Занятие по валеологии в подготовительной группе "Страна сердца"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
- дать представление о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);
- развитие у детей способности делать умозаключения на основе физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление крови);
- формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения использовать полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья;
- расширение словарного запаса детей (кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп, мышечный мешочек, кислород, углекислый газ, вена);
- воспитание у детей элементарных навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
- Занятие по валеологии в подготовительной группе "Страна сердца"
Цели:
- дать представление о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);
- развитие у детей способности делать умозаключения на основе физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление крови);
- формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения использовать полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья;
- расширение словарного запаса детей (кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп, мышечный мешочек, кислород, углекислый газ, вена);
- воспитание у детей элементарных навыков здорового образа жизни.
Материалы: плакаты: “Сердце, схема сердца”, “Ребёнок с кровеносными сосудами”, “Система кровообращения”, “Изображение раны в трёх позициях”; фонендоскоп, кроссворд, медальоны-сердечки.
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений “Крошечка-Хаврошечка”, “Мороз Иванович”, энциклопедии “Большая энциклопедия для дошкольника”;
- рисование на тему: “Какие мы”,
- дидактические игры: “Полезные - вредные”, “Доктор Айболит”.
Словарная работа: пульс, мышечный мешочек, кровеносные сосуды, фонендоскоп, кислород, углекислый газ, вена, сократилось, кровь.
Ход занятия
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом!
Дети здороваются.
Воспитатель:
- А знаете, вы ведь не только поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья! Сегодня, мои милые почемучки, мы поговорим о здоровье. Найдём ответ на вопрос: что такое сердце? (Игровое упражнение “Послушай свой организм”.)
Я предлагаю вам сесть на коврик, закрыть глаза, расслабиться, расслабить руки, ноги, всё тело, прислушаться к себе, к тому, как работают ваши внутренние органы.
- Ребята, что вы услышали?
Ответы детей: например - стук сердца, дыхание.
Воспитатель:
- Да, каждый из вас услышал своё сердце, вернее почувствовал, что оно неустанно работает.
Хотите узнать всё про сердце: на что оно похоже, какой формы, какой величины, как беречь его?
- Я вам предлагаю проникнуть в эту тайну и совершить воображаемое увлекательное путешествие по человеческому организму - в Страну Сердца.
С помощью волшебной палочки я вас и себя уменьшу до микроскопических размеров. Закрывайте все свои глазки. Приготовились! Вперёд! (Воспитатель делает взмах волшебной палочкой по кругу). Уменьшаюсь! Уменьшаюсь! А вы ребята, тоже чувствуете, что уменьшаетесь? (Ответы детей.)
Вот мы с вами и очутились в Стране Сердца. (В это время слышится аудиозапись звука работы сердца.). Здесь, ребята, довольно шумно, ориентируемся на звук “тук-тук”, который всё ближе и ближе. А вот и сердце!
Дети открывают глаза и видят мольберт с изображением сердца.
Воспитатель:
- Люди с давних времён пытались изобрести чудо - механизм, который мог бы работать сам по себе, без остановки много лет подряд. Даже название придумали: “Вечный двигатель”. Но изобрести такую машину люди не смогли. А матушка-природа его давно уже изобрела. Как вы думаете, что это? (Предположительные ответы детей).
Воспитатель:
- Да, наш “вечный двигатель” - сердце. Сердце - самый важный орган. Оно есть у каждого из нас. Находится в левой части груди. Как вы думаете: для, чего человеку нужно сердце? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Сердце вам действительно нужно для того, чтобы вы могли бегать, прыгать, танцевать, работать, радоваться, огорчаться... Именно сердце даёт силы для этого, обеспечивая непрерывное питание всего организма. Но главная задача сердца - перекачивать кровь, чтобы она распространялась по всему телу.
Ребята, сожмите руку в кулак. Вот такой величины ваше сердце. А у меня вот такое. С возрастом сердце увеличивается.
Ребята, обратите внимание на рисунок сердца. (Рассматривание плаката)
Как вы думаете, внутри сердца что-нибудь есть или там пусто как в мешке? (Ответы детей)
Внутри сердце не пустое, а очень сложное и удивительно интересное. Оно представляет небольшой мешочек, стенки которого состоят из мышц и разделено перегородками. Сердце разделено стенкой, как будто на две двухэтажные квартирки и над каждой комнаткой есть маленькая прихожая. В левую прихожую всегда приходит в гости только алая, богатая кислородом кровь; в правую прихожую - только тёмная, с углекислым газом. Как только наполняются эти прихожие, сердце сжимает их и выдавливает кровь через специальные чудесные дверки в комнатки. Когда же сердце начинает сжимать наполненные кровью комнатки, дверки захлопываются и гости покидают сердце через другие выходы. Стенки левой комнатки толще и сильнее правой для того, чтобы как можно мощнее вытолкнуть алую кровь в длинный и тяжелый путь по всему телу. А с правой, как вы думаете, куда идет тёмная кровь? (Ответы детей)
Воспитатель: Темная кровь идет в лёгкие, чтобы менять углекислый газ на кислород. Из лёгких, после короткого путешествия, темная кровь превращается в алую, богатую кислородом, и вновь возвращается в сердце. Но не в свой домик, а в левый. А в правый попадает кровь, которая прошла по всему телу, поменялась на углекислый газ и превратилась из алой в бордовую. Получается, что кровь всё время ходит в гости из левого домика в правый домик, и наоборот.
Сердце работает не останавливаясь в течение всей жизни, перекачивая кровь по тонким эластичным трубочкам, которые называются кровеносными сосудами.
(Рассматриваем плакат, на котором нарисован мальчик с выделенными на рисунке кровеносными сосудами).
Воспитатель: Обратите внимание, наше тело - пронизано густой сетью кровеносных сосудов, по которым течет кровь. Некоторые из них широкие и плотные, другие узкие и тонкие. Во многих местах они подходят близко к поверхности кожи, их даже можно рассмотреть.
- Опыт №1
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами рассмотрим ладони с наружной стороны, а потом с внутренней. Сквозь кожу видны голубые полоски. Это и есть кровеносные сосуды. Все нашли свои кровеносные сосуды? Рассмотрите их хорошо.
Воспитатель: Самые тонкие кровеносные сосуды, тоньше человеческого волоса. По сосудам постоянно течет кровь, причем довольно быстро. Ей надо всего полминуты, чтобы пробежать по всему телу. Вы даже не сумеете посчитать до 30-ти. А еще, приложив свои пальчики на запястье, вы почувствуете небольшое биение. Это биение вашего сердечка или как его по-другому называют - пульс. Что это такое? Пульс - это толчок крови, который выталкивается при сокращении сердца. У взрослого человека нормальный пульс - 70-80 ударов в минуту, у детей 80-100 ударов. На теле человека есть места, где можно почувствовать пульс - на висках, на шее, по центру грудной клетки. Но самое удобное и привычное прощупывание пульса - это запястье. Здоровое сердце человека бьётся ритмично.
- Опыт №2
Ребята давайте мы с вами прощупаем пульс. Для этого положите указательный, средний, безымянный пальцы на запястье. Все нашли пульс?!
Обратите внимание, ребята, как бьется ваше сердце? Ответы детей (ровно и спокойно). Воспитатель: А теперь попробуем дать нагрузку нашему организму. Для этого нам нужно стать в круг.
Физкультминутка
Я согнусь, разогнусь - выполняют наклоны вперед, руками касаясь - пола.
В мячик поиграю.
Попляшу, покручусь. - выполняют прыжки на месте.
И здоровья наберусь! - выполняют прыжки с, выбрасыванием ног вперед, затем прыжки вокруг себя
Воспитатель: Ребята, а давайте теперь, после того, как мы подвигались, еще раз пощупаем свой пульс. Что вы почувствовали?! Как бьется ваше сердце?
Ответы детей: Быстрее, сильнее, громче стало биться сердце.
Воспитатель: Правильно, когда мы занимаемся физкультурой и спортом, у нас сердце работает быстрее. От этого оно становится сильнее. А если мало двигаться, вести сидячий образ жизни, что будет с сердцем? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно вы думаете, оно слабеет, хуже работает и человек может заболеть. Поэтому надо сердце тренировать, регулярно заниматься физкультурой и спортом.
Врачи, чтобы прослушать биение сердца используют фонендоскоп. По тому, как сердце бьется, они могут определить, здоров или болен человек. Давайте рассмотрим устройство фонендоскопа. Через этот прибор удары сердца слышны лучше. После занятия, все кто захочет, сможет прослушать сердце друг друга.
Воспитатель: в организме взрослого человека течет 5-6 литров крови, а у детей меньше - 3 литра. Ребята, это много или мало? (Ответы детей). Посмотрите на литровый пакет сока и представьте себе, что 3 вот таких пакета крови находится в детском организме (показ).
- Опыт №3
Ребята, давайте мы с вами проведем опыт. Попробуйте сильно надавить себе на ноготь большого пальца и через некоторое время отпустите. Что случилось? Что изменилось?
Ответы детей: цвет меняется.
Воспитатель: Правильно, когда вы надавливаете, в этом месте движение крови останавливается. Это доказывает, что если поступление крови к какому - либо органу прекратится, случится беда. Например, если снабжение кровью головного мозга прервётся хотя бы на секунду, человек может потерять сознание. Если руку перетянуть жгутом больше чем на час, прервав в сосудах движение крови, ткани руки могут погибнуть. Благодаря работе сердца, кровь находится в непрерывном движении. Она приносит всем органам кислород и необходимые для жизни полезные вещества, помогает нашему организму бороться с микробами при царапинах или порезах, засыхая и превращаясь в корочку, закрывает ранку. (Воспитатель показывает изображение раны в трёх позициях). Поэтому ребята, чтоб работало сердце, что от нас требуется?
Воспитатель: Гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, физкультурой, хорошо питаться и соблюдать режим. Когда человек заболевает у него, меняется состав крови. И для того, чтоб поставить правильный диагноз, т.е. определить вашу болезнь, врачи делают анализ крови. Рассматривают её капельку под микроскопом. И вот когда с ваших пальчиков берут кровь, рана от которой остаётся, закрывается корочкой, т.е. сгустком крови. Вот эта корочка защищает от микробов.
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Поэтому сядьте на коврик, закройте глаза и с помощью волшебной палочки мы опять с вами превращаемся в обыкновенных ребят, увеличиваемся до нормальных размеров. Откройте глаза.
Воспитатель: Ребята, где мы были с вами? О чем мы узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Я хочу вам предложить разгадать кроссворд.
Вопросы по горизонтали:
- День и ночь стучит оно словно бы заведено, будет плохо, если вдруг прекратится этот звук. (Сердце)
- На что похожа работа сердца? (Насос)
- Как называются эластичные трубочки? (Сосуды)
- Что течёт по сосудам? (Кровь)
- Что переносит всем сосудам кровь. (Кислород)
- Как называется толчок крови? (Пульс)
Воспитатель: Сердце и кровяные сосуды человека - очень важные органы. Их нужно беречь и укреплять. Игра, прогулка, работа на свежем воздухе, занятие физкультурой, катание на коньках лыжах плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце и сосуды. Не перегружайте сердце! Следите за частотой пульса. Частый пульс говорит о том, что сердце устало и пора отдохнуть. Молодцы, ребята. Как много интересного мы сегодня с вами узнали. И хочется мне вам подарить одно стихотворение:
Сердце самый важный орган
Есть у каждого из нас
Как насос качает воду
Каждый день и каждый час
Находится оно внутри.
Как в домике упрятано
Его ты с детства береги
Заботливо, старательно.
Занимайся физкультурой
Бегай, прыгай и скачи
Тренируй мускулатуру
Не нужны будут врачи.
В конце занятия воспитатель дарит детям медальоны-сердечки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе, на тему "Здоровая пища", с использованием здоровьезберегающих технологий
Цель: помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания , еда должна быть не только вкусной . но и полезной....
Занятие по валеологии в подготовительной к школе группе "Полезная пища. Молоко"
Образовательная область "Здоровье""Молоко - полезный продукт"Задачи: Формировать навыки здорового образа жизни. Продолжить знакомить детей с полезными продуктами, с молоком. О его необходимости ...
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Русская каша - сила наша».
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе«Русская каша - сила наша».Цель: Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регу.nярного ...
КОПСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
КОПСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕКА»Программное содержание:1.Формиовать представление о здоровье, как основной ценности человека.2.Развивать ж...
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе "Пищеварительная система человека" .
Пищеварительная система.Цель. Создать условия для разви...
Конспект занятия по валеологии "Кровеносная система и сердце"
Я представляю здесь конспект занятия для подготовительной группы детского сада, с использованием опытов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18389604","attributes":{"alt":"","class":"med...
Занятие по валеологии в подготовительной группе «Страна сердца»
Разделы: Работа с дошкольникамиЦели: - дать представление о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);- развитие у детей спо...