Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ
статья (средняя группа) на тему
Применение здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы
в ДОУ
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре;
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион);
- физкультурные досуги и развлечения;
- спортивные праздники.
Для профилактики утомления детей в детском саду проводятся динамические паузы (физкультминутки). Мы предлагаем использовать физкультминутки после рисования, лепки, чтения книг, просмотра мультфильмов. Физкультминутка «Мартышки» включает в себя артикуляционную гимнастику, способствует профилактике плоскостопия.
Мы весёлые мартышки, Дружно прыгнем к потолку,
Мы играем громко слишком, Оттопырим ушки,
Мы в ладоши хлопаем, Ногу поднесём ко рту,
Мы ногами топаем, Хвостик на макушку.
Надуваем щёчки, Шире рот откроем,
Скачем на носочках Гримасы все состроим.
И друг другу даже Как скажу я: «Раз, два, три»
Языки покажем. Все с гримасами замри.
Пальчиковая гимнастика проводится в любое удобное время. Это необходимо для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Краб» развивает воображение детей и познавательную активность:
Ветер дует, задувает(руки на уровне груди, ладони вместе),
Пальму в стороны качает (кисти рук двигаются влево-вправо).
А под пальмой краб сидит (ладони опущены на ковёр)
И клешнями шевелит (большие пальцы прижаты, остальные стучат по полу).
Чайка над водой летает (кисти соприкасаются большими пальцами)
И за рыбками ныряет (движение скрещенных рук вверх – вниз)
Под водой на глубине (правая ладонь над левой)
Крокодил лежит на дне (кисти рук хлопают друг об друга).
Подвижные игры проводятся как часть физкультурного занятия на прогулке, в групповой комнате. Для семейного досуга рекомендуем подвижную игру «Кот идёт». Выбираются водящий и кот, остальные дети – мышки. Водящий произносит:
Мышки, мышки, выходите, Выходите поскорей,
Поиграйте, попляшите, Спит усталый кот – злодей.
Мышки отвечают: «Тра-та-та, не боимся мы кота!»
Водящий говорит: «Кот идёт!»
Мышки разбегаются.
Для прогулки советуем проводить игру «Рыбачок и рыбки». Дети становятся в круг, «рыбачок» - в центре. «Рыбки» произносят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок». Пойманный становится «рыбачком».
Для снятия напряжения, агрессивности, повышения эмоционального настроя используются технологии музыкального воздействия. Музыкальное сопровождение – это элемент утренней гимнастики. Во время музыкального занятия дети прослушивают спокойную классическую музыку (П. Чайковский, С. Рахманинов). В вечернее время звучат детские песни. Дети подпевают, тем самым развивая память, танцуют. Дети с удовольствием играют на детском аккордеоне, гармошке, дудочке, металлофоне.
Психогимнастика по методу М.И. Чистяковой также способствует снятию напряжения.
1. «Цветок»: воспитатель произносит, дети выполняют движения:
Наши красные цветки Наши красные цветки
Открывают лепестки (руки в стороны). Закрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, Головой качают,
Лепестки колышет (раскачиваются). Тихо засыпают.
2. «Ласка»: дети прижимают воображаемого котёнка.
3. «Холодно-жарко». Дети садятся в круг. Воспитатель говорит: «Подул северный ветер» - дети съёживаются в комочки. Воспитатель продолжает: «Выглянуло яркое солнышко, можно загорать» - дети расслабляются, улыбаются, поднимают лицо к «Солнцу».
4. «Круг-кружочек». Дети идут по кругу и произносят:
Круг-кружочек, аленький цветочек!
Раз, два, три – развернись-ка, (имя), ты!
Вызванный ребёнок поворачивается спиной в круг. Игра продолжается.
Артикуляционная гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков:
1. «Улыбка». Улыбнуться 5-6 раз.
2. «Трубочка». Губы вытягиваются в трубочку 5-6 раз.
3. «Улыбка» и «Трубочка» чередуются.
4. «Накажи непослушный язычок»: рот широко открыт, язык вынут, губами шлёпать по языку.
5. «Почисти зубы»: языком проводить по верхним и нижним зубам.
6. «Горка». Рот широко открыт, спинка языка поднята вверх.
7. «Трубочка»: язык сворачивается в трубочку без помощи губ.
Спрятать язык за зубы, сказать «С».
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.
1. «Улыбка»
2. «Накажи непослушный язычок»
3. «Чашечка»: рот открыт, язык вынут, края языка вверх.
4. «Качели»: язык дотягивается до кончика носа и до подбородка.
5. «Вкусное варенье»: облизать губы языком
Прижать язык к нёбу, сказать «Ш»
Дыхательные упражнения способствуют профилактике ОРЗ, развивают артикуляционный аппарат.
1. «Насос»: улыбнуться, язык между зубами, подуть на кончик языка
2. «фокус»: сдуть воображаемую вату с кончика носа
3. «Погреть ручки»: вдох носом, медленный выдох ртом.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОО"
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ
Здоровьесберегающие технологии и их направления, применяемые в работе ДОУ....
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ
На что направлены здоровьесберегающие технологии....
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в р...
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО
Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его...
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО...