Педагогический проект " Растем здоровыми"
проект на тему
Вид проекта: социально- ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный, 2013- 2016 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, медицинские работники, специалисты (хореограф, тренер по ДЗЮДО, тренер по художественной гимнастике), музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность.
Сегодня многих специалистов волнует прогрессивное ухудшение здоровья детей. В дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. причин роста патологии множество, это и плохая экология, и несбалансированное питание, снижение двигательной активности и т.д. Известно, что дошкольный возраст, является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, закладывается характер. Очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических знаниях физической культурой и спортом. В настоящее время также остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Теоретические предпосылки инновационного социально- ориентированного проекта «Растем здоровыми».
Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. В практику физкультурно- оздоровительной деятельности ДОУ сегодня вводится детский фитнес- это наиболее привлекательная для дошкольников двигательная деятельность, а также профилактика гиподинамии. Содержание фитнеса может быть любым: художественная гимнастика, ДЗЮДО, хореография, выразительное движение и т.д. , в зависимости от того, что выбрали родители. Базовой характеристикой влияния движения на развитие организма является объем двигательной активности. Главный принцип- «не навреди».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rastem_zdorovymi.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Калмыкия город Элиста
МКДОУ детский сад №14 «Герел»
Социально – ориентированный
физкультурно - оздоровительный
педагогический проект «Растем здоровыми»
(для частного ДОУ)
Выполнила: старший воспитатель
МКДОУ детский сад №14 «Герел»
Афанасьева Раиса Ивановна
Элиста, 2015 г.
Вид проекта: социально- ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный, 2013- 2016 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, медицинские работники, специалисты (хореограф, тренер по ДЗЮДО, тренер по художественной гимнастике), музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность.
Сегодня многих специалистов волнует прогрессивное ухудшение здоровья детей. В дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. причин роста патологии множество, это и плохая экология, и несбалансированное питание, снижение двигательной активности и т.д. Известно, что дошкольный возраст, является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, закладывается характер. Очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических знаниях физической культурой и спортом. В настоящее время также остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Теоретические предпосылки инновационного социально- ориентированного проекта «Растем здоровыми».
Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. В практику физкультурно- оздоровительной деятельности ДОУ сегодня вводится детский фитнес- это наиболее привлекательная для дошкольников двигательная деятельность, а также профилактика гиподинамии. Содержание фитнеса может быть любым: художественная гимнастика, ДЗЮДО, хореография, выразительное движение и т.д. , в зависимости от того, что выбрали родители. Базовой характеристикой влияния движения на развитие организма является объем двигательной активности. Главный принцип- «не навреди».
Цель:
- Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие.
- Разработка инновационной модели формирования здоровья и физической культуры дошкольников, обоснование личностно- ориентированной двигательной активности.
- Приобщение детей к физической культуре, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Начальное приобщение к спортивным играм.
Образовательные задачи:
1. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
2. Разработка и внедрение спортивно- игровых технологий с учетом психофизических возможностей дошкольников;
3. Социализация детей- 4- 6 лет;
4. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
2. Формирование привычки к потребности физических упражнений к ЗОЖ;
3. Воспитывать положительные черты характера.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Деятельность педагогов
Создание условий; проведение диагностики; составление индивидуальных программ педагогических рекомендаций; разработка индивидуальных карт здоровья ребенка.
Организационная деятельность с детьми
1. Лечебно-профилактическая деятельность (закаливающие мероприятия; фитотерапия; витаминотерапия; массаж).
2. Физкультурно – оздоровительная деятельность (физкультурные занятия; художественная гимнастика; хореография; занятия по ДЗЮДО).
3. Спортивно – досуговая деятельность (кружки; праздники и развлечения спортивного характера, дни здоровья; недели здоровья).
Взаимодействие с родителями
Семинары; диспуты; консультации; совместные праздники, досуги.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости.
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
- Повышение уровня физической готовности.
- Улучшения функционального состояния здоровья воспитанников.
- Осознанная забота родителей о здоровом образе жизни ребенка.
Разработка и реализация проекта предполагается в 3 этапа
На первом этапе (2013- 2014 гг.) –
- Создание определенных условий для реализации проекта «Растем здоровыми»
- Модернизация физкультурно- оздоровительной базы, оснащение развивающим спортивным оборудованием. Включение в физкультурные занятия элементов спортивных игр (Настольный теннис, «детский футбол», художественная гимнастика, спортивная гимнастика, занятия по ДЗЮДО)
Расширение модели здоровьесбережения через организацию спортивных секций по интересам (ритмическая гимнастика, художественная гимнастика, ДЗЮДО) в рамках дополнительных услуг.
