Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме
«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества».
Воспитание здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Именно поэтому необходимо с раннего возраста приобщать детей к заботе о своем здоровье, воспитывать у них заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Круглый стол
для педагогических работников Московской области
«Детство в пространстве социума и культуры»
на базе АНОО ДО детский сад № 13 «Сказка» г. Егорьевска.
Мастер-класс
«Сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста»
Разработали: зам. зав. по ВМР Гуляева И.В. (высшая кв. категория)
воспитатель Сидорова А.Н. (1 кв. категория)
музыкальный руководитель Демкина Н.Е. (1 кв. категория)
инструктор по физкультуре Базанова А.В. (-)
МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 «Ёлочка»
12.11.2015г.
Вступление:
Добрый день, уважаемые педагоги! Разрешите представиться, меня зовут Сидорова А.Н. воспитатель МДОУ детского сада общеразвивающего вида № 15 «Ёлочка» администрации Егорьевского муниципального района. С Вашего позволения, я начну свое выступление.
- Скажите громко и хором, друзья,
Деток вы любите, нет или да?
Пришли вы учиться,
Иль сил совсем нет?
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последний вопрос, ответьте, друзья
Активными будете? (нет или да)
Большое спасибо и так начнем нашу работу.
Темой нашего мастер-класса является «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества».
Воспитание здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Именно поэтому необходимо с раннего возраста приобщать детей к заботе о своем здоровье, воспитывать у них заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Предлагаю Вашему вниманию перечень дидактических игр, направленных на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни. Именно в дошкольном возрасте, в результате целенаправленного воздействия, формируется представление о здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Чтобы наш мастер-класс был наглядным, а не словесным я предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие, которое будет полезно и интересно педагогам, а самое главное воспитанникам детского сада. Это книжка «Секреты здоровья». Применение в работе этой книжки поможет детям, начиная с раннего, дошкольного возраста познакомиться с полезной едой, витаминами, содержащимися в ней.
Знания приобретаются в игровой форме. Многофункциональность дидактического пособия состоит в том, что его можно использовать как для приобщения детей к полезной здоровой пище, так как и для знакомства с окружающим миром и развития математических способностей.
- Герои книжки брат - Саша и его младшая сестра Маша.
- У бабушки Вали есть огород. Саша рассказывает сестре о том, что у бабушки на
огороде много витаминов, чтобы быть здоровыми и не болеть. А сестра Маша постоянно задаёт вопросы. Она очень любопытная. В этот раз он захотел узнать: «Где искать витамины? Для чего они нужны?». Саша предлагает Маше сходить в гости к бабушке.
Итак, начнём путешествие в гости к бабушке.
- В огороде у бабушки растут деревья, на которых созрели яблоки и груши. Саша, с
помощью подобранных стихотворений, рассказывает Маше о пользе яблок и груш, о витаминах , которые в них содержатся.
- Можно предложить задание: собери все яблоки и груши. Яблоки и груши крепятся на
липучке, поэтому всё легко снимается.
- Дети вместе с братом и сестрой рассматривают грядки на огороде. На грядке выросли
морковь и редис. Старший брат с помощью стихотворений знакомит машу с овощами, содержащими полезные витамины. Можно подобрать загадки и загадать их детям. Овощи также крепятся на липучке и легко снимаются с грядки.
- На данной странице Саша предлагает Маше и детям посадить свои грядки. В
конвертиках находятся картинки лука, капусты, огурцов. Дети вместе с героями достают картинки и «сажают» их на грядки. Можно снять лейку ( она тоже на липкой ленте) и «полить» посаженные овощи. Дети узнают о пользе этих овощей.
- Дети собирают в вазочку фрукты, а в корзинку овощи, которые находятся на предыдущих
страницах. Фигурки прикрепляют на липучку или пуговичками.
- Старший брат рассказывает о пользе морковного и томатного сока.
- Здесь предлагается детям сделать витаминный салат. Можно прочитать стихотворение
для систематизации деятельности.
- Старший брат рассказывает о том, что бабушка из собранных фруктов и овощей делает
заготовки: варенье, компоты, салаты, соленья. На странице 2 банки . Дети, играющие в этой книге, могут назвать фрукты и овощи, содержащиеся в банках, а могут закрасить их.
- Саша подводит итог о том, какие полезны фрукты, овощи, ягоды, чем они полезны,
какие в них содержаться витамины и призывает всех использовать их в пищу, чтобы быть здоровым.
