« ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ: ДОУ И СЕМЬИ»
консультация на тему

Пищаева Наталья Витальевна

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном образовательном учреждении не создано сообщество «Дети – родители - педагоги».

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 28»

Консультация

ТЕМА: « ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ: ДОУ И СЕМЬИ»

Старший воспитатель:

Н.В. Пищаева

Октябрь 2015 год

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном образовательном учреждении не создано сообщество «Дети – родители - педагоги». Семья – весьма важное значимое звено в системе социального воспитания. Именно родители, часто не замечая того, вырабатывают у детей с самого раннего возраста комплекс базовых ценностей, потребностей и привычек. Семейное воздействие уникально по результативности и интенсивности. Совместная работа с семьей выстраивается на следующих основных принципах, определяющих ее содержание:

  1. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи в воспитании ребенка понятны родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Систематичность и последовательность. Работа проводится в соответствии с конкретным планом в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
  3. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и неповторим.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагогов в семье, а родителей – в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с этим в работу с семьей включают:

  • целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую закаливание, оптимальный двигательный режим, здоровый образ жизни и т.д.;
  • ознакомление родителей со всем объемом оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
  • обязательное ознакомление родителей с результатами диагностики состояния ребенка;
  • обучение родителей конкретным методам и приемам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.);
  • ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, обучение нетрадиционным методам оздоровления детского организма (физиотерапия, ароматерапия и др.).

Отсутствие у родителей теоретических сведений о физической культуре, начальных знаний о пользе занятий физическими упражнениями отмечается, как одна из основных причин физкультурной безграмотности. Если мы хотим приобщить дошкольников к ценностям физической культуры, то, прежде всего, необходимо повысить уровень физкультурной образованности родителей.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще Сергей Петрович Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний. Физические упражнения следует рассматривать как метод восстановительной терапии. Они воздействуют на все группы мышц, связки, которые делаются крепкими, увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Силами только медицинских работников проблему активизации двигательной активности детей, начиная с дошкольного возраста, не решить. Значительную часть работы в этом направлении должно взять на себя образовательное учреждение.

С целью изучения участия родителей в формировании двигательной активности детей было проведено анкетирование. В данном опросе приняли участие 101 родителей, что составило 63% от общего контингента родителей. Анкетный опрос проводился инструктором по физической культуре и воспитателями. В анкету было включено десять самых различных вопросов:

  • «Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?»
  • «Какое физкультурное оборудование имеется в Вашей семье?»
  • «Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?»
  • «Принимаете ли Вы участие в двигательной активности Вашего ребенка?»
  • «Какие виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в Вашей семье?»
  • «Как часто, в какие дни и в какое время в Вашей семье осуществляется двигательная активность детей?» и др.

Мнения респондентов по первому вопросу «Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?» распределились следующим образом: 28 % родителей (28 человек) ответили, что двигательная активность детей высокая; 55% (56 человек) – средняя; 12 % (12 человека) – низкая; 4% (4 человека) – затруднились с ответом.

В анкете был поставлен вопрос и о том, какое физкультурное оборудование имеется в вашей семье. Анализ показал, что, несмотря на сложности нынешней экономической ситуации, в большинстве семей все же имеется хотя бы элементарное оборудование. Так, резиновые, теннисные, футбольные мячи имеются в 95,5 % опрошенных семей, санки – в 77 %, велосипеды – в 70 %, скакалки – в 69 %, обручи – в 50 %, гантели – в 29 %, коньки – в 9 %. И, тем не менее, опрос показал, что более сложное оборудование, такое как шведская и гимнастическая стенки, имеются лишь в 5 % семей. В перечень предполагаемых вариантов ответов не могло быть включено все оборудование, имеющееся в семьях.

Поэтому на вопрос «Что имеется у Вас?» респонденты написали следующее: ролики, гимнастические кольца, качели, турник, бадминтон, настольный теннис и т.д.

Ответы на вопрос «Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?» распределились следующим образом: постоянно – в 18 %, время от времени – в 75 %, совсем не используется – в 7 %.

Представляет интерес и анализ ответов на вопрос «Принимаете ли Вы участие в двигательной активности своего ребенка?» Ответы распределились так: лишь 11 % родителей являются инициаторами двигательной активности ребенка; 59 % опрошенных принимают участие по инициативе ребенка; 30 % вообще не принимают участие в двигательной деятельности.

Какие же виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в семьях? Анализ показывает, что наибольшей популярностью в семьях пользуются подвижные игры (в 130 семьях), что составляет 65 % опрошенных; затем совместные прогулки с детьми в парк, дендрарий, на стадион (104 семьи) – 52,3 %; ходьба босиком в квартире, саду (101 семья) – 51 %. Другие же виды двигательной активности применяются в гораздо меньшем количестве семей. Например, спортивные упражнения в 25 % (50 семей); утренняя гимнастика – 18 % (36 семей); оздоровительный бег – 7 семей, что составляет 3,5 %; закаливание водой – 6 % (12 семей). Но есть и другие виды двигательной деятельности, практикующиеся в семьях. Это борьба, лечебная физкультура, езда верхом на лошади, игры на тренажере, ритмика, плавание в бассейне, занятия хореографией.

Анализ ответов на вопрос «Как часто, в какие дни, и в какое время в Вашей семье осуществляется двигательная активность детей?» распределились так: ежедневно (в 94 семьях) – 47 %; по субботам и воскресеньям (в 83 семьях) – 41,7 %; во время отпуска родителей (в 44 семьях) – 22 %; в праздничные дни (в 22 семьях) – 11 %; никогда не осуществляется двигательная активность – 7 % (13 семей).

Современные родители испытывают трудности при формировании двигательной активности детей в условиях семьи. Они заключаются в следующем: большинство квартир малогабаритные, в которых сложно разместить игровое и спортивное оборудование; не хватает средств, времени, нет возможности посещать бассейн всей семьей, а иногда родители не знают, как преодолеть противостояние детей. Испытывают родители и недостаток знаний, поэтому им необходимы консультации, встречи со специалистами.

По результатам анкетирования были намечены мероприятия по улучшению работы в данном направлении. Это и проведение родительского собрания на тему: «Двигательная активность детей дошкольного возраста», и организация консультационного пункта для родителей.

Цель данного раздела – вооружение родителей элементарными теоретическими знаниями и практическими умениями в области здоровья и двигательной активности. Работа строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения.

Предлагается решение следующих задач:

  • распространение педагогами ДОУ знаний о здоровье, физической культуре и спорте в процессе оздоровления и укрепления здоровья дошкольников;
  • установление единства педагогических воздействий и оказание помощи семье в овладении родителями элементарными основами здоровьесберегающих технологий.

Примерная тематика занятий включает следующие направления:

  1. Основные периоды развития детей от рождения до 7 лет.
  2. Особенности физического воспитания мальчиков и девочек в семье. Показатели физического развития дошкольников.
  3. Гигиенические нормы и требования к режиму дня, питанию, одежде и обуви ребенка.
  4. Особенности влияния физических упражнений на детский организм.
  5. Закаливание – способ адаптации к окружающей среде.
  6. Как помочь ребенку привить любовь к физическим упражнениям. Возможные результаты реализации программы.
  7. Овладение различными способами двигательных действий и умение целесообразно их применять в различных условиях.
  8. Организация первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях.

В этих целях широко используется:

  • информация для родителей на стендах, папках, в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения;
  • консультации – индивидуальные и групповые;
  • устные журналы и дискуссии с участием психологов, медиков, специалистов по физкультуре, а также ознакомление родителей с ценным опытом воспитания;
  • семинары-практикумы;
  • тренинги и деловые игры с прослушиванием бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций (видео), решение педагогических кроссвордов и т.д.;
  • дни открытых дверей для родителей с просмотром занятий в физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;
  • физкультурные праздники и досуги с привлечением семьи и т.д.

Родители открыто и доброжелательно идут на содружество с педагогами, заинтересованы в педагогических знаниях, готовы к развитию родительской рефлексии. Образование родителей в большей степени направлено на оказание помощи им в становлении полноценной здоровой личности ребенка.

Таким образом, физкультурное образование основано на специально достигнутом уровне интеграции физкультурной образованности педагогов, детей и их родителей, что позволяет приобщить выпускников дошкольного учреждения к двигательной культуре.

Литература.

  1. Абдульманова Л.В. Движение как способ жизни ребенка // Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, 1998. – С.187-225.
  2. Волосникова Т.В. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2001. – 194 с.
  3. Красношлык З.П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». – Владикавказ, 2008. – 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ: ДОУ И СЕМЬИ

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не ...

"Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ и семье"

“ Физическое воспитание – это то,  что обеспечивает здоровье и доставляет радость»    Крэттен...

Тренажеры, как средство увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста, а также детей с ОВЗ в условиях детского сада

Опыт работы по использованию детских спортивных тренажеров в совместной образовательной деятельности по физическому развитию формированию физических качеств детей дошкольного возраста. Презентационный...

Создание оптимальных условий как реализации двигательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования

На здоровье ребёнка дошкольного возраста влияет множество факторов, один из них - это уровень двигательной активности. В современном мире у детей дошкольного возраста преобладает низкий уровень органи...

Авторский опыт на тему: "Использование современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"

Потребность в движении является одной из общебиологической особенности организма, которая играет важную роль в его жизнедеятельности. В настоящее время двигательная активность является необходимым усл...

«Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в условиях ФГОС ДО»

laquo;Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в условиях ФГОС ДО»В процессе музыкально-ритмического воспитания используют программу ...