастика» введен швейцарским педагогом и композитором Жаком Далькрозом на рубеже 19 и 20 века. Американский врач Кеннет Купер во второй половине 20 века обосновал оздоровительный эффект аэробики, одним из средств которой является ритмическая гимнастика. Пять «китов» аэробики: лыжная ходьба, плавание, езда на велосипеде, бег, ходьба.

Движения представлены во всем многообразии:

  1. Основная гимнастика (бег, ходьба, прыжки, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, равновесия, повороты и т.д.);
  2. Элементы видов спорта (акробатики, художественной гимнастики, аэробики и др.);
  3. Упражнения на снарядах (скамейка, степ, фитбол, батут, шведская стенка и др.);
  4. Упражнения с предметами (мяч, скакалка, обруч, гимнастич. палка, шарф, лента и др.);
  5. Элементы танцев и хореографии;
  6. Специальные средства двигательной выразительности (жесты, пантомимика, ритмопластика)
  7. Упражнения оздоровительных гимнастик (дыхательные, в расслаблении, элементы стретчинга и др.)

Важная особенность ритмической гимнастики: отражает характер героев сказок, их действия и взаимодействия и помогает создать художественный образ.

Базовой структурной единицей занятия ритмической гимнастикой является комплекс упражнений, построенный на таких закономерностях:

1. От простого движения - к более сложному.

2. От менее амплитудного движения -  к более амплитудному.

3. От медленного к более высокому темпу выполнения упражнений.

4. Конечная поза одного упражнения является исходным положением для следующего, что обеспечивает поточный характер их выполнения, а значит высокую моторную плотность занятий.

5. Условно выделяются 3 части комплекса: подготовительный, основной и заключительный.

6. Пик физической нагрузки приходится на основную часть, а к заключительной она снижается.

7. Упражнения различной направленности рассеяны по всему комплексу.

8. Выделяются основные движения, выполняемые с определенной дозировкой и вспомогательные, являющиеся связующими элементами комплекса.

Музыка организующее начало двигательных действий, так как любое музыкальное произведение имеет четко выраженную логическую структуру, в соответствии с которой выстраваются отдельные упражнения, связки и комплекс физических упражнений. Музыка, как и движение, является четким примером организационного упорядочивания бесконечного числа своих составляющих.

Музыкальное произведение объединяет в себе бесконечное число звуков, систематизирует их и строит из них мелодию, так же и двигательная композиция строит и логично распределяет бесконечное число двигательных действий (физических упражнений). Когда эти два явления объединяются, синтезируются, то логику распределения физических упражнений, их характер и направленность, подсказывает структура и художественный образ музыкального произведения. Структурные характеристики музыки обладают важнейшими организационными функциями.

Музыка обладает эмоционально-образным содержанием, которое вызывает у занимающихся рефлексию (ответную реакцию) в виде выразительных движений.

Содержание музыки; структурное построение; эмоциональный образ; четкое последовательное, выразительное, одухотворенное выполнение упражнений – является интегральным показателем физического и психического развития ребенка.

Двигательная выразительность способствует развитию координации, гибкости, быстроте внимания, разносторонности воображения, памяти, наглядно – образному мышлению.  

Содержание сказки лежит в основе сюжета по которому формируется комплекс упражнений ритмической гимнастики: повышает эмоциональный фон, интерес, мотивацию, обостряет внимание, память, мышление помогает освоить и запомнить двигательный материал, способствует проникновению в образ героев и выразительному выполнению упражнений, передает знания, обогащает нравственно – этические правила, способствует коррекции психического состояния.

