Здоровьесбережение дошкольников средствами природы.
статья на тему
Природа дает не только нравственное и духовное развитие, но и благоприятно влияет на здоровье ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_doshkolnikov_sredstvami_prirody.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение дошкольников средствами природы.
Природа - источник подъема всех духовных сил. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств. Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка. Дает не только нравственное и духовное развитие, но и благоприятно влияет на здоровье ребенка.
Огромную пользу здоровью оказывают наши леса. Выделяемый листьями деревьев кислород крайне необходим для дыхания. Например, тополь прекрасно очищает воздух и выделяет в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья. Не зря деревья называют "зелеными легкими" планеты! Деревья и растения задерживают пыль и вредные вещества, приглушают шум, защищают от ветра, очищают и увлажняют воздух.
Многие растения и животные имеют лекарственные свойства и пользуются человеком для лечения (лекарственные травы, муравьи, пчелы, пиявки).
О пользе солнца известно еще с древних времен, особенно с закаливающей целью. В солнечном спектре наряду с видимыми световыми лучами присутствуют и невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Под влиянием инфракрасных лучей расширяются сосуды, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей, что способствует устранению воспалительных процессов. Ультрафиолетовые лучи, в отличие от инфракрасных, не обладают согревающим действием, они не ощутимы телом и проникают в кожу на значительно меньшую глубину. Вместе с тем биологическая активность их значительно выше, так как под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин Д, предупреждающий развитие рахита у детей. Кроме того, ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным (убивающим микробов) действием, оказывают благоприятное влияние не только на кожу, но и способствуют укреплению организма в целом.
Чистый морской воздух также обладает целебными свойствами. В нем большое содержание микрокристаллов солей (хлорида, сульфата, бромида, йодида натрия, кальция и магния), что улучшает восстановительные процессы в слизистой оболочке дыхательных путей, стимулирует местный иммунитет, способствует устранению воспалительных процессов в бронхах и легких. Более того, насыщенный йодидами и бромидами морской воздух способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности ребенка.
Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы. Необходимо помочь ребёнку войти в прекрасный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Общение детей с природой способствует не только всестороннему развитию, но и укрепляет здоровье.
Большое значение для укрепления здоровья детей имеет закаливание. Процесс закаливания - это воздействие на организм комплекса природных факторов: воды, воздуха, солнца. Они используются в разных вариантах, сочетаниях и дозировках. Воздух - жизненно важная среда для детей. Огромное значение для здоровья имеет проветривание помещений, т.к. свежий воздух влияет на умственную деятельность и сон дошкольников. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Хорошее средство укрепления здоровья - закаливание водой. Дети любят играть с ней, такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребенка радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма.
Наиболее сильным оздоравливающим средством является купание в водоеме. Оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное окружение. Знакомя детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (полянкой),рассматривая объекты природы сравнивая их, анализируя, делясь своими впечатлениями , ребенок не только развивает свою речь и т.д., он становится крепче физически, укрепляется его нервная система.
Посильный физический труд детей в уголке природы , на огороде и участке при правильной организации полезен для здоровья и физического развития , потому что он в большинстве случаев проходит на воздухе и разнообразен по своему характеру. В процессе труда одни движения и позы сменяются другими, попеременно активно действуют различные группы мышц. Знакомясь с животными, растениями, с предметами неживой природы - песком, глиной , камнями ,водой , снегом, льдом ребенок не ограничивается одним рассматриванием, ему обязательно нужно этот предмет взять в руки, пощупать, попробовать, послушать.
Мы видим, что природа влияет на здоровье ребенка положительно. Чтобы быть здоровым, ловким и выносливым при общении с природой необходимо знать и соблюдать правила безопасности:
1.Играть у реки только под наблюдением взрослых
2. Нельзя трогать незнакомые растения, срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды, собирать незнакомые грибы-некоторые из них могут быть ядовитыми.
3. Во время прогулке по лесу не следует находиться близко к упавшим, трухлявым деревьям, они могут быть опасны, быть внимательными при сборе ягод и грибов
4. Нельзя гладить и брать на руки незнакомое животное. Оно может укусить. Целовать кошек, собак и других животных не следует: они роются в земле и в их шерсти много микробов
Таким образом, при разумном использовании природных факторов – солнце, воздух и вода могут оказать большое оздоравливающе действие на ребенка и стать нашими «верными друзьями».
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Во время проведения НОД для снятия усталости с детьми проводятся динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз. Слушание звуков природы, как в НДО, так и в режимные моменты является релаксацией, так необходимой для детей. В течение всего дня с детьми необходимо проводить подвижные и спортивные игры.
Технологии обучения ЗОЖ:
Образовательная деятельность предполагает проведение НОД и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления с помощью природных факторов, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Коммуникативные игры « Звери на болоте», «Выложи снежинку», «Рыбки» и другие обеспечивают социально- эмоциональное благополучие дошкольников.
Коррекционные технологии:
В работе по экологическому воспитанию необходимо в интеграции использовать арттерапию, т.к. изобразительное творчество благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние детей. Технологии музыкального воздействия используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, изобразительной деятельности. Сказкотерапия помогает детям воспринимать подачу материала и решать проблемные ситуации.
Результаты здоровьесберегающих технологий:
- желание детей и их родителей вести здоровый образ жизни, поддерживать и
сохранять свое здоровье;
- знания о правилах поведения в природе использовать в повседневной жизни
и совершать разумные действия в непредвиденных ситуациях;
- формирование привычки повседневной физической активности;
- совершать оздоровление средствами закаливания с использованием природных факторов;
- тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ.
Чтобы ребенок был здоровым, веселым и физически развитым необходимо охранять и укреплять здоровье детей, уметь согласовывать свое поведение с факторами природной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы
Консультация воспитателей по теме: "Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы"...
Консультация для родителей "Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы"
Консультация для родителей по эстетическому воспитанию дошкольников посредствам природы....
Консультация для педагогов ДОУ "Использоваэние музыкального компонента как средства здоровьесбережения дошкольников"
Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной задачей, конечно же, семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развити...
Родительское собрание на тему "Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы"
Создание условий для сотрудничества воспитанников и их родителей, для их эмоционального и психологического сближения. Повышение интереса родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом...
Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы.
Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы.Духовный мир человека формируется не только на основе знаний, логики, но и под влиянием эмоций, которые развиваются в процессе эстетическо...
Консультация для родителей "Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы"
Влияние природы на ребёнка и его любознательность огромно. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательн...
Доклад о методике совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы
Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы...