Памятка для воспитателей по организации закаливающих мероприятий.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В памятке рассказано о значении закаливания, об основных средствах закаливания при использовании естественных факторов: воды, воздуха, солнечных ванн. А также о необходимости соблюдения определённых условий, о специальных мерах закаливания. В материале представлены примерные графики закаливания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie_microsoft_word.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ детский сад комбинированного вида № 1521
Памятка для воспитателей
по организации закаливающих мероприятий
Составила старший воспитатель Ушакова Л.С.
Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний. Закаляться может и должен каждый человек любого возраста, независимо от уровня физического развития.
Закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка, представлять собой комплексную систему воспитательно-гигиенических воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам.
В качестве основных средств закаливания используются естественные факторы: вода, воздух, солнечный свет.
Закаливание должно проводиться при непременном соблюдении следующих условий:
- Неуклонное выполнение основных принципов закаливания:
- Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
- Непрерывность и систематичность закаливания. Если система была нарушена в силу каких-либо причин (болезнь, отпуск), начинать процедуры нужно с начальной стадии. Закаливание осуществляется круглый год, но его виды и методики могут меняться в зависимости от сезона и погоды.
- Комплексное использование всех природных факторов.
- Постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора.
- Природные факторы должны соответствовать основным требованиям гигиены:
- Для воздуха и воды – это должна быть чистота, соответствующая температура, скорость движения и сила давления.
- При использовании солнца – концентрация лучей и угол падения их на земную поверхность. На голове должен быть обязательно головной убор.
Закаливание складывается из:
- Проветривание;
Температура воздуха:
Для детей раннего возраста – в группе – 22 – 23 C
в спальне – 19 – 20 C
Для детей младшего дошкольного возраста – в группе – 20 – 21 C
в спальне и физ. зале – 17 – 19 C
Для детей старшего дошкольного возраста – в группе – 20 – 21 C
в спальне и физ.зале – 16- 18 C.
- Воздушные ванны дети получают при переодевании – смене белья, после дневного сна на протяжении нескольких минут, пока они переодеваются, находясь в облегченной одежде (голые ноги и руки), во время физкультурных и музыкальных занятий, ежедневной утренней гимнастики. В жаркое время дети спят в трусах.
Специальные меры закаливания – это в основном солнечно-воздушные ванны в
движении и водные процедуры.
Длительность первых солнечных ванн при температуре воздуха не ниже 20 C не должна превышать 5-7 минут в утренние (с 8 до 11) или послеобеденные (с 17 до 19) часы. Время каждой последующей ванны можно удлинять на 3-5 минут. То есть начинают прогулку с солнечно-воздушных ванн в тени деревьев, затем игру детей перемещают под прямые лучи солнца на 5-7 минут и вновь в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки.
Детям лучше принимать солнечные ванны в движениях, занимаясь, например, подвижной игрой, и обязательно при надетом головном уборе с козырьком.
При появлении первых признаков перегревания (покраснение лица, повышенная потливость) ребенка надо увести в тень и умыть лицо прохладной водой, дать выпить немного (не холодной) воды и поиграть в спокойную игру. По мере появления загара, солнечные ванны становятся более продолжительными.
В каждой группе должен быть написан график принятия солнечных ванн.
Для детей первой и второй младших групп с 5-6 минут до 8-10 мин. 3 раза в день.
Например:
С 01.06 по 03.06 – 5 минут 3 раза в день | Утром: с 9.15 до 11.00 Во второй половине дня: с 16.30 до 18.00 |
С 03.06 по 06.06 – 6 минут 3 раза в день | |
С 06.06 по 09.06 - 7 минут 3 раза в день | |
С 09.06 по 12.06 – 8 минут 3 раза в день С 12.06 по 15.06 – 9 минут 3 раза в день | |
С 15.06 и до конца лета – 10 минут 3 раза в день. |
Для детей средних и старших групп от 5 до 15 минут в день.
Например:
С 01.06 по 03.06 – 5 минут 3 раза в день | Утром: с 9.05 до 11.00 Во второй половине дня: с 16.30 до 18.00 |
С 03.06 по 06.06 – 7 минут 3 раза в день | |
С 06.06 по 09.06 9 минут 3 раза в день | |
С 09.06 по 12.06 – 12 минут 3 раза в день | |
С 12.06 и до конца лета – 15 минут 3 раза в день. |
Хождение по веранде босиком с 5 до 10 минут 2 раза в день.
Полоскание рта и горла кипяченой водой (постепенное обучение полосканию рта, начинается с 1-ой младшей группы). Температура воды снижается от 25-26 градусов до 18 (снижение на 1 градус через 2-3 дня). Можно поласкать рот раствором солёной воды (на 1 литр воды – 1 ст. ложка соли), расход раствора 0,5 стакана на рёбенка 4-5 лет.
Водная процедура – контрастное обливание ног:
Обязательно ведётся табель закаливания, имеются все принадлежности, в том числе ножные полотенца. Постоянно посещающий ребёнок должен иметь температуру 40 и 18 C. Расход воды – 1,5 литра на ребёнка. Воду льём из ковша с верхней части голени до стопы.
Правильно организованная система закаливания:
- Поддержит температурный баланс тела (гомеостаз);
- Нормализует поведенческие реакции ребёнка;
- Снизит инфекционно-воспалительные заболевания;
- Улучшит показатели физического развития;
- Повысит уровень физической подготовленности.
Контрастное воздушное закаливание
Характер действия | Метод | Методика | Противо- показания |
Воздух (температур-ное воздействие на организм) | Утренняя гимнастика | Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде. Гимнастика в трусах и майках, хождение босиком. | Медицинский отвод после болезни. |
Прогулка | Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону. | ||
Сон без маек при открытых фрамугах | Учитывать физическое и соматическое состояние ребёнка, не допускать сквозного потока холодного воздуха. | Температура воздуха в спальне ниже 14 C | |
Воздушные контрастные ванны. Гимнастика после сна. | Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате). Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска, сухая и мокрая дорожка, массажные коврики). | Температура воздуха ниже нормы. | |
Хождение босиком | Во время физкультурных мероприятий с учётом физического и соматического здоровья | Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов. | |
Вода (температур-ные и механические раздражаю-щие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) | Полоскание рта кипячёной водой или отварами трав | Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1-ой младшей группы. Чередование процедур: (2 недели – отвар трав; 2 недели – кипячёная вода) | Аллергическая восприимчи-вость на травяные настои |
Обширное умывание | Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится 1 раз после сна. | Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов. | |
Туалет носа | Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой. | Нет | |
Солнце (общее температур-ное воздействие на организм) | Прогулка. Солнечные ванны. Свето-воздушные ванны. | Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отражённых лучей (в тени). Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды. Изменение продолжительности процедуры. | Лихорадочные состояния, последствия недоношеннос- ти, хронические заболевания, температура свыше 30 С |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна
Методическая разработка конспекта гимнастики после сна для средней группы(из опыта работы с детьми)....
Организация закаливающих мероприятий с детьми в детском бассейне.
Какое бывает закаливание в детском саду. Как оно проводится в дошкольном учереждение. Влияние закаливающих процедур на организм ребёнка....
Опыт работы "Организация закаливающих мероприятий в ДОУ"
Опыт работы "Организация закаливающих мероприятий в ДОУ"...
Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры...
Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры...
Видеоконсультация для родителей "Правила организации закаливающих мероприятий с детьми раннего и дошкольного возраста в домашних условиях"
Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшн...