Конспект занятия по валеологии "Кровеносная система и сердце"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Я представляю здесь конспект занятия для подготовительной группы детского сада, с использованием опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krovenosnaya_sistema_i_serdtse.docx | 167.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кровеносная система и сердце»
Цели и задачи: дать знания о работе кровеносной системы, познакомиться с понятиями сердце, капилляры, фонендоскоп, развивать любознательность, умение мыслить логически, рассуждать, активизировать словарь через разговорную, диалогическую речь, развивать способности делать умозаключение на основе физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление крови); формирование основ здоровьесберегающего мышления.
Оборудование: муляж сердца, банка трехлитровая с красной водой, спринцовка с капельницей, фонендоскопы, шприц с иголкой, тазик, нарисованное сердце. Таблица «Кровеносная система», картинка сердца, веревки, сердечки с вопросами.
Ход занятия:
Вводная часть
-Приходилось ли вам порезаться или уколоться?
-Что при этом чувствовали?
-А кто-нибудь поранился до крови?
Кровь
- Какого цвета кровь? (красная)
- В этом легко убедиться. Поднесите плотно сжатые пальцы к глазам и посмотрите на свет. Что вы видите? Тело светится красноватым светом. Это через кожу виден красноватый оттенок крови.
- Кровь жидкая. Ее у нас в организме достаточно много. У каждого из вас 2-3литра крови. Это вот такая трехлитровая банка (показ банки с кровью). У мамы больше, а у папы примерно две такие банки крови.
Сосуды
- Кровь жидкая?
- Почему она не выливается? Потому что течет под кожей по трубочкам. Они называются- сосуды (вместе, хором). Сосуды бывают толстые как карандаш, потоньше и совсем тоненькие, как волосок.
- Я нарисую (показ на листе на фигуре человека).
- Смотрите, толстые сосуды разделяются на тонкие. Ветвятся, как веточки деревьев. А эти сосуды на более мелкие. А самые маленькие сосуды, тоньше волосинки, называются капилляры (хором, вместе).
- На нашем теле везде проходят сосуды, капилляры (на голове, на шее)
Они пронизывают все тело. Если бы мы сверху не были покрыты кожей, то мы бы
увидели, как много сосудов (показ таблицы «Кровеносная система»).
Опыты с руками
- Давайте найдем крупные сосуды у себя? Положите руки ладонями вверх. Через кожу увидим синеватые жилочки. Что это? (сосуды).
- Поищите сосуды на шее соседа. Видите сосуды?
- Мы видим крупные сосуды или мелкие? (крупные)
- А как доказать, что есть мелкие- капилляры? Положите руки на стол, ладонями вниз. Какого цвета пальцы и ногти? (розоватые). Теперь сильно надавите пальцами на стол. Как изменился цвет? (Побелели).
- Почему? Передавливаем мелкие сосуды- капилляры, кровь не поступает в тот участок, где надавили. Это кровь окрашивает кожу в розовый цвет. (Еще раз надавите).
Опыт со шприцем
- Вспомните, когда вы поранились, кровь текла или выступили капли?
- Почему иногда капля, а иногда сильно течет кровь? Если накололи капилляр- то капелька крови, поранили сосуд- течет кровь.
- Хотите это увидеть? (Приглашаю к столу со шприцем. Объясняю: иголка-капилляр. Наполняю шприц «кровью», надавливаю, выступает капля. Убираю иголку-капилляр, получается сосуд- кровь течет).
- Что будет, если кровь вытечет вся? Человек умрет. Надо быть осторожным, избегать наколов и порезов.
- А если порезались, и выступила кровь, что делать? Нужно обратиться за помощью к взрослому.
- А если кровь течет сильно, не останавливается? Нужно вызвать скорую помощь.
- Какой номер? – 103! (вместе, хором).
Физминутка
Раз, два, три, четыре,
Раскрывайте руки шире.
По сосудам кровь течет,
Быстро, быстро круглый год.
И в ногах сосуды есть,
Я могу на них присесть.