С начала учебного года осуществлялись и другие формы подготовительной работы:
- разъяснительная работа с пед. коллективом, мед. персоналом, родителями.
- отбирался состав кадров (тренеры по художественной гимнастике, ДЗЮДО)
- базовое обучение воспитателей и родителей современным технологиям физического воспитания спортивно- ориентированной направленности
- изучение интересов и потребностей родителей в открытии секций.
- проводился мониторинг состояния здоровья, диагностика физического и психического развития
Осуществлялось:
- распределение воспитанников по спортивным секциям
- разрабатывался проект положения о деятельности спортивных секций
Второй этап работы (2014- 2015 гг.)
Будет направлены на разработку и апробацию системы технологий спортивно- ориентированного физического воспитания дошкольников ЧДОУ.
- Расширение планирования, за счет введения спортивного содержания технологии спортивно- оздоровительной направленности; технологии обучения спортивным играм, мини- футбол, настольный теннис, ДЗЮДО, технологии обучения «командным играм» (игры с элементами соревнований, веселые старты, игры- эстафеты); технологии семейного воспитания (спортивно- интеллектуальные марафоны, семейные проекты, спортивные клубы, праздники)
Третий этап (2015- 2016 гг.)- завершающий
- Оценка деятельности новой модели работы с детьми и семьей ребенка по реализации задач спортивного воспитания:
- во- первых, анализ полученных результатов,
- во- вторых, обоснование механизма социально- ориентированного проекта «Растем здоровыми»
Создав модель, мы обеспечим непрерывность спортивного воспитания и успешную адаптацию дошкольников к дальнейшему обучению в спортивных школах, секциях.
«Из родника детства течет река жизни»- т.е. на сколько мы с детства сможем привить любовь к спорту и здоровому образу жизни, настолько успешным будет наш воспитанник в жизни!
План работы над проектом
I. Условия
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия:
1. Оборудован зал для занятий. Стремясь повысить интерес детей к движениям, прежде всего мы пополняем набор оборудования, которое:
- Обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
- Способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной координации;
- Повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;
- Положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
Такой набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание мы уделили размещению оборудования:
- не загромождает полезную площадь помещения;
- дети могут свободно пользоваться мелким оборудованием. Было замечено, что гораздо большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Нестандартное оборудование применяется на физкультурных занятиях, в различных режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми(дорожки «здоровья», шнуры для подлезания, "следы"; бруски; мягкие мячи, канат из крышек, «змейки», «счеты», «ежик», «волшебные колпачки» и т.д.)
- Для того чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием, мы пересмотрели содержание центра двигательной активности в группе.
- На участке детского сада оборудована площадка для подвижных и спортивных игр, гимнастическая лестница.
- Удобное расположение детского сада позволило нам составить "Тропу здоровья", которая имеет большое значение для организации физкультурно- оздоровительной работы.
- В ДОУ функционирует зал, который оснащен современным оборудованием: сухие бассейны, «Беговая дорожка», «Силовой тренажер», фитболы, массажные дорожки, а также шведская стенка.
Итак, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.
II. Диагностика
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляет индивидуальная карта. Обработка данных позволила выделить три группы, для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.
Группа - основная (которую составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой.
Группа - подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой.
Группа-риска с ограниченной психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни).
В соответствии с индивидуальными картами состояния здоровья детей всего детского сада, определенной группы, каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.
2. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.
3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания релаксации, дыхательной гимнастики.
4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).
Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям.
В процессе работы с детьми предусматривается систематический медико- педагогический контроль.
III. Развитие движений
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Разработаны рекомендации по организации двигательной активности в течение дня. Таким образом, организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2-2,5 часов, из них 30-40 минут - коррекционная работа.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Чтобы физкультурные занятия были эффективны, при их построении придерживаемся следующих условий:
- построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
- использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;
- распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
- использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.
Однако занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей, интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей.
В соответствии с этим занятия строятся на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Естественно, что сочетание этих подходов возможно только при тесном взаимодействии специалистов с воспитателями. Часть занятий, проводимых воспитателем, являются подготовительными к освоению нового двигательного материала, который дают специалисты. А двигательный опыт, который дети накопили с инструктором по физической культуре, затем используется воспитателем в различных физкультурных мероприятиях.
IV. Лечебно-профилактическая работа
Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно- профилактическая работа в нашем детском саду строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности. Эта работа имеет три этапа: подготовительный, интенсивной профилактики, восстановительный. На каждом из них используются свои специфические физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры.
Первый период готовит детей к самому неблагоприятному времени в сезоне. Поэтому используется ультрафиолетовое облучение, массаж, курс приема элеутерококка.
