«Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка по музыке

Шматова Виктория Васильевна

«Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в условиях ФГОС ДО»

В процессе музыкально-ритмического воспитания используют программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За годы работы всегда стоит вопрос – выбора танцевального материала. Эта программа представила 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Другая ее особенность – это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, какие как: «Антошка», «Чебурашка» В.Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Новшеством в работе послужило использование на занятиях подвижных игр с песенками из диска Екатерины Железновой «Догоняй-ка». Видеозапись и аудиозапись на данном диске облегчает работу музыкального руководителя. Яркая, красочная аранжировка, красивые мелодии способствуют так же эстетическому развитию ребенка. Дети с удовольствием выполняют движения под музыку Е. Железновой. Этот диск составлен из сборника видеоматериалов, что помогает воспитателям и музыкальным руководителям использовать на занятиях различные подвижные игры. Представленные на диске подвижные игры с песенками являются синтезом игры, физических упражнений и музыкально-эстетических занятий. Такие игры оказывают комплексное воздействие на ребенка: малыши учатся принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, они развиваются эмоционально, у них формируются умения и готовность действовать в коллективе. Психологами отмечено значительное влияние музыкально-ритмических игр на развитие способностей к восприятию информации, а также к концентрации их внимания.

Почти каждую игру можно сделать проще или, напротив, усложнить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: помогать малышу при выполнении игр, придумывать новые варианты исполнения, а также обращать внимание детей на точность или ритмичность движений. Музыкальные игры из диска Е. Железновой обеспечивают веселое общение и двигательную активность, развитие координации движений и ритма, формирования устойчивого внимания и музыкального слуха. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Внедрение этого раздела происходит в игровой форме, игры проводятся постоянно и неоднократно повторяются. К концу учебного года дети способны чувствовать и понимать ритм. Развитие чувства ритма происходит посредством движения. «Догоняй-ка» Е. Железновой предусматривает обязательное участие взрослых вместе с детьми в праздниках в музыкальном и театрализованном исполнительстве, в разнообразных играх и затеях.

Так же в своей работе я использую из программы «Детство» танцевально-игровую гимнастику для детей «Са-фи-дансе» Ж. Е. Фирилевой, которая развивает двигательные, творческие способности ребенка, формирует навыки самостоятельного движения под музыку, воспитывает умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

Из программы «Гармония» К.В. Тарасовой я использую раздел «Музыкальное движение», в котором большое внимание уделяется образным музыкально-двигательным этюдам, пантомимическим движениям с помощью языка жестов и мимики. Они развивают у ребенка не только всю систему музыкальности и двигательную сферу, но и способствуют раскрепощению, свободной ориентировки в пространстве. В работе над музыкально-двигательными этюдами главными являются индивидуальные творческие проявления детей. Мы обсуждаем с детьми общий замысел и настроение этюда, а затем ставим предлагаемую задачу на его свободную импровизацию. Такая форма в сюжетных этюдах – один из наиболее доступных детям видов музыкально-двигательного творчества.

Для реализации программ в ДОУ созданы необходимые условия:
организована развивающая среда в музыкальном зале, в группах имеются «музыкальные уголки». Используется пианино, музыкальный центр, имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, дудочки и др. Диски по программе Е. Железновой, «Ритмическая мозаика», театральные шумы, музыка из мультфильмов и др. Методическая литература: журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Музыкальная палитра», сборники «Колокольчик», «Праздник каждый день», «Ритмическая мозаика» Бурениной, «Топ-хлоп, малыши» Т.Саухо, «Музыка и чудеса» и др. на занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

Задания на развитие танцевального и игрового творчества, как правило, дают в начале и в конце занятия. Знакомство с движением начинается с прослушивания мелодии, затем показа музыкальным руководителем. И когда оно разучено, я учу детей создавать свои танцы. Например, разучивая ритмичный танец в подготовительной группе, дети заметили, что, например, Аня и Егор танцуют лучше всех. «Покажите, как лучше?» - спрашиваю я детей. Дети стараются объяснить, при этом идет показ, движение повторяется, дети делают его еще более интересным, выразительным. Лучшая пара – лидер пляски, и каждый ребенок хочет проявить и показать себя, но не каждому это удается сразу. В этом случае проводится индивидуальная работа с детьми, чтобы научить их красиво и выразительно двигаться и танцевать.

