Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка
статья на тему
Воспитываем у детей привычку к здоровому образу жизни - растим здоровое поколение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_podkhod_v_formirovanii_zdorovya_i_razvitiya_rebenka.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т.е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
По выражению академика Н.М. Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Современный человек не имеет морального права причислять себя к цивилизации начала третьего тысячелетия, если он не осознал всей важности здорового образа жизни, не освоил культуры здоровья.
Здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, который он ведет. Естественно поэтому, если у человека не сформирована установка на здоровый образ жизни, то его отношение к здоровью оказывается вне серьезного внимания. В этих условиях человек все свои надежды на здоровье практически полностью связывает с медициной. Но не медицина может спасти нас от гибели (статус здоровья зависит от органов здравоохранения всего лишь на 7-8%). Помочь себе, детям мы должны сами, и только сами.
Если учесть статистику, свидетельствующую о постоянном ухудшении здоровья детей, начиная с факта их рождения, то станет понятным, почему вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными.
Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье-это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети? Основной удельный вес среди них составляет категория часто болеющих. Катастрофически растет число малышей, склонных к заболеваниям органов дыхания, почек, детей с нарушенным обменом, с изменениями со стороны нервной системы. Да разве можно вот так, в нескольких строчках, перечислить всю ту накопившуюся боль, связанную с нашими детьми?!
В настоящее время главной задачей работы дошкольного учреждения является воспитание здорового ребенка, воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «я», правильное его отношение к миру, окружающим людям - все это основа формирования здорового образа жизни. Основная цель педагога - дать информацию ребенку и сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.
Здоровый образ жизни - универсальное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья.
Исходя из задач и средств физического воспитания детей дошкольного возраста, у детей каждой возрастной группы должны быть сформированы определенные умения и навыки, детям должны быть даны определенные знания, должны быть воспитаны полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Работая с дошкольниками, я стараюсь воспитать у них любовь к физкультуре, спорту, движению, мышечной работе; всегда это поощряю, направляю, чтобы зарожденная радость в движении сохранилась на всю жизнь.
«Движение-жизнь» - такого девиза я придерживаюсь, ведь целенаправленная двигательная активность-это залог здоровья. Я в системе провожу с детьми утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, гимнастику после дневного сна, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, индивидуальную работу по развитию движений, физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья, физкультурно-оздоровительные прогулки, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры. Организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5-2 часов. Поскольку эта деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны. А в результате происходит тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата; предупреждение гиподинамии, которая развивается при недостаточной двигательной деятельности; предупреждение проявления отрицательных эмоций.
Начиная с младшей группы при благоприятных погодных условиях гимнастику и физкультурные занятия я провожу на свежем воздухе. Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой, так как во время её дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им также предоставляется время для свободной деятельности. Что касается усвоения кислорода тканями и органами, то во время физических упражнений на свежем воздухе этот процесс протекает интенсивнее. И в этом отношении наша утренняя гимнастика на свежем воздухе равняется обычной часовой прогулке.
Проводя гимнастику после дневного сна, стараюсь поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику нарушений осанки, воспитывать самоорганизованность.
Считаю важным ежедневно проводить оздоровительный бег (длительный бег в медленном темпе). Предварительно провожу разминку, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. В разминку включаю приседания, различную ходьбу, бег на месте. Затем дети бегут в нужном темпе. Заканчивается бег замедлением темпа и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания, упражнений на расслабление.
Использую в своей работе некоторые приемы закаливания детей: обширное умывание водой из-под крана; обливание ног; погружение ног в воду; ходьбу босиком (сначала в носочках по ковру, по полу, затем босиком) на физкультурных занятиях; сон без маечек при благоприятном температурном режиме (не ниже +18 С).
Приобщаю детей к регулярным занятиям физкультурой, работаю над созданием у них установки на самостоятельные занятия, даю необходимые знания по физической культуре, безопасному поведению. Формирую представление о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своей здоровье, прививаю культурно-гигиенические навыки, воспитываю сознание того, что человек-часть природы, общества, что надо бережно относиться к окружающей нас среде («болеет» природа - болеет и человек); даю детям сведения о том, что полезно для здоровья что вредно.
Таким образом, у дошкольников формируются навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.
Но ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети-родители-педагоги». Поэтому я стараюсь всегда установить доверительный деловой контакт между семьей и детским садом, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были понятны родителям. Предоставляю информацию для родителей на стендах, в папках-передвижках, оказываю консультативную помощь. Систематично и последовательно работаю в течение всего периода пребывания ребенка в детском учреждении над формированием и укреплением здоровья, его полноценным развитием, считаю, что принцип здорового образа жизни должен стать жизненным принципом каждого педагога, родителя, ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексный подход в формировании здорового образа жизни детей и их родителей.»
В данном опыте работы раскрыт комплексный подход к формированию ЗОЖ детей и их родителей. Фундамент здоровья закладывается в дошкольном возрасте. Из года в год проблема приобще...
Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»
Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...
Единство подходов к формированию здорового образа жизни в семье и детском саду.
Представлен опыт работы за год с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни как актуального вопроса в данный исторический период....
Выступление на районной августовской конференции "Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка"
Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка....
«Системный подход к формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования»
В презентации представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов....
Статья "Комплексный подход в формировании здорового образа жизни"
Статья опубликована в сборнике Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2016 г....