Данное пособие можно применять не только в период формирования у детей знаний о правильной и полезной пище, но эту книгу можно использовать для ознакомления с окружающим миром, а можно для развития математических способностей придумать ряд интересных заданий на счёт предметов, сравнение их, развитие памяти, внимания. Ведь играя ребёнок дошкольного возраста приобретает огромный опыт и знания об окружающем его мире.
Спасибо за внимание! И я предоставляю слово следующему выступающему нашего мастер-класса - музыкальному руководителю нашего детского сада Демкиной Н.Е.
Наталья Евгеньевна
Добрый день уважаемые гости! Меня зовут, как уже сказала ____________, Наталья Евгеньевна и разрешите мне продолжить наше мероприятие.
В своем выступлении я расскажу Вам о влиянии музыки на здоровье человека.
Система музыкального развития в ДОУ предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий. Одна из составляющих моей работы в нашем ДОУ – музыкотерапия.
Музыкотерапия- метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыки оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. С древних времен известно, что музыка успокаивает боль, снимает напряжение, оказывает положительное влияние на психику ребенка. Под звуки музыки дети выполняют дыхательные и физические упражнения.
Влияние музыки на ребенка
Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Первые 6 лет жизни ребенка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов музыкального образования ребенка.
Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают информацию, быстрее запоминают новый материал и не имеют проблем с концентрацией внимания. Также «музыкальным» детям легче даются математика, иностранные языки и логика.
Танцевальная музыка для детей
Некоторые детки с самого раннего возраста любят «пританцовывать» в ритм музыки. Танцевальная музыка прекрасно поднимает настроение ребенку, заряжает положительными эмоциями, развивает координацию движений, память и слух.
Интересные факты о классике
Факт «Находка»: во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания копирует ритм музыкального произведения.
Факт Осторожности: детям полезны не все классические произведения («Венисбергская сцена» Вагнера, некоторые произведения Рихарда Штрауса, Шопена – могут «заразить» апатичностью, слабостью, страданием).
Факт «Рецепт»: при первых же звуках любимых пьес у кормящих мам прибывает молоко, у деток лучше переваривается пища.
Факт «Запрет»: Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Факт «Мотиватор»: классическую музыку перинатальные психологи называют «школой эмоций» (слайд).
Музыку можно не только слушать, но и ей можно лечить.
«Музыкальная аптека»
«Не хочу, не буду, уходи, ты – плохая!!!», «мама, я боюсь»
Лечим:Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»).
«Головка болит»
Лечим: «Весення песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского.
«Животик болит».
Лечим: «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»)
«Не думается».
Лечим: Бетховен «Лунная соната» (облегчит интеллектуальную деятельность)
«Болит, болит, болит».
Лечим: анальгетики в мире звуков - Бах, Гендель
«Уснуть не могу».
Лечим: колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колыханочки» (фольклор)
«Мне грустно».
Лечим: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди
«Горлышко болит».
Лечим: лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов
На все случаи жизни для малыша – Моцарт!
И напоследок, предлагаем ознакомиться с лечебными музыкальными инструментами
«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.
Лечебные музыкальные инструменты:
Инструмент - фортепиано, аккордеон.
Действие - благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения.
Эффективное время суток – утро.
Инструмент – Гитара.
Действие - гасит раздражение и «разгружает» сердце.
Эффективное время суток – полдень.
Инструмент – Скрипка.
Действие - активизирует тонкий кишечник.
Эффективное время суток –день.
Инструмент – Саксофон.
Действие - улучшает работу почек, «разбивает» камешки.
Эффективное время суток – вечер.
Инструмент – Арфа.
Действие - Улучшает дыхание при астме, бронхите.
Эффективное время суток – вечер.
Инструмент – Барабан.
Действие - Укрепляет иммунитет.
Эффективное время суток – утро.
Хочу добавить, что музыкальные занятия с использованием таких здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. И, конечно, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют самостоятельную музыкальную деятельность детей.
Спасибо за внимание, а я передаю слово нашему инструктору по физкультуре Базановой А.В. Спасибо за внимание.
Здравствуйте, Уважаемые педагоги.
Я представлю Вашему вниманию один из направлений в моей работе по здоровьесбережению – ритмопластику.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, я хочу выделить двигательную активность. Это естественная потребность маленького человека в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Современные дети, ни для кого не секрет, испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Я хочу представить Вам один из видов здоровьесберегающих технологий, который используют в своей работе не только специалисты нашего ДОУ (инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог…), но и воспитатели - ритмопластика.