Задания для детей постепенно усложняются. Разложив ленты, платочки, играю мелодию, а дети выбирают атрибуты согласно музыке, которая звучала. Очень интересными получаются творческие задания с воображаемыми предметами: мячами, цветами, катание на санках, на лошадках.

Так же я использовала на занятиях различные музыкально-двигательные упражнения, развивающие чувство ритма, учила детей с младшей группы простейшим танцевальным движениям, которыми дети постепенно овладевали. Последовательность и систематичность занятий привели к положительным результатам, о чем свидетельствует диагностика уровня развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально-двигательных упражнений. Значительно возрос показатель по всем видам музыкально- ритмической деятельности по сравнению с прошлым годом.

В танцевально-игровой деятельности ребенок приобретает жизнерадостную, самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его двигательной, интеллектуальной и эстетической сферы.

Значимым помощником на занятиях музыкальному руководителю является воспитатель. Организация музыкальных игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.   

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений.

Воспитатель должен стремиться  к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры.

Из этого следует, что успех работы невозможен без тесного контакта музыкального руководителя и воспитателя. Ведь воспитатель имеет ежедневный контакт с детьми и может выявить склонности каждого ребенка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности у себя в группе.

2. Методические рекомендации «Использование попевок и физкультминуток в улучшении двигательной активности детей»

     Детство современного ребенка тесно связано с развитием информационных технологий, и он не стремится включаться в игровую деятельность. Энергичность дошкольников существенно снизилась, отмечается дефицит произвольности не только в умственной, но и в двигательной сфере.

      Перед педагогами ДОУ стоит непростая задача – заинтересовать каждого ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно, чтобы он был увлечен процессом подвижной игры, разучиванием музыкально-ритмических упражнений или танцев.

Формирование и совершенствование двигательных способностей детей дошкольного возраста лежат в основе не только физического, но и психического развития, способствуют развитию их эмоционально-волевой сферы.

Правильно организованный двигательный режим в ДОУ играет особую роль в деле сохранения здоровья воспитанников, так как полностью соответствует возрастным и психолого-физиологическим особенностям детей.

Музыкальным руководителем также создаются организационно-содержательные условия развития интереса к двигательной активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности. Основа данной педагогической технологии – интеграция музыкальной, двигательной, игровой и познавательной деятельности дошкольников.

Важную роль в совершенствовании двигательной активности играют музыкально-ритмические движения, танцы и хороводы. Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, отражение характера музыки в движении.

Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом совершенствуются его двигательные навыки, приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы. Музыка усиливает эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им движений, вызывает у детей яркую двигательную реакцию.

Цель использования музыкально-ритмических движений и танцев на музыкальных занятиях – создание положительного настроя у детей, организация рационального двигательного режима, предупреждение утомления.

Эффективность используемой педагогической технологии успешно решается при соблюдении следующих принципов и методов обучения:

— систематичность;

— постепенность повышения требований;

— наглядность;

— учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей 

Игры, танцы, хороводы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое.

Их исполнение формирует у детей умение ориентироваться в пространстве,    не мешая друг другу, умение выполнять различные перестроения, отражая в них характер и форму музыкального произведения.

Музыкально-ритмические движения – эффективное средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.

Огромным диапазоном воздействия на дошкольников обладают и подвижные музыкальные игры. Подражание животным и птицам, сказочным персонажам и образам радует детей; содержание игр, сюжет и правила тоже не оставляют равнодушными. Желание выразить в движении свое настроение вызывает положительные эмоции и оказывает оздоровительный эффект.

Организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных и физических способностей детей дошкольного возраста требует творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов деятельности.

Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов.

Музыкальный руководитель не должен оставлять без внимания потерю интереса и внимания, снижение работоспособности воспитанников. Ему нужно систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время упражнений, танцев, подвижных игр. А во время малоподвижных видов деятельности – пения, слушания музыки – большую ценность имеют энергичные физминутки, содержание которых напрямую связано с соответствующей деятельностью детей.

В начало и конец музыкальных занятий также вводят элементы, помогающие настроить воспитанников на нужный лад – взбодрить или успокоить. Это речёвки-попевки, которые исполняются под музыку.

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему. Указанные  речёвки и физминутки так же  стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности

 Опыт использования авторских физминуток и речёвок-попевок показал их эффективность в совершенствовании двигательной активности детей на музыкальных занятиях и в снижении утомляемости воспитанников. Дети занимаются с радостью, получают огромное удовольствие от движений.

 Попевки перед началом занятия в музыкальном зале

Исполняются в виде диалога музыкального руководителя и детей.

        1. Мы шагаем очень дружно,
        На занятие идем.
        Если будет очень нужно,
        И станцуем, и споем.

   2. Кто по лестнице шагает?
         – Группа средняя идет!
        Она устали не знает –
        И танцует, и поет.

        3. Кто идет? – Мы идем!
        Кто поет? –  Мы поем!
        В музыкальный зал шагай,
        Дружно песню запевай!

   4. Раз-два! – Дружно в ногу!
        Три-четыре! – Тверже шаг!
        Маршируем понемногу,
        Поступаем только так!

         5. Шагает группа дружно,
         Никто не отстает,
         И стройно, бодро, дружно
         Здесь песенку поет.

         6. Эй, ребята, шире шаг!
         – По-другому нам никак!
         Не грустим мы в группе нашей –
         Мы поем, танцуем, пляшем!
Попевки после окончания занятия в музыкальном зале

Данные речёвки-попевки исполняются очень тихо.
          1. Мы напелись, наплясались,
          Нужно в группу уходить,
          Мы сегодня постарались
          Все таланты проявить.

         2. На носочках мы уходим,
          Чтобы чудо не спугнуть,
          Обещаем непременно
          Сюда снова заглянуть.

          3. В зале музыка играет,
          А нам нужно уходить.
          Но за звуки, что ласкают,
          Будем мы благодарить.

          4. Тихо-тихо шли мы вместе,
          Тихо-тихо мы ушли.
          Мы хорошее настроение
          На занятии нашли.  

          Физминутки после слушания медленной и спокойной музыки:

1. Слушать музыку, друзья,
Всем нам очень нравится,
Мы на скрипочках сыграть
Дружно постараемся.

Тили-тили-тили-ли,
Тили-тили-тили! Повторить 2-3 раза

Показать «ушки».
Хлопки вправо-влево.
Показать «пиццикато» на струне
Показать «лайк» вправо-влево.

Дети имитируют игру на скрипке     с большим ускорением

2. Слушали мы музыку
И чуть-чуть устали,
Но зато внимательней

И умнее стали.

А почему?

Текст повторяется несколько раз с постоянным ускорением темпа.

Показать «ушки».
Голову кладут на ладони.
Поднимают указательные пальцы обеих рук.
Вертикальное рукопожатие со сменой рук.

Вопрос задает взрослый.

3. Ах, какая музыка!
Как она звучала…
Нежно пели скрипочки,
Мелодия «дышала».

Было в ней всего семь нот,
Но этого хватило,
Чтобы от ее щедрот
Всем приятно было.

Развести руки в стороны.
Протянуть руки перед собой.
Имитация игры на скрипке.
Поднять руки вверх.

Показать семь пальцев.
Протянуть руки перед собой.
Развести руки в стороны.
Поднять руки вверх.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_dvigatelnoy_aktivnosti.docx24.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в условиях ФГОС ДО»

В процессе музыкально-ритмического воспитания используют программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За годы работы всегда стоит вопрос – выбора танцевального материала. Эта программа представила 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Другая ее особенность – это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, какие как: «Антошка», «Чебурашка» В.Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Новшеством в работе послужило использование на занятиях подвижных игр с песенками из диска Екатерины Железновой «Догоняй-ка». Видеозапись и аудиозапись на данном диске облегчает работу музыкального руководителя. Яркая, красочная аранжировка, красивые мелодии способствуют так же эстетическому развитию ребенка. Дети с удовольствием выполняют движения под музыку Е. Железновой. Этот диск составлен из сборника видеоматериалов, что помогает воспитателям и музыкальным руководителям использовать на занятиях различные подвижные игры. Представленные на диске подвижные игры с песенками являются синтезом игры, физических упражнений и музыкально-эстетических занятий. Такие игры оказывают комплексное воздействие на ребенка: малыши учатся принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, они развиваются эмоционально, у них формируются умения и готовность действовать в коллективе. Психологами отмечено значительное влияние музыкально-ритмических игр на развитие способностей к восприятию информации, а также к концентрации их внимания.

Почти каждую игру можно сделать проще или, напротив, усложнить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: помогать малышу при выполнении игр, придумывать новые варианты исполнения, а также обращать внимание детей на точность или ритмичность движений. Музыкальные игры из диска Е. Железновой обеспечивают веселое общение и двигательную активность, развитие координации движений и ритма, формирования устойчивого внимания и музыкального слуха. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Внедрение этого раздела происходит в игровой форме, игры проводятся постоянно и неоднократно повторяются. К концу учебного года дети способны чувствовать и понимать ритм. Развитие чувства ритма происходит посредством движения. «Догоняй-ка» Е. Железновой предусматривает обязательное участие взрослых вместе с детьми в праздниках в музыкальном и театрализованном исполнительстве, в разнообразных играх и затеях.

Так же в своей работе я использую из программы «Детство» танцевально-игровую гимнастику для детей «Са-фи-дансе» Ж. Е. Фирилевой, которая развивает двигательные, творческие способности ребенка, формирует навыки самостоятельного движения под музыку, воспитывает умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

Из программы «Гармония» К.В. Тарасовой я использую раздел «Музыкальное движение», в котором большое внимание уделяется образным музыкально-двигательным этюдам, пантомимическим движениям с помощью языка жестов и мимики. Они развивают у ребенка не только всю систему музыкальности и двигательную сферу, но и способствуют раскрепощению, свободной ориентировки в пространстве. В работе над музыкально-двигательными этюдами главными являются индивидуальные творческие проявления детей. Мы обсуждаем с детьми общий замысел и настроение этюда, а затем ставим предлагаемую задачу на его свободную импровизацию. Такая форма в сюжетных этюдах – один из наиболее доступных детям видов музыкально-двигательного творчества.

Для реализации программ в ДОУ созданы необходимые условия:
организована развивающая среда в музыкальном зале, в группах имеются «музыкальные уголки». Используется пианино, музыкальный центр, имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, дудочки и др. Диски по программе Е. Железновой, «Ритмическая мозаика», театральные шумы, музыка из мультфильмов и др. Методическая литература: журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Музыкальная палитра», сборники «Колокольчик», «Праздник каждый день», «Ритмическая мозаика» Бурениной, «Топ-хлоп, малыши» Т.Саухо, «Музыка и чудеса» и др. на занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

Задания на развитие танцевального и игрового творчества, как правило, дают в начале и в конце занятия. Знакомство с движением начинается с прослушивания мелодии, затем показа музыкальным руководителем. И когда оно разучено, я учу детей создавать свои танцы. Например, разучивая ритмичный танец в подготовительной группе, дети заметили, что, например, Аня и Егор танцуют лучше всех. «Покажите, как лучше?» - спрашиваю я детей. Дети стараются объяснить, при этом идет показ, движение повторяется, дети делают его еще более интересным, выразительным. Лучшая пара – лидер пляски, и каждый ребенок хочет проявить и показать себя, но не каждому это удается сразу. В этом случае проводится индивидуальная работа с детьми, чтобы научить их красиво и выразительно двигаться и танцевать.

