«Наше тело»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
по валеологическому воспитанию
в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_-_valeologiya.docx | 42.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального
образования Щербиновский район станица Старощербиновская
Разработчик:
воспитатель
Кобец Ольга Григорьевна
2015 г.
Цель: - обогащать и расширять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами дыхания, зрения. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.
Образовательные задачи:
• Сформировать у детей анатомо - физиологические представления о строении носа, глаз их функциях.
• Дать понятие об особенностях обоняния у животных, птиц, рыб.
Развивающие задачи:
• Развивать устойчивое внимание.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
Используемые методы, технологии обучения:
1. Метод получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, рассматривание, экспериментирование.
2. Информационно-коммуникационные технологии: (применение мультимедиа техники).
Оборудование и источники информации: мультимедийный проектор, установка, презентация.
Материал: картинки-схемы строения органов дыхания, большое зеркало, полиэтиленовые пакетики на каждого ребёнка.
Предполагаемый результат:
• У детей сформированы элементарные знания о строении и функциях носа, глаза.
• Дети имеют представления о необходимых факторах сохранения и укрепления здоровья.
Воспитатель: Дети заходят в зал под музыку.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, скажите , что нужно для того чтобы человек всегда был в радостном настроении?
Дети: Необходимо, чтобы он был здоров.
Воспитатель: Как вы понимаете, что такое здоровье?
Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается.
Воспитатель: Скажите, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье? Что вы можете сами сделать для своего здоровья?
Дети: Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.
Сегодня ребята, мы с вами отправимся на экскурсию в страну «Познай себя», где узнаем много нового о своём теле, и о том, как его беречь.
(Присаживайтесь, пожалуйста.)
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, из каких частей состоит тело человека? (Ответы детей)
Воспитатель: Каких частей тела у человека по два?
Дети: Две ноги, две руки, два уха, две брови….
Воспитатель: А каких частей по одной?
Дети: Одна голова, один рот, один нос, одно сердце
Воспитатель: А чего у человека много?
Дети: Много костей, много волос, много пальцев, много зубов.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам загадку.
Загадка: Без него не учуять запах роз, что же это? (Нос)
Воспитатель: А вы знаете, некоторые люди считают, что нос – это просто украшение на лице. А вы как думаете, для чего нам нужен нос? – Правильно, чтобы дышать.
- Строение носа.
Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами схему носа, и вспомним его строение.
Мы вдыхаем через две дырочки – как они называются? – правильно, ноздри. - А что это за извилины? Это носовые ходы.
- Для чего они нужны? – Они как печка, проходя через них воздух согревается.
-А что же это за волоски в носу? Они задерживают пыль и микробы, чтобы они не попали в лёгкие.
Воспитатель: Совершенно верно.
- А что же ещё есть у нас в носу? – слизь или липучки.
-Для чего они нужны? – К ним приклеиваются пыль и микробы и погибают. - Молодцы, вы замечательно знаете, что у вас находится в носу.
Воспитатель: А что же мы нашими замечательными носами вдыхаем? – воздух.
-А в нашей группе воздух есть? (да, он есть везде)
-Давайте с вами вдохнём – куда попал воздух? (в нос)
-А затем куда он опустился? (в горло) – Да, а дальше? (в лёгкие)
- Как мы дышим.
Воспитатель:
Как называется воздух, который мы вдыхаем? (кислород), а выдыхаем плохой. Кто знает, как он называется? (углекислый газ)
Так мы с вами дышим всю жизнь. Воздух нужен нам для жизни.
А сейчас мы узнаем, сколько помещается воздуха в ваши легкие при вдохе (раздаю шарики) – давайте представим, что это наши лёгкие, и посмотрим, как они работают. – Делаем вдох носом, а выдох ртом в шарик.
Воспитатель: А теперь аккуратно закройте нос и рот, и не дышите (5 сек) - что вы почувствовали? (трудно дышать, чуть не задохнулись)
- Воздух для человека.
Воспитатель: А теперь давайте порассуждаем с вами: какой воздух нужен человеку, как вы думаете? (чистый, свежий как на улице). Да, в помещении, где находится много людей долгое время, скапливается плохой воздух - как он называется? (углекислый газ) и людям становится трудно дышать. Как мы тогда говорим? (стало душно). А как можно изменить эту ситуацию?
( Проветрить помещение)
- Обоняние.
Воспитатель: Ребята, нос нужен для того, чтобы дышать, а как вы думаете, для чего ещё нужен нос? (различать запахи, нюхать). А как наш нос чувствует запахи? (воздух, который мы вдыхаем носом раздражает нервные окончания. И если воздух имеет какой – либо запах, мы его чувствуем).
Воспитатель: Есть запахи, которые нам нравятся, а есть, которые не нравятся. (Приятные и неприятные)
Назовите мне запахи, которые вам нравятся? (называем).
А теперь те, которые не нравятся, вредные для нашего здоровья? (называем, в том числе – дым).
Да, ребята, дым особенно вреден для здоровья, поэтому нужно избегать помещений, где курят. Опасен и дым от пожара. Люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться от его едкого запаха.
Воспитатель:
В народе придумано много различных выражений о носе.
Скажите когда употребляют выражение?:
«Нос повесил».
«Водит за нос».
«Не суй нос в чужой огород».
Воспитатель: А теперь скажите, какие правила гигиены и безопасности вы знаете, чтобы не болел нос?
Правила ухода за носом.
- Каждое утро нужно очистить нос после сна: высморкать и вымыть.
- Не ковырять в носу острыми предметами.
- Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
- Нельзя сильно сморкаться.