Соотношение двигательного, музыкального и литературного материала в структуре комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

1. Двигательный компонент

2. Музыкальный компонент

3. Сюжетный компонент

Структура комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

1. Подготовительная часть 1-3 композиции

2. Завязка действия

3. Основная часть 4-10 композиций

4. Развитие действия

5. Заключительная часть 1-2 композиции

6. Финал действия

В сюжетно-ролевой ритмической гимнастике основной деятельностью является музыкально-двигательная, которую мы определили как процесс активного взаимодействия ребенка - дошкольника с ценностями физической и музыкальной культуры, направленный на физическое и психическое, а в том числе и интеллектуальное развитие и удовлетворение природосообразных потребностей ребенка в движении, игре и эмоциях.

Игра является неотъемлемой частью сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.

Игровой метод – основной в организации занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой.

 Самым ярким его проявлением является метод игры-драматизации, позволяющий разыграть сюжет сказки по ролям.

На разных этапах изучения комплекса игра имеет свою специфику проявления:

 На первом этапе (1-10 занятие) игровой метод используется для освоения отдельных движений и создания с их помощью художественных образов действующих лиц сказки.

На втором этапе (11-20 занятие), после разучивания комплекса в целом, начинается игра в «Театр одного актера», когда ребенок изображает по ходу сюжета каждого героя сказки.

И только на третьем этапе (21-30 занятие), после освоения и осмысления двигательных действий комплекса, переходим к ролевому разыгрыванию сюжета сказки.

С позиции игровой деятельности комплекс сюжетно-ролевой ритмической гимнастики может характеризоваться как комплекс упражнений СРРГ, подвижная игра, музыкальная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Средства сюжетно-ролевой ритмической гимнастики обеспечивают полисенсорное воздействие на организм через зрительный, слуховой, мышечно-суставной анализатор.

Средства педагогического воздействия: физические упражнения, литература, игра, музыка, действия педагога, слово педагога, двигательная деятельность, познавательная деятельность, интеграция.

Компоненты  сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

  1. Движение;
  2. Сюжет;
  3. Музыка;
  4. Игра;
  5. Мотивация;
  6. Эмоционально-положительное настроение;
  7. Выразительная передача движений;
  8. Обогащение развития личности ребенка;
  9. Развитие физических качеств;
  10.  Функциональное развитие;
  11.  Освоение двигательных действий.

Многокомпонентный характер воздействия обеспечивает ярко выраженную интеграцию двигательной и познавательной деятельности.

 В рамках сюжетно-ролевой ритмической гимнастики осуществляется интегрированное решение задач всех основных направлений развития ребенка-дошкольника:

  1. Физическое развитие (развитие физических качеств, координации, формирование двигательных умений, мотивации);
  2. Социально-коммуникативное (развитие общения и взаимодействия, самостоятельности, нравственности, сопереживания,эмоциональной отзывчивости и т.д.);
  3. Познавательное развитие (развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, становление сознания и т.д.);
  4. Художественно-этетическое развитие (знакомство с детской литературой, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д.);
  5. Речевое развитие (развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства словесного, музыкального, ритмопластики и т.д.).

Технология обучения комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

1 этап – Предварительный (1-3 занятия)

     Задачи 1. Создать мотивацию к занятиям.

                  2. Познакомить с литературным и музыкальным материалом.

                  3. Познакомить с отдельными двигательными заданиями, характеризующими героев сказки, их сюжетные действия.

    Методы 1. Беседа, рассказ, объяснение.

                    2. Показ (видеофильмов, слайдов, рисунков и т.д).

    Формы 1. Непосредственная образовательная деятельность

    Результат Первые эмоциональные переживания содержания сказки, музыки, образных ритмопластических движений. Высокий интерес детей, стремление к дальнейшему познанию сказки, музыки и образных движений. 2 этап – Ориентировочный (8-10 занятий)

    Задачи 1. Разучить комплекс.

                 2. Сформировать представления о технике элементов.

                 3. Формировать представления о передаче сюжетных образов и действий

                 4. Воспитывать выразительность, музыкальность.

                 5. Развивать координацию и другие физические качества комплексно.

      Методы: Игровой.

                       Рассказ, объяснение.

                       Показ частично и целостно-конструктивного упражнения. Сопряженного воздействия.

