Консультация для родителей "Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы"
консультация
Влияние природы на ребёнка и его любознательность огромно. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы
Влияние природы на ребёнка огромно! Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Что же такое любознательность?
Любознательность — склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой).
У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, не требующее особых усилий.
Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдём в его карманах, каких только не услышим от него вопросов! И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать, как можно больше тайн живой и неживой природы.
Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.
- Что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины?
С взрослением ребёнка растёт и его интерес к окружающему миру, к природе. Часто возникают вопросы «почему?», «для чего?». И мы называем этот период возрастом «почемучки»: « А почему травка зелёная? », «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на педагогов, родителей, которые порой не знают, как-на них ответить или увернуться от них.
- Как вы считаете, хорошо или плохо, что дети задают вопросы? (ответы родителей)
Очень часто сигналом задержки психического развития служит малое количество и низкое качество задаваемых ребёнком вопросов. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, рекомендуется также давать ответы в категоричной форме — «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет малышу увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами.
Важно не только отвечать на вопросы ребёнка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребёнку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Наша задача — поддерживать в детях любознательность и пробуждать её, чтобы число вопросов росло. При этом следует помнить, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка. Чем больше «почему», тем лучше развит ребёнок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов — один из сигналов неблагополучия в его развитии.
- Нужно ли сразу отвечать ребёнку? Как поступаете вы? (ответы родителей)
Не стоит сразу давать готовый ответ; Можете даже ответить неправильно, если убеждены, что ребёнок знает ответ. Или предложите ребёнку найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.
Но вот ребёнок пошёл в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Всё новое его увлекает. Проходит время, и школьник, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о повседневных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребёнку. Но всё дело в её «качестве»: что именно хочет узнать ребёнок и трудится ли сам, чтобы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому её необходимо развивать, повышать её уровень.
Факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника
Общение с ребёнком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются.
Формированию любознательности помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установить дружеские отношения. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности развития наблюдательности, тренировки памяти и внимания. Нужно только научиться наполнять прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда нечего было бы показать ребёнку.
Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это даёт возможность ребёнку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Важно усиливать стремление ребёнка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонёк любознательности. Одним из источников, питающих этот огонёк, является радость успеха.
Большое значение для умственного развития ребёнка имеет экспериментирование с природным материалом. Проведение опытов — увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку — значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Развивать мыслительные и речевые способности помогают также природоведческие беседы с ребёнком, содержание которых должно быть интересным и доступным его пониманию.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка,
так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать
Важным средством приобщения ребёнка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдательность, побуждает в ребёнке творчество.
Итак, старайтесь создавать у ребёнка представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Все это будет способствовать формированию у него любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом — залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
Помогите своему ребёнку, всё в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы
Консультация воспитателей по теме: "Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы"...
Консультация для родителей на тему: "Воспитание любознательности у детей средствами природы"
Влияние природы на ребёнка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с окружающим, с природой, её явлениями, с са...
Консультация для родителей "Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы"
Консультация для родителей по эстетическому воспитанию дошкольников посредствам природы....
Здоровьесбережение дошкольников средствами природы.
Природа дает не только нравственное и духовное развитие, но и благоприятно влияет на здоровье ребенка...
Родительское собрание на тему "Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы"
Создание условий для сотрудничества воспитанников и их родителей, для их эмоционального и психологического сближения. Повышение интереса родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом...
Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы.
Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы.Духовный мир человека формируется не только на основе знаний, логики, но и под влиянием эмоций, которые развиваются в процессе эстетическо...
Памятка для родителей "Воспитание любознательности у детей средствами природы"
Цель - ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним...