Выступление на районном семинаре библиотекарей по теме: «Роль книги в жизни ребенка дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Добрый день всем присутствующим в этом зале
Тема моего выступление «Роль книги в развитии дошкольника»
В современном обществе сегодня особенно актуальна проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велико ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка. По мнению многих психологов (О.Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.
Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя. По новым требованиям ознакомление с художественной, литературой в ДОУ проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение, беседа, разучивание литературных произведений, игры на основе сюжета художественного произведения, театрализованные игры и др.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, пеструшек, прибауток, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные его возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rayonnom_seminare_bibliotekarey_po_teme.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном семинаре библиотекарей по теме:
«Роль книги в жизни ребенка дошкольного возраста»
Добрый день всем присутствующим в этом зале
Тема моего выступление «Роль книги в развитии дошкольника»
В современном обществе сегодня особенно актуальна проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велико ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка. По мнению многих психологов (О.Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.
Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, в дошкольных учреждениях с самого раннего возраста прививают любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывают грамотного читателя. С введением ФГОС дошкольного образования, чтение впервые выделяется как самостоятельный
вид основной образовательной деятельности в детском саду.
Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для
воспитания, будущего взрослого талантливого читателя. По новым требованиям ознакомление с художественной, литературой в ДОУ проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение, беседа, разучивание литературных произведений, игры на основе сюжета художественного произведения, театрализованные игры и др.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, пеструшек, прибауток, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные его возрасту.
Для полноценного восприятия литературного произведения педагоги обращают внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка произведений художественной литературы.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Худ./литер формирует у детей культуру речи, развивает образную речь, увеличивает словарный запас. При анализе любого литературного текста дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.
Формируя культуру речи ребенка, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка, точно, ясно и эмоционально передавать
мысли и чувства в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
В детском саду дети знакомятся с русскими и зарубежными поэтами, писателями, сказочниками. Созданная в ДОУ предметно развивающая среда способствует приобщению детей к худ литературе с раннего возраста. В каждой группе детского сада выделены зоны художественного чтения или уголки книг, где согласно возрастным особенностям детей размещаются книги или библиотека, которая постоянно пополняется новой литературой различной тематики. Дети в самостоятельной деятельности рассматривают книги, педагог может прочитать понравившуюся ребенку книгу, может предложить родителям прочитать детям дома. В «Книжкиной больнице» дети «лечат» испортившиеся книги.
Наше дошкольное учреждение в рамках проектной деятельности социального партнерства активно сотрудничает с детской библиотекой. Совместно сотрудниками библиотеки обсуждаем цели и задачи предстоящей работы. Разработали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, обсудили с педагогами возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.
Формы, которые мы используем для осуществления преемственности:
- экскурсии в библиотеку;
- знакомство и взаимодействие с библиотекой;
- участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;
- тематические выставки книг;
-совместные мероприятия;
На базе библиотеки для воспитанников нашего детского сада регулярно проводятся конкурсы, тематические праздники, развлечения. Так, например, в ДОУ реализовался проект «Спасибо деду за победу» и в рамках проекта была запланирована экскурсия в библиотеку. Ольга Свекровина и другие сотрудники библиотеки организовали для детей экскурсию по библиотеке, познакомили с выставкой «Прочитанная книга о войне - мой подарок ко Дню победы», провели мероприятие с презентацией по теме «А что ты умеешь?».
Однако, чтобы наше сотрудничество было более тесным, хотелось бы создать на базе ДОУ «Литературную гостиную», в которой сотрудники библиотеки проводили совместные встречи с детьми, педагогами и родителями. Основная задача которой -вызвать интерес у детей и взрослых к личностям писателей, желание ближе познакомиться с их творчеством. Помочь семье организовать чтение ребенка в домашних условиях, воспитывать культуру чтения и любовь к книгам.
Подводя итог своему выступлению, хочу отметить что:
- художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством;
- книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи.
- чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Это должны осознавать, в первую очередь мы - взрослые люди, педагоги и родители, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения. Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы хотим чтобы наши дети выросли духовно- нравственными, интеллектуально развитыми, культурными людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин...
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста».
Материал для родителей...
Статья на тему «Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста»
Статья на тему "Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста"...
Статья на тему: "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"
Семья – первый коллектив, который формирует детские умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы, учит взаимодействовать с ...
Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста.
Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста....
Консультация на тему «Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста»
Слайд 1. Уважаемые родители!Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему «Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста». Слайд 2. Цели и задачи представлены на слайде....