Познавательное развитие в подготовительной группе занятие «Кто как видит?»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Эпова Татьяна Владимировна

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию, о зрении человека и некоторых животных. Как зрение связано со средой обитания и способом добычи пропитания животного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kto_kak_vidit.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с тем, как видят разные животные.

Задачи:

1) путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные;

 2) проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни;

 3) учиться устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Материалы и оборудование.

У каждого ребенка:

  • очки из непрозрачной бумаги с маленькими отверстиями для глаз (диаметр отверстия 1,5 мм), очки из непрозрачной бумаги с большими отверстиями для глаз (диаметр отверстия 12— 15 мм), очки из матовой бумаги или кальки, очки из прозрачного целлофана или полиэтилена;
  • конус из фольги высотой примерно 30 мм, зеркало;
  • прозрачная баночка с водой, в которой находится несколько мелких предметов; один из тех же предметов, лежащий без воды, несколько капель молока в крышке от пластмассовой бутылки, палочка для размешивания воды.

У педагога:

  • комнатное растение; «удочка» с «мухой» (нить тончайшая, «муха» маленькая, почти незаметная, но достаточно тяжелая, чтобы хорошо летала); любая черно-белая фотография;
  • фотографии животных, на которых хорошо видны глаза: большие (лемур, сова или др.), маленькие (насекомое или др.), закрытые непрозрачными веками (крот или др.), закрытые прозрачными веками (змея), расположенные по бокам головы (заяц, кролик или птица), расположенные во фронтальной плоскости (кошка или сова), закрытые наглазниками (лошадь); фотографии рыбы и лягушки.

Методы: игра, рассказ, беседа, показ, экспериментирование, самостоятельная деятельность детей.

Организация: дети сидят за столами, обстановка раскованная.

Ход проекта

Вступление.

  • Ребята, вы видите, что я вам показываю? (Педагог демонстрирует любой предмет.) Вот интересно: если бы на вашем месте сидела кошка, она тоже увидела бы этот предмет? (Ответы.) А если бы это была лягушка? (Беседа проводится быстро). Педагог выслушивает любые предположения, но никак их не комментирует. Все необходимые знания дети получат путем эксперимента.) А птица? А змея?
  • Представьте себе, что они видят не так, как мы. Сегодня мы познакомимся с тем, как видят разные животные. Что нам для этого  нужно.

Повторение сведений о строении глаза

 (если дети уже рассматривали глаз, блок проходит очень быстро, если не рассматривали, воспроизводится материал этого блока).

—        Где расположены глаза? (Ответы.)

—        Рядом или по бокам головы? (Ответы.) Как попадает свет внутрь глаза? (Ответы.)

  • Кто помнит, как называется это отверстие? (Ответы.)
  • Зачем нужны веки? (Ответы.)
  • Зачем нужны ресницы? (Ответы.)

  • Не сможете ли вы догадаться, какое животное имеет самые длинные и пушистые ресницы? (Пауза для раздумья.)
  • Подскажу: оно живет в пустыне, где много песка, который во время ветра попадает в глаза и может их повредить. (Пауза для раздумья. Если дети не догадаются, педагог подсказывает: это верблюд.)

Одинаково ли видят оба глаза.

—        При помощи глаз мы видим окружающие нас предметы, их цвет, размер, форму. Попробуйте закрыть глаза. Что вы видите? (Ответы.)

—        Вы видите только впереди себя или сзади тоже? (Ответы.)

—        Даю вам такое задание. Смотрите на растение, которое стоит на столе.

—        Вы его видите? (Ответы.) А другие предметы? (Ответы.)

  • Проверим, одинаково ли видят два глаза. Закройте правый глаз, а левым посмотрите направо и налево. Только не поворачивайте голову. Запомните, что вы видите. (Дети выполняют. Педагог дает достаточно времени, чтобы все смогли осознать увиденное.)
  • Теперь смотрите вокруг двумя глазами. Сначала направо, потом налево. Сравните, когда видно больше? (Ответы.)

—        Значит, два глаза видят больше, чем один?

Как видят заяц и птица.

  • А как же видят животные? Перед вами фотография птицы. Посмотрите, как расположены у нее глаза? Так же, как у людей? (Ответы.)
  • Давайте представим, что мы птицы и что глаза у нас по бокам. Для этого вам придется повернуть голову вправо как можно сильнее. Водите глазами. Запомните, что вы видите. (Дети выполняют.) Вот столько видит птица правым глазом.
  • Повернем голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрели, сколько пространства птица видит левым глазом. (Дети выполняют.)
  • А теперь поставим голову прямо и посмотрим обоими глазами. Кто больше видит: человек или птица? (Ответы.)
  • Сейчас я вам покажу фотографию зайца, а вы определите, как он видит: как птица или как человек. (Педагог демонстрирует фотографию. Дети определяют.)
  • А сова? (Ответы.)
  • У кого еще глаза расположены по бокам головы? (Ответы.)
  • Зачем всем этим животным нужно, чтобы глаза располагались сбоку? (Ответы.)

