Семинар - практикум на тему: «дошкольного образования в условиях социокультурной модернизации »
занимательные факты по теме

Малоземова Анна Николаевна

семинар - практикум на тему: «дошкольного образования в условиях социокультурной модернизации »

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_2015.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА С ГРУППАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА № 29»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

на тему:

«дошкольного образования в условиях социокультурной модернизации »

Подготовила: инструктор

по физической культуре

Малоземова Анна Николаевна

Нижнекамск

2015 г.

Современный период развития системы дошкольного образования характеризуется  качественными изменениями в сфере дошкольного образования, периодом перехода от унитарной к вариативной образовательной системе, что определило существенные перемены в области организационно - управленческих, содержательных и технологических основ дошкольного обучения и воспитания.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования  к ведущим направлениям в управлении социокультурной модернизацией вариативной системы дошкольного образования можно отнести:

  • утверждение гуманных субъект-субъектных отношений;
  • развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей;
  • индивидуальное творческое развитие личности ребенка.

Изменение парадоксальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы.

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в управлении ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

В условиях социокультурной модернизации системы дошкольного образования, большое внимание уделяется проблемам стандарта качества дошкольного образования. А именно:

  • формированию в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка;
  • широкому использованию информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей;
  • расширению социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона);
  • диверсификации спектра дополнительных образовательных услуг;
  • развитию механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг.

В этих обстоятельствах неизбежно приобретает новые акценты задача управления муниципальной  системой дошкольного образования (МДОУ). Разнообразные виды МДОУ активно включаются в процесс социокультурной модернизации непрерывного образования, способствуя становлению целостной системы образования, наиболее полно удовлетворяющей потребности населения на территории конкретного муниципалитета, сохраняющей культурное своеобразие и антипедагогические традиции

Социокультурная модернизация управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования напрямую зависит от решения нормативно-правовых, социально-экономических, организационно-административных проблем формирования государственно-общественных структур управления образованием на муниципальном уровне.

В этой связи достаточно остро стоит педагогическая проблема, связанная с необходимостью поиска оптимальных условий развития муниципальной вариативной системы дошкольного образования в конкретных социально-экономических, демографических, геополитических, экологических региональных условиях. Проблема социокультурной модернизации муниципальной вариативной системы дошкольного образования остается актуальной.

Во многом это обусловлено наличием ряда противоречий:

  • между наличием определенного практического опыта совершенствования муниципальной вариативной системы дошкольного образования и отсутствием его научного осмысления;
  • между объективной значимостью разрешения проблемы развития муниципальной вариативной системы дошкольного образования и недостаточной изученностью особенностей содержания и технологий этого процесса;
  • между усложнением современных условий функционирования МДОУ, влияющих на качество их образовательной деятельности, и относительно медленным внедрением новых технологий и методов управления системой дошкольного образования на муниципальном уровне;
  • между необходимостью модернизации жизнедеятельности МДОУ на основе учета специфики региональных условий и недостаточной разработанностью эффективной технологии управления этим процессом.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования, в частности, такие, как:

  • совмещение в ДОУ инновационных программ с существующими;
  • несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • потребность в новых педагогических кадрах;
  • приспособление новшеств к новым условиям;
  • проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • проблема воспроизводства инновационной и формирования условий, способствующих этому.

Социокультурная модернизация управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования на современном этапе модернизации связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, со управления, рефлексивного управления и самоуправления.

Показателями качественной трансформации управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования  в первую очередь является соблюдение принципов:

  • демократизации и гуманизации;
  • системности и целостности управления;
  • централизации/децентрализации;
  • взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
  • единоначалия и коллегиальности;
  • объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

В целом социокультурная модернизация управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования должна осуществляться на основе:

  • стратегического планирования, базирующегося на мониторинге ресурсной обеспеченности МДОУ, актуальных и перспективных потребностях населения муниципалитета в различных формах и услугах дошкольного образования, учёта социокультурных особенностей  и этнопедагогических традиций;
  • реализации инновационных моделей  в МДОУ;
  • преемственности в освоении нововведений в системе «дошкольное – начальное - школьное образование»;
  • активизации профессионально-творческого потенциала педагогов МДОУ и специалистов органов управления системой образования;
  • реализации комплекса правовых, организационно-управленческих, социально-экономических мер по поддержке развития системы дошкольного образования, экспериментальной деятельности в МДОУ;
  • консолидации  муниципального сообщества в интересах детей, вовлечения общественности в управление муниципальной системой МДОУ, интеграции усилий семьи, специалистов МДОУ, его социальных партнёров (учреждений дополнительного образования, общественных организаций и др.) в непрерывном процессе личностно-творческого развития ребёнка.

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети муниципальной дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, и развернулись разработки программ для них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "«Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ»

Семинар-практикум "«Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ»...

Организация модели сопровождения детей дошкольного возраста, не охваченных дошкольным образованием, в условиях социокультурного пространства МА ДОУ

Каждый ребенок  дошкольного возраста имеет право на обеспечение доступности образовательных услуг дошкольного образования, но в реальности родители не могут этим воспользоваться из-за...

Презентация к семинару- практикуму для педагогов дошкольного образования по теме: "Читаем детям по технологии продуктивного чтения".

Данный материал предлагается использовать как сопровождение семинара- практикума для педагогов дошкольного образования.Тема продуктивного чтения актуальна в связи с запросом современного общества.Прод...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Вопросы на рассмотрении:1.1.Организация деятельности по воспит...

Семинар - практикум «Обеспечение доступности дошкольного образования для детей до 3 лет включая детей ОВЗ»

Здесь материал о маленьких детках, которые только-только пришли к нам в детский сад, но и поговорим мы и о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...

Семинар-практикум на тему: «Дистанционное образование детей дошкольного возраста». (Презентация)

Презентация семинара-практикума на тему: "Дистанционное образование детей дошкольного возраста"....