- Нужно пользоваться своим носовым платком.
- При чихании закрывать рот.
- Беречь нос от ушибов (При падении руки выставлять вперед, уклоняться от ударов в нос, запрещено бить друг друга в нос)
Скажите, а мы сами можем помочь нашему носу? (Можем). А чем? (Можно сделать массаж). Ребята, от того как дышит наш нос, зависит работа наших внутренних органов. Желудок и кишечник будет в порядке, если помассировать наш нос.
Самомассаж:
1. Нажимаем на кончик носа
2. Сгибаем носик вправо, влево, вверх, вниз.
3. Вращаем носик по часовой стрелки.
4. Ведём от основания носа к кончику.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в гости к обитателям природы.
- Как вы думаете, есть у птиц нос?
У птиц есть ноздри, расположены они с двух сторон надклювья.
- Скажите, зачем животным чувствовать запахи?
Чтобы чувствовать приближение добычи, опасности.
- Чувствуют ли рыбы запахи?
Да у них тоже есть ноздри, с помощью которых рыбы различают пищу, находят свою стаю, обнаруживают хищников. А знаете ли вы, что у осьминога нос находится на щупальцах, у морской звезды на кончиках лучей. Самый чувствительный нос у моли, а вот дельфины не различают запахи.
Физминутка
Воспитатель: Ребята, продолжаем нашу экскурсию. Послушаем еще загадку.
Загадка: На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются
Дети: Глаза.
Ребёнок:
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно. (Н. С. Орлова)
Воспитатель: для чего нам нужны глаза? (для того чтобы видеть, смотреть, различать предметы, глаза помогают передвигаться в нужном направлении.)
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент. Закройте все глаза и скажите, что вы сейчас видите? Почему вы ничего не видите?
Воспитатель: Есть люди, которые ничего не видят или видят очень плохо, их называют слепыми и слабовидящими.
Как думаете, им хорошо живется. (Ответы детей). Они не видят красоту природы, не видят вокруг себя ничего, у них постоянная ночь в глазах.
Как думаете, а слепые люди умеют читать? (Ответы детей).
Да, они умеют читать по особенным книжкам, они читают руками по выпуклым буквам.
Воспитатель:
Дети, обратите внимание на изображение глаза. Какую форму имеет глаз? (Круглую)
Посмотрите друг другу в глаза, внутри глаза находится маленький кружочек, что это? (Смотрят друг другу в глаза)
Это зрачок. Он всегда чёрного цвета. Если света много, то он маленький, а в темноте он становится большим.
Воспитатель: Как называется большой круг вокруг зрачка, что это?
Дети: Это радужная оболочка, она бывает разного цвета (посмотрите у кого какого цвета глаза голубые, коричневые, зелёные)
Воспитатель:
Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в углублениях – глазницах-домиках. Закрывает этот «дом» специальная дверца под названием - веко. Когда появляется опасность для глаз, веки по приказу мозга быстро закрываются. Когда отдыхают, тоже закрываются.
Воспитатель: Что ещё есть на веках.
Дети: Ресницы.
Воспитатель:
Для чего они? ( Для защиты глаза)
Воспитатель:
На веках есть волоски и называются они ресницы, реснички-сестрички. Они защищают глаза от пыли, мусора, который может попасть в глаза.
Воспитатель: Наши глаза всё видят, всё воспринимают и переживают.
Ребята, ведь недаром говорят, что «Глаза – зеркало души». В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека добрый он или злой, правду он говорит или нет, передают эмоции человека.
Встаньте, пожалуйста, и подойдите к зеркалу, покажите
- Радость
- Грусть
- Злость
- Страх
- Интерес
- Стыд, вину
РАЗМИНКА ТАНЕЦ
Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о глазах и об их значении. А как вы думаете, что нужно делать и какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза были всегда здоровы?
Дети:
-Нельзя читать лёжа в плохо освящённой комнате
-Смотреть на яркий свет
-Тереть глаза грязными руками
-Нужно оберегать глаза от ударов и острых предметов
-Для глаз полезно умываться чистой водой
-Смотреть телевизор не более 1 часа в день
Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец, черника)
«Гимнастика для глаз».
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз, для этого Вам необходимо следить глазками за движущимся шаром.
Итак, сядьте удобно, внимание на экран.
Воспитатель: Замечательно, и в заключении наши ребята ещё раз напомнят нам о том, как нужно себя вести, чтобы быть здоровым, а значит успешным человеком.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Наше тело
Задачи: развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику.Формировать и обогащать словарь по теме ...
Информационная папка-передвижка для родителей по лексической теме "Наше тело и уход за ним"
В папке дана информация родителям по закреплению лексико-грамматического строя речи детей. Лексическая тема "Наше тело"....
Социально-бытовая ориентировка Тема: младш.гр «Кто я? Какой я?» средн..старш.гр. .«Наше тело»
Цель: Формировать представление о теле человека, его строении и назначении. Закреплять знания имен и фамилий (младш.гр.) Учить составлять свой словесный портрет: описывать свое лицо (глаза...
Буклет "Наше тело"
Забавная игра познакомит не только с телом ребенка, но и доставит много веселых минут....
Тема «Что такое наше тело»
Цель:5-6знакомство детей с внешним строением тела человека6-7продолжить знакомство детей с внешним строением тела человека и возможностями его организма бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать,...
Логопедическое занятие "Наше тело"
Конспект занятия в логопедической группе по разделу: "Грамматические средства языка и связная речь" для детей старшей логопедической группы с ОНР....
НОД по развитию речи "Наше тело. Наше лицо"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Наше тело. Наше лицо» Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; у...