Задания для детей постепенно усложняются. Разложив ленты, платочки, играю мелодию, а дети выбирают атрибуты согласно музыке, которая звучала. Очень интересными получаются творческие задания с воображаемыми предметами: мячами, цветами, катание на санках, на лошадках.

Так же я использовала на занятиях различные музыкально-двигательные упражнения, развивающие чувство ритма, учила детей с младшей группы простейшим танцевальным движениям, которыми дети постепенно овладевали. Последовательность и систематичность занятий привели к положительным результатам, о чем свидетельствует диагностика уровня развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально-двигательных упражнений. Значительно возрос показатель по всем видам музыкально- ритмической деятельности по сравнению с прошлым годом.

В танцевально-игровой деятельности ребенок приобретает жизнерадостную, самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его двигательной, интеллектуальной и эстетической сферы.

Значимым помощником на занятиях музыкальному руководителю является воспитатель. Организация музыкальных игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.   

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений.

Воспитатель должен стремиться  к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры.

Из этого следует, что успех работы невозможен без тесного контакта музыкального руководителя и воспитателя. Ведь воспитатель имеет ежедневный контакт с детьми и может выявить склонности каждого ребенка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности у себя в группе.

2. Методические рекомендации «Использование попевок и физкультминуток в улучшении двигательной активности детей»

     Детство современного ребенка тесно связано с развитием информационных технологий, и он не стремится включаться в игровую деятельность. Энергичность дошкольников существенно снизилась, отмечается дефицит произвольности не только в умственной, но и в двигательной сфере.

      Перед педагогами ДОУ стоит непростая задача – заинтересовать каждого ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно, чтобы он был увлечен процессом подвижной игры, разучиванием музыкально-ритмических упражнений или танцев.

Формирование и совершенствование двигательных способностей детей дошкольного возраста лежат в основе не только физического, но и психического развития, способствуют развитию их эмоционально-волевой сферы.

Правильно организованный двигательный режим в ДОУ играет особую роль в деле сохранения здоровья воспитанников, так как полностью соответствует возрастным и психолого-физиологическим особенностям детей.

Музыкальным руководителем также создаются организационно-содержательные условия развития интереса к двигательной активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности. Основа данной педагогической технологии – интеграция музыкальной, двигательной, игровой и познавательной деятельности дошкольников.

Важную роль в совершенствовании двигательной активности играют музыкально-ритмические движения, танцы и хороводы. Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, отражение характера музыки в движении.

Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом совершенствуются его двигательные навыки, приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы. Музыка усиливает эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им движений, вызывает у детей яркую двигательную реакцию.

Цель использования музыкально-ритмических движений и танцев на музыкальных занятиях – создание положительного настроя у детей, организация рационального двигательного режима, предупреждение утомления.

Эффективность используемой педагогической технологии успешно решается при соблюдении следующих принципов и методов обучения:

— систематичность;

— постепенность повышения требований;

— наглядность;

— учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей 

Игры, танцы, хороводы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое.

Их исполнение формирует у детей умение ориентироваться в пространстве,    не мешая друг другу, умение выполнять различные перестроения, отражая в них характер и форму музыкального произведения.

Музыкально-ритмические движения – эффективное средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.

Огромным диапазоном воздействия на дошкольников обладают и подвижные музыкальные игры. Подражание животным и птицам, сказочным персонажам и образам радует детей; содержание игр, сюжет и правила тоже не оставляют равнодушными. Желание выразить в движении свое настроение вызывает положительные эмоции и оказывает оздоровительный эффект.

Организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных и физических способностей детей дошкольного возраста требует творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов деятельности.

Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов.

Музыкальный руководитель не должен оставлять без внимания потерю интереса и внимания, снижение работоспособности воспитанников. Ему нужно систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время упражнений, танцев, подвижных игр. А во время малоподвижных видов деятельности – пения, слушания музыки – большую ценность имеют энергичные физминутки, содержание которых напрямую связано с соответствующей деятельностью детей.

В начало и конец музыкальных занятий также вводят элементы, помогающие настроить воспитанников на нужный лад – взбодрить или успокоить. Это речёвки-попевки, которые исполняются под музыку.

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему. Указанные  речёвки и физминутки так же  стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности

 Опыт использования авторских физминуток и речёвок-попевок показал их эффективность в совершенствовании двигательной активности детей на музыкальных занятиях и в снижении утомляемости воспитанников. Дети занимаются с радостью, получают огромное удовольствие от движений.

 Попевки перед началом занятия в музыкальном зале

Исполняются в виде диалога музыкального руководителя и детей.

        1. Мы шагаем очень дружно,
        На занятие идем.
        Если будет очень нужно,
        И станцуем, и споем.

   2. Кто по лестнице шагает?
         – Группа средняя идет!
        Она устали не знает –
        И танцует, и поет.

        3. Кто идет? – Мы идем!
        Кто поет? –  Мы поем!
        В музыкальный зал шагай,
        Дружно песню запевай!

   4. Раз-два! – Дружно в ногу!
        Три-четыре! – Тверже шаг!
        Маршируем понемногу,
        Поступаем только так!

         5. Шагает группа дружно,
         Никто не отстает,
         И стройно, бодро, дружно
         Здесь песенку поет.

         6. Эй, ребята, шире шаг!
         – По-другому нам никак!
         Не грустим мы в группе нашей –
         Мы поем, танцуем, пляшем!
Попевки после окончания занятия в музыкальном зале

Данные речёвки-попевки исполняются очень тихо.
          1. Мы напелись, наплясались,
          Нужно в группу уходить,
          Мы сегодня постарались
          Все таланты проявить.

         2. На носочках мы уходим,
          Чтобы чудо не спугнуть,
          Обещаем непременно
          Сюда снова заглянуть.

          3. В зале музыка играет,
          А нам нужно уходить.
          Но за звуки, что ласкают,
          Будем мы благодарить.

          4. Тихо-тихо шли мы вместе,
          Тихо-тихо мы ушли.
          Мы хорошее настроение
          На занятии нашли.  

          Физминутки после слушания медленной и спокойной музыки:

1. Слушать музыку, друзья,
Всем нам очень нравится,
Мы на скрипочках сыграть
Дружно постараемся.

Тили-тили-тили-ли,
Тили-тили-тили! Повторить 2-3 раза

Показать «ушки».
Хлопки вправо-влево.
Показать «пиццикато» на струне
Показать «лайк» вправо-влево.

Дети имитируют игру на скрипке     с большим ускорением

2. Слушали мы музыку
И чуть-чуть устали,
Но зато внимательней

И умнее стали.

А почему?

Текст повторяется несколько раз с постоянным ускорением темпа.

Показать «ушки».
Голову кладут на ладони.
Поднимают указательные пальцы обеих рук.
Вертикальное рукопожатие со сменой рук.

Вопрос задает взрослый.

3. Ах, какая музыка!
Как она звучала…
Нежно пели скрипочки,
Мелодия «дышала».

Было в ней всего семь нот,
Но этого хватило,
Чтобы от ее щедрот
Всем приятно было.

Развести руки в стороны.
Протянуть руки перед собой.
Имитация игры на скрипке.
Поднять руки вверх.

Показать семь пальцев.
Протянуть руки перед собой.
Развести руки в стороны.
Поднять руки вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста».

Иллюстрированный материал для родителей об использовании нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ и дома для физического развития детей, их оздоровления и укрепления здоровья малышей....

"Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ и семье"

“ Физическое воспитание – это то,  что обеспечивает здоровье и доставляет радость»    Крэттен...

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...

Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр.

Данная статья показывает важность создания организованной предметно- пространственной среды в ДОО для развития физических способностей дошкольников. Музыкальному руководителю крайне важно взаимодейств...

План работы методического объединения музыкального руководителя с воспитателями ДОУ:«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»

План работы методического объединения«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»2022-2023 учебный год№п/пСодержание основной де...

«Использование музыкальных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста»

Статья раскрывает понятия "двигательная активность", "музыкальные подвижные игры", знакомит с особенностями, условиями и формами применения игр в жизни ДОУ...