Зачем лошадям надевают наглазники.

  • На этой фотографии видно, что во время работы лошади на глаза сбоку надевают наглазники. (Демонстрируется фотография.) Проверим, зачем это надо. Поставьте локти на стол и приставьте ладошки сбоку к глазам. Посмотрите вокруг, много ли вы видите. (Дети выполняют.)
  • Кто догадается, зачем лошади наглазники? (Верный ответ: лошадь видит только то, что впереди, и идет спокойно. Если бы она видела сбоку и сзади, ей было бы трудно ориентироваться на улице.)
  • Как же человек приспособился видеть сбоку и сзади, не поворачивая головы? Представьте, что вы — водитель автобуса. Смотрите вперед, а надо узнать, все ли люди зашли в автобус. Для этого на всех машинах есть боковое зеркало. Возьмите зеркало, поставьте его чуть сбоку перед собой и постарайтесь рассмотреть, что находится сзади. (Дети выполняют. Задание трудное, педагог дает достаточно времени, чтобы все дети справились с ним.)

     Глаза бывают большими и маленькими.

  • Посмотрите, одинаковы ли по размеру глаза у разных животных. (Педагог демонстрирует фотографии животных, имеющих большие и маленькие глаза.) Как вы думаете, какие глаза видят лучше? (Ответы.)        
  • Проверим. Возьмите очки с маленькими отверстиями и посмотрите через них вокруг. Запомните, что вы видите. (Дети выполняют. Педагог дает достаточно времени, чтобы каждый смог воспринять окружающее осознанно.)
  • Теперь посмотрите через очки с большими отверстиям. (Дети выполняют.) Вы видите столько же, сколько через маленькие? (Ответы.)        

—        Какой делаем вывод? Какие глаза видят больше? (Ответы») 

                         Как видит собака.

—        У собак — своя особенность. Как считают многие ученые, собаки не различают цветов и все видят только черным, белым или серым. Весь мир им представляется таким, как эта фотография. (Педагог демонстрирует любую черно-белую фотографию.)

Как видит кошка.

  • Интересное зрение у кошки и у всех ее родственников — тигров, львов, леопардов. Они-хорошо видят ночью. Зачем? (Верный ответ: охотятся по ночам.)
  • А почему она видит ночью? Для этого у всех «кошачьих» в глазах есть специальное приспособление — особая зеркальная воронка. Свет отражается от ее стенок, поэтому глаз дополнительно освещается. Это позволяет ей улавливать даже самый слабый свет.
  • Возьмите в руки воронку из фольги. Внимательно рассмотрите ее. Поверните ее широким концом к окну и приблизьте к ладони. Подвигайте под разными углами. (Дети выполняют.) Что увидели? (Все дети должны увидеть, что на ладони появился отсвет.)
  • Видите, как глаз кошки отражает свет? Иногда в темноте глаза у кошки светятся. Кто понял, почему? (Ответы.) Проверьте это сами дома на своих любимицах.
  • И еще одно интересное свойство есть у кошек: их глаза почти не двигаются. Возьмите зеркало, посмотрите на свои глаза и проверьте, двигаются ли они? Подвигайте головой. (То же наблюдение можно сделать и на детях: вызванному ребенку предлагают посмотреть на окно, доску, шкаф, не поворачивая головы. Остальные дети наблюдают, как движутся его глаза.)
  • Кошка не может двигать глазами. Если ей надо посмотреть налево или направо, она поворачивает всю голову. Понаблюдайте это ее свойство дома.
  • Давайте попробуем посмотреть так, как кошка: не двигайте глазами, а чтобы увидеть другие предметы, поворачивайте голову. (Дети выполняют. Скорее всего, они не смогут не двигать глазами, но хотя бы попробуют сделать это.)

Как видит лягушка.

  • Рассмотрим, как видит лягушка. (Педагог демонстрирует фотографию лягушки.) Посмотрите на растение. Вы его видите? А карандаш? (Ответы.) А это? (Педагог резко взмахивает «удочкой»,  и «муха» быстро «пролетает» перед глазами детей.) Заметили? Повторяю еще раз.
  • Так вот, лягушка не увидит ни растения, ни карандаша, но хорошо рассмотрит быстро пролетающую муху. Она не различает неподвижные предметы, но хорошо видит подвижные. Кто понял, почему? (Верный ответ: она видит насекомых, пролетающих мимо. Лягушка выбрасывает липкий язык, как бы выстреливает им, и насекомые приклеиваются. Так она добывает себе пищу. А неподвижные предметы ей видеть не надо, они ей не приносят ни вреда, ни пользы.)

Как видят рыбы.

