Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игры с мячом, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста""
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации для педагогов по организации игр с мячами, непосредственное участие в организации игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»
Энгельсского муниципального района Саратовской области»
Мастер-класс для педагогов
«Игры с мячом, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
инструктор по физической культуре:
Акимова Юлия Михайловна
Цель: формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации игр и игровых упражнений с мячами с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.
Задачи:
- расширять представления педагогов об использовании мячей для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
- расширять представления педагогов о различных формах использования мячей в режиме дня;
- формировать умения и навыки технически правильно использовать различные мячи.
- вызвать положительные эмоции и желание применить полученные знания в своей работе.
Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска, мячи – средние, фитболы, су-джок. Музыкальное сопровождение: энергичная и спокойная музыка для подвижных игр.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В настоящее время забота о физическом развитии и здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Несмотря на такие позиции государства, современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, в связи с увеличением образовательной нагрузки на дошкольников, массовое распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения в семье за счет телефонного и виртуального общения. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Малоподвижные дети, как правило, часто болеют и имеют отклонения в состоянии здоровья. А двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, и выступают как незаменимый оздоровительный фактор.
Какой предмет может повысить двигательную активность дома, на прогулке, на занятии, в самостоятельной деятельности..?
Ну, конечно же, мяч!
Мяч – самая универсальная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей.
Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.
Создатель системы общественного дошкольного воспитания и основатель первых садов Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка - дошкольника.
Какое же значение оказывают игры и игровые упражнения с мячом на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья дошкольников?
Игры и упражнения с мячами развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу, ведь ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, находящуюся на значительном расстоянии. Упражнения с мячом вырабатывают умение поймать брошенный предмет, удержать его, а также рассчитать направление, силу броска, формируют соразмерность движений, хорошую пространственную ориентировку.
Игры и действия с мячами различного веса и объема (малыми, большими, набивными и другими) развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев кисти, что способствуют развитию моторики рук, которая имеет особое значение для развитий функций мозга ребенка, развитие речи и интеллекта.
Развивая мышечную силу в процессе игр с мячом у детей, усиливается кровообращение, улучшается работа важнейших органов растущего детского организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Так же игры и упражнения с мячом, являются средством коррекции различных нарушений осанки и плоскостопия. Например, подбрасывая мяч, вызывается необходимость выпрямления, что благоприятно сказывается на осанке.
Упражнение на фитболах оказывают профилактическое действие по нарушению правильной осанки. Криво сидеть на фитболе просто невозможно, т. к. нарушается равновесие и теряется баланс. Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний ЖТК, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении.
Даже в древние времена римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства.
Массажный мяч су-джок эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологическиактивные зоны головы, туловища и конечностей, способствуя улучшению состояния всего организма
По данным А.Лоуэна (психотерапевт), отбивание мяча повышает настроение, снимает усталость, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, – это свобода телодвижения от мышечного напряжения.
На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Что необходимо соблюдать и учитывать при выборе и проведении игр и игровых упражнений с мячом?
- Возрастные особенности детей, например, с детьми младшего дошкольного возраста проводятся игры с переносом, с прокатыванием, удержанием мяча, а с детьми старшего дошкольного возраста с отбиванием, забрасыванием метанием и т.д. В зависимости от их двигательных умений и навыков владением мячом игры можно усложнять или упрощать.
- Место и время проведения. Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проходить игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные размеры (ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками, полосками яркой ткани, яркими стойками и т. д.). Поверхность площадки должна быть ровной, однородной. Перед дневным и ночным сном игры большой интенсивности не проводятся.
- Выбор мяча для конкретной игры, или упражнения (он должен быть удобен и не вызывать неловкости у ребенка);
- Методику проведения подвижных игр.
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
- сбор детей на игру;
- создание интереса;
- объяснение правил игры;
- распределение ролей;
- руководство ходом игры;
- подведение итога;
Таким образом игры с мячом - это незаменимое средство сохранения и укрепления здоровья ребенка, пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых и других качеств способствующих гармоничному развитию ребенка.
В своей работе с детьми я использую различные упражнения и игры с мячом. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них.
Практическая часть
«Молекулы»
Играющие свободно передвигаются по залу, ведя мяч перед собой. Ведущий показывает карточку с цифрой, игроки должны объединиться в группы в соответствии с заданным числом, соединив мячи «молекулы».
«Скажи, какая цифра»
Играющие стоя на месте, отбивают мяч правой и левой рукой поочередно, одновременно называя цифры, которые показывает ведущий. В этой игре развивается зрительно-пространственная ориентация.
«Три цвета»
Для игры понадобятся три разноцветных листа бумаги (А4) на каждого игрока. Листы бумаги раскладываются перед каждым играющим.
Ведущий называет поочередно цвета, а участники ударяют по листу соответствующего цвета мячом.
- поочередно по одному: синий, желтый, красный;
- поочередно по два: синий – желтый, желтый – красный, синий – красный;
- поочередно по три: синий – желтый – красный, синий – красный – желтый, желтый – красный – синий;
Усложнение: ведущим становятся дети, каждый может придумывать свои варианты заданий (разное количество ударов, разный темп выполнения).
«Мяч о стену»
Прекрасно подходит для снятия напряжения.
Эстафеты с фитболом
- перекат мяча, переход в конец своей колонны;
- передача мяча с ударом об пол, переход в конец своей колонны;
- прокатить фитбол, передать игроку напротив, встать в конце колонны.
В завершении выполним упражнения с мячами су-джок.
«Ходит ежик»
Ходит ежик вдоль дорожек. (прямые прокатывания мяча между ладонями)
Не бежит ни от кого. (круговые прокатывания между ладонями)
С головы до ножек (прямые прокатывания мяча между ладонями)
Весь в иголках ежик. (круговые прокатывания между ладонями)
Как же взять его? (подбросить мяч и поймать двумя руками)
Рефлексия
«Плюс-минус-интересно»
Участникам предлагаю заполнить таблицу из трех граф (или высказаться вслух).
В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на мастер-классе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, или информация, которая, по мнению участника, оказалась для него не нужной, бесполезной.
В графу «И» - «интересно» - участники вписывают все интересные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы к ведущему по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
В материале говорится о важности музыкотерапии для укрепления и сохраниния здоровья дошкольников....
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста"
«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества».Воспитание здорового поколения – это одна из главных стратегич...
Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...
Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечи...
Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...
Консультация на тему «Фитбол-гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста».
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно-профилактической направле...
Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Современный детский сад – это место где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный воз...