Во втором периоде есть необходимость использовать систему мер для предупреждения ОРВИ, ангин. Дети полощут рот и горло лечебными растворами, закладывают оксолиновую мазь в нос.
В восстановительный период желательно укрепить защитные силы детей, вернувшихся после заболевания. Им предлагается травяной чай, оздоровительные напитки. У этих детей несколько иной режим дня, снижаются физические нагрузки в двигательной деятельности, закаливающие процедуры строго индивидуализируются.
Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинскими работниками.
V. Закаливание
Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется закалять детей ввиду того, что адаптация к температурным перепадам идет сложно, дети часто болеют простудными заболеваниями.
Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия - в течение года. Однако мы всегда помним, что превышение интенсивности закаливающих процедур может привести к срывам адаптации, проявляющимся в ухудшении здоровья и самочувствия ребенка. В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим используются два правила:
- Обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна.
- Проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия. Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий - с наблюдения, спокойных игр и т. д.
Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии с результатами и имеющимися условиями.
VI. Здоровый образ жизни.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направлениям. Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. В системе физкультурно-оздоровительной работы, сводя воедино те привычки и потребности, которые мы пытаемся привить детям в детском саду, получаем программу минимум по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни: полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; ежедневно бегать в медленном темпе длительное время, разминаться после пробуждения, уметь расслабляться, уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещения туалета.
Вся серия мероприятий, направленных на реализацию программы минимум, носят название "Программа здоровья". На первом месте в ней стоят занятия, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние.
Такие занятия проводятся по такой формуле: "помоги осознать ребенку, зачем ему это нужно — научи в увлекательной форме — приучай выполнять эти действия ежедневно".
Взаимодействие с родителями.
Формирование физической культуры личности можно обеспечить только благодаря сбалансированной системе педагогических воздействий на ее интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность, как со стороны педагогов, так и под влиянием родителей.
Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями, на основе родительского договора. Рекомендованы следующие формы работы: семинары–практикумы; диспуты; культурно – массовые мероприятия.
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутри семейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия. В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания и т. д.
- формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы
- обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, фитотерапии , и т. д.).
В этих целях, кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают совместные занятия детей и родителей типа "Папа, мама, я - спортивная семья", «День здоровья» которые организуются в детском саду. А так же открытые дни для родителей, где родители могут принять участие в занятии, что предоставляет детям большую свободу двигательной деятельности, которая достигается за счет дополнительной страховки.
Продукт проектной деятельности:
Физкультурные занятия, подвижные игры, занятия по здоровому образу жизни, коррекционно-оздоровительная работа с детьми, досуги, «Дни здоровья», различные виды гимнастики, семейные оздоровительные праздники, семинары, консультации, занятия-практикумы для родителей.
Презентация: итоговая диагностика уровня физической подготовленности, заболеваемости детей.
Литература
Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных
учреждениях. // "Дошкольное воспитание" - 1993. № 9
О. Гипса. Забота о здоровье детей. // "Дошкольное воспитание"-1990. №1.
Коростелев И. Б. "Воспитание здорового дошкольника" - М. Просвещение, 1986.
Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. "Аркти",2002
Кудрявцев В.. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и
стратегия развития// "Дошкольное воспитание"-1999. №1,№3.
Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М. 1990.
Развитие движений ребенка — дошкольника. Из опыта работы. Под редакцией М.И. Фонарева. М. Просвещение, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект "Расту здоровым"
Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создавать эмоциональную радостную обстано...
Педагогический проект "Расту здоровым в стране здоровья"
здоровьесбережение...
Педагогический проект "Расти здоровым, малыш"
Название проекта«Расти здоровым»Тема проектаСохранение и укрепление здоровья дошкольников через использование здоровьесберегающих технологийАвтор проектаЩеглова Оксана Евгеньевна, слушател...
Краткосрочный педагогический проект "Расти здоровым" в I младшей группе
Цель: сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения. Задачи:1. Вооружить детей теоретическими и пра...
Педагогический проект "Растим здоровое поколение"
Цель проекта: вовлечение родителей в процесс физического развития и оздоровления дошкольников....
Конспект сюжетного физкультурного занятия «Весёлый зоопарк» средняя группа «Ягодка» ( итоговое мероприятие в рамках группового педагогического проекта «Расти здоровы, дошколёнок!»)
Конспектсюжетного физкультурного занятия«Весёлый зоопарк» средняя группа «Ягодка»( итоговое мероприятие в рамках группового педагогического проекта «Расти здор...
Педагогический проект "Расти здоровым, играя!
Создание условий для формирования у детей представлений о пользе подвижных игр и обеспечение достаточного пребывания детей на свежем воздухе....