  • Рассмотрим фотографию рыбы. (Педагог демонстрирует фотографию.)
  • Рыбы живут в воде. Возьмите банку с водой, поднесите близко к глазам. Рассмотрите предметы, которые в ней лежат. Хорошо видно? (Верный ответ: хорошо.)

—        Хорошо различается форма? (Верный ответ: искажается.)

  • Сравните предмет в банке с тем, который лежит на тарелке. Какой кажется более крупным?
  • Значит, вода увеличивает предметы и немного искажает их форму. Но рыбы привыкли, и им это не мешает.
  • А теперь посмотрите вдаль и друг на друга. Хорошо видно? (Верный ответ: плохо.)
  • Как же видят рыбы? (Верный ответ: рыбы видят вблизи, но не вдали. Они близоруки.)
  • А если рыбы живут в мутной воде? Вылейте в воду молоко и размешайте. (Дети выполняют.) Что видно теперь через воду? (Верный ответ: предметы, лежащие в банке, видны очень плохо, как тени, а окружающее не видно вообще.)
  • А свет и тень рыбы различают? Проведите медленно рукой перед банкой. (Ответ: да.)

—        Вот так видят рыбы.  

Как видит крот.

  • Рассмотрим это животное. (Педагог демонстрирует фотографию крота.) Где оно живет, кто знает? (Ответы.)        ;
  • Выходит ли крот на поверхность? (Верный ответ: выходит» но редко.) Крот все время находится под землей. Он постоянно роет норы и ищет свою пищу: личинок, червей.
  • Помогают ли ему глаза искать пищу? (Ответы.) Нужно ли ему хорошее зрение?
  • А если бы у него глаза были огромными, как у лемура, как бы на них влияла земля? (Ответы.) Присмотритесь, есть ли у крота веки? (Верный ответ: есть, но они срослись, полностью закрыв глаза.)
  • Да, ребята, он плохо видит, еле-еле различает свет. Давайте узнаем, что он видит. Возьмите очки из матовой (непрозрачной) бумаги и посмотрите через них. (Дети выполняют.) Вы различаете предметы? (Нет.) А свет? (Плохо.)
  • А тень? Сначала посмотрите через очки прямо перед собой (дети выполняют), а потом медленно проведите ладонью близко перед глазами. Опишите, что почувствовали. (Ответы.)
  • Так и крот. Пока сидит в норе, ему темно. Когда вылезает на свет, отличает свет от тьмы, но предметов не видит.

Как видит змея.

  • Теперь узнаем, как видит змея. (Педагог демонстрирует фотографию змеи.) Рассмотрите более внимательно ее фотографию. У змеи вы видите веки? (Нет.)
  • Веки есть, но они срослись и полностью закрыли глаза, как у крота. Только у крота веки непрозрачные, а у змеи — прозрачные.
  • Почему они срослись? (Верный ответ: змея находится близко к земле и может повредить глаза песком, камнями, пылью.)
  • Почему веки прозрачные? (Верный ответ: чтобы видеть добычу, за которой охотится.)

  Узнаем, как видит змея. Возьмите очки из прозрачного целлофана и приложите к глазам. Как виден окружающий мир? (Ответ: хорошо.)                    

Заключение.

—        Вот как видят разные животные. Все по-разному. Как вы думаете, почему? (Верный ответ: все живут в различных условиях и по-разному приспосабливаются к ним, по-своему ищут пищу и спасаются от врагов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Солнышко»

Познавательное развитие

занятие в подготовительной группе

«Кто как видит?»

Воспитатель: Эпова Т. В.

г. Южноуральск

2015 год



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по физической культуре и познавательному развитию (подготовительная группа)

Занятие по физической культуре и познавательному развитию (математика и конструирование) для подготовительной группы. Для конструирования используются детали напольного конструктора типа ЛЕГО....

Конспект итогового занятия по познавательному развитию (подготовительная группа) по теме "С математикой - в космический полёт"

Интегрированная НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическо...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» Подготовительная группа. Развитие математических представлений. Тема: “Как измерить удава Василия.”

. Формирование  навыков  измерения длины с помощью различных мерок и представлений о зависимости результата измерения от величины мерки....

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (подготовительная группа)

Программное содержание;1. Совершенствовать разные виды ходьбы и бега с четкой координацией рук и ног, согласовывая с ритмом музыки2. Упражнять детей в выполнении комплекса общеразвивающих упражнений и...

Конспект комплексного занятия «Пожарная безопасность» (Познавательное развитие) Подготовительная группа Воспитатель: И. Н. Кобзарева МБДОУ №121 г. Ростова - на - Дону Реализация содержания программы в образовательных областях: «Позна

Конспект комплексного занятия «Пожарная безопасность» (Познавательное развитие) Подготовительная группа Воспитатель: И. Н. Кобзарева МБДОУ №121 г. Ростова - на - Дону ...