       Формы: 1. Основные: физкультурные занятия.

                      2. Малые: утренняя гимнастика; «побудка»; физкульт-паузы и минутки.

        Результат: Осмысление и создание образов персонажей сказки, представлений о характере двигательных действий, технике выполнения базовых элементов, танцевальных движений, отдельных композиций, структуре музыкального произведения и связи музыки и движений с сюжетом сказки. Формирование некоторых первоначальных двигательных умений.

3 этап – Конструктивно-формирующий (8-10 занятий)

         Задачи 1. Закреплять технику отдельных элементов и комплекса в целом.

                      2. Формировать умения передавать образы и действия героев сюжета

                      3. Воспитывать умение выполнять движения в согласовании с музыкой.

                      4. Активно развивать координацию и другие физические качества.

                      5. Стимулировать познавательную активность.

      Методы: Игровой.

                       Рассказ, объяснение.

                       Показ частично и целостно-конструктивного упражнения. Сопряженного воздействия.    

          Формы: 1. Основные: физкультурные занятия.

                        2. Малые.

                        3. Дополнительные: самостоятельные музыкальные игры, кружковые занятия.

          Результат: Сформированные умения в выполнении базовых упражнений, знание и относительно самостоятельное выразительное исполнение отдельных композиций. Умение с помощью музыкально-ритмических движений передавать образы персонажей сказки их действия, жесты, манипуляции.

4 этап – Контрольно-обобщающий (8-10 занятий)

        Задачи 1. Совершенствовать технику отдельных элементов и выполнение комплекса в целом.

                     2. Закреплять умения передавать образы и действия героев сюжета.

                     3. Совершенствовать координацию и другие физические качества.

                     4. Стимулировать познавательную активность, развивать фантазию, самостоятельность.

                     5. Формировать умение выполнять ролевые функции в театрализованном варианте.

      Методы Игровой драматизации.

                      Рассказ, объяснение.

                      Показ целостно-конструктивного упражнения. Сопряженного воздействия.

      Формы Основные: физкультурные , интегрированные, театрализованные занятия.

                    Малые.

                    Дополнительные.

                    Спортивные.

       Результат Высокий уровень сформированности умений и некоторых навыков выполнения базовых упражнений, хорошее знание и относительно самостоятельное выразительное исполнение комплекса в целом. Умение с помощью музыкально-ритмических движений ярко и артистично передавать образы персонажей сказки в театрализованных вариантах занятий.

Технология конструирования (составления) комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

 1 этап - Формирования музыкально-литературного материала (выбор, анализ, конструирование)

2 этап - Формирование базового комплекса физических упражнений (выбор, анализ, конструирование)

Таким образом, мы можем сказать о том, что с помощью сюжетно-ролевой ритмической гимнастики мы можем развивать интеллектуальные, физические, социально-коммуникативные качества наших воспитанников. А так же обучать их азам артистической деятельности. Кроме этого, данная форма занятий не только развивает множество качеств наших детей, но и помогает им быть более раскрепощенными и свободными в действиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию старшей группы с применением сюжетно-ролевой ритмической гимнастики "Гуси-лебеди"

Одним из средств на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста является ритмическа ягимнастика. Ряд исследователей (Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, Н.В. ...

Особенности системы формирования комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников на основе существующих элементов физкультурно-оздоровительной работы

В статье раскрывается  первостепенная необходимость поднимать сферу физкультурного образования, начиная с дошкольников. Приводится раскрытая схема комплексного подхода в физическом воспитани...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА...

Проект по физической культуре в старшей группе «Фитбол-гимнастика как инновационный инвентарь физического воспитания дошкольников»

Проект по физической культуре в старшей группе «Фитбол-гимнастика как инновационный инвентарь физического воспитания дошкольников» Цель: Укрепление здоровья детей через повышение...

Физическое воспитание дошкольников, как основа здоровья.

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соо...