Ритмопластика – это система физических, танцевальных и подражательных движений или упражнений, ее средствами являются: ритмическая гимнастика, игровой стретчинг, игровой самомассаж, хореография, игровые танцы, динамические паузы, логоритмика, музыкально-ритмические композиции, театральные этюды.
Благодаря ей формируется правильная осанка, развивается сила, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.
На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.
Для детей 4-5 лет это комплексы, состоящие из простых движений руками вверх, вниз, в стороны, полуприседания с поворотами, прыжковые движения на двух ногах, наклоны. Музыкальное сопровождение не превышает по времени пяти минут.
Для детей 5-6 лет – составляю комплексы, в которые включаю движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; Бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх, добавляю больше танцевальных движений. Обращаю внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.
Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами) .
Зарядка проводиться по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности выполнения движений.
Когда дети запомнили комплекс зарядки, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать в утренниках.
Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости. Очень приятно видеть, когда и воспитатели делают с детьми такую зарядку, т. к. это полезно и для взрослых.
Предлагаю вашему вниманию комплекс утренней танцевально-ритмической гимнастики для детей старшей группы.
«Три поросенка»
(песня «Ни кола, ни двора» поет Клара Румянова)
Вступление (проигрыш)
И. п. – основная стойка;
1 – 4 – полуприседая, на каждый счет увести колени вправо, влево, вправо, влево, руки работают, как при ходьбе.
5 – 8 - повторить счет 1-4, но вставая.
Первый куплет.
А. 1 – и – полуприседая и вставая, правую ногу выставить на носок в сторону, руки на поясе.
2 – и – приставить правую ногу к левой.
3 – и – повторить счет 1-и с другой ноги.
4 – и – приставить левую ногу к правой.
5-и – 8-и – повторить счет 1-и – 4-и.
Б. 1 – и – с полуповоротом налево подняться на носки, поднять плечи, руки в стороны книзу, ладонями вперед («удивление»)
2 – и – основная стойка (полуприсед, руки на поясе)
3-и – 4-и – повторить счет 1-и – 2-и в другую сторону.
5-и – прыжком стойка ноги врозь.
6 – и – руки вверх, пальцы в «замок».
Припев:
А. 1 – и – наклон вперед, руки резко вниз, пальцы в «замок» («рубка дров») .
2 – и – выпрямиться, руки вверх, пальцы в «замок».
3-и – 4-и – повторить счет 1-и – 2-и.
5-и – 6-и – повторить счет 1-и – 2-и.
7 – и – повторить счет 1 – и.
8 – и – прыжком ноги вместе, руки выпрямить вперед, пальцы в «замок» ладонями от себя.
Б. 1 – и – полуприсед, согнуть правую ногу в сторону.
2 – и – поставить ноги вместе.
3 – и – полуприсед, согнуть левую ногу в сторону.
4 – и– поставить ноги вместе.
5-и – 6-и – основная стойка в полуприседе, движение «хвостик» лицом вперед.
7-и – 8-и – прыжком повернуться на 180 градусов, движение «хвостик»
Второй куплет.
А. 1 – и – выставить ногу на пятку вперед, руки раскрыты в стороны («распашонка»)
2 – и – И. П. (ноги вместе, руки на поясе)
3 – и – повторить счет 1-и с другой ноги.
4 – и – повторить счет 2-и.
5-и – 6-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 1-и – 2-и.
7-и – 8-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 3-и – 4-и.
Б. 1-и – 4-и – повторить движения части А. Второго куплета счет 1-и – 4-и.
5-и – 6-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 5-и – 6-и.
Припев. Повторить движения припева.
Проигрыш.
1-и – 4-и – движения коленями вправо, влево, приседая вниз.
5-и – 8-и – движения коленями вправо, влево, вставая наверх.
Припев. Повторить движения припева.
Практическая часть нашего мероприятия подошла к концу и в конце нашего мастер-класса мы хотим предложить Вам игровое упражнение «Воздушный шар».
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
Наше мероприятие подошло к концу. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через физическое воспитание и здоровьесберегающие технологии»
Консультация по здоровьесбережению...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "фОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
мАСТЕР-КЛАСС...
Конспект Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
КонспектМастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...
Мастер-класс для педагогов "Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Фитбол-гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма. Фитбол-гимнас...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игры с мячом, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста""
Методические рекомендации для педагогов по организации игр с мячами, непосредственное участие в организации игр....
Мастер-класс «Стретчинг- как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста».
Мастер-класс «Стретчинг- как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста».Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и ...