Есть сосуды и в ладошках,
Я похлопаю немножко.
Наверх посмотрим: «Ах!»
Капилляры есть в глазах.
Закрываем, открываем,
Закрываем, открываем
И немножко поморгаем.
Головою покачаем
Занятие дальше продолжаем.
Сердце
(Предлагаю сесть на ковер)
- Кровь стоит в сосудах или движется? Движется.
- Что заставляет ее двигаться? Сердце. Сердце- мощный насос. Как насос сердце перекачивает кровь, толкает ее по сосудам.
- Покажите, где находится ваше сердце? Слева, за грудной клеткой. (Вызываю ребенка, показываю всем).
- А какого размера сердце? Кулачок. Сожмите кулачок, прижмите к груди, вот такое у вас сердце. А у меня вот такое. Сравните кулачки. У кого самое большое по размеру сердце? Вы растете, и сердце растет.
- Мы привыкли, что на картинках сердце выглядит вот так. Хотите увидеть, как оно выглядит на самом деле? (приглашаю за стол, показ муляжа сердца).
- У вас такое же сердце, только с кулачок.
Опыт со спринцовкой
А как сердце толкает кровь по сосудам? Сожмите кулачок, расслабьте, сожмите кулачок, расслабьте. Вот так работает сердце, толкает кровь.
Хотите увидеть, как работает сердце?
-Это спринцовка. Я набрала в нее «кровь». Пусть это будет сердце. А это крупный сосуд, идущий от сердца. У сердца есть отверстие, сердце сжимается, отверстие открывается, мы слышим - тук. Сердце вытолкнуло порцию крови. Еще – тук - еще толкнуло порцию крови. Когда открывается отверстие - слышим тук (как дверь)
-Кто хочет поработать сердцем?
-Итак, что делает сердце? Толкает кровь, разносит по всему телу.
Фонендоскоп
-Положите руку на сердце.Послушайте!
-Что слышите? Стук сердца.
-Приложите ухо к груди соседа. Послушайте! Поменяйтесь.
-Кто слышал стук сердца?
-Как оно стучит? - Тук-тук (по столу).
А можно услышать, как работает сердце и на руке, прижмите пальцем выемку на запястье, чувствуете, как пульсирует сосуд? Это сердце проталкивает кровь. Посчитайте, сколько раз сердце сократилось? А теперь присядьте 10 раз, и снова посчитайте пульс. Пульс стал чаще, это сердце стало чаще сокращаться, чтобы доставить ко всем органам кровь.
-Врачи тоже слушают работу сердца. Есть такой прибор- фонендоскоп (хором, вместе)
-У нас есть эти приборы. .(Приносит ребенок, объявляю как пользоваться).
-Услышали, как работает сердце? Так оно работает днем и ночью, когда едим, поем, бежим, спим. Без остановки.
Подведение итогов:
-Приглашаю вас занять место в сердце группы.
-На сердечках вопросы. Кто ответил на вопрос, берет маленькое сердечко на память, расскажет маме, папе, друзьям.
Вопросы:
1. Как называются трубочки, по которым течет кровь? (сосуды)
2. Как называются самые мелкие сосудики? (капилляры)
3. Как называется «насос», который качает кровь, движет ее по телу? (сердце)
4. Как узнать размер твоего сердца (кулачек)
5. Покажи, как работает сердце?
6. Как называется прибор для прослушивания работы сердца? (фонендоскоп)
7. Кровь движется равномерно или точками? (толчками)
8. Когда мы слышим стук сердца, это что происходит в сердце, что мы слышим? (открываются и закрываются отверстия).
9. Как нужно укреплять сердце и сосуды?
Сердце и кровяные сосуды человека – очень важные органы. Их нужно беречь и укреплять. Игра, прогулка, работа на свежем воздухе, занятие физкультурой, катание на коньках лыжах плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце и сосуды. Не перегружайте сердце! Следите за частотой пульса. Частый пульс говорит о том, что сердце устало и пора отдохнуть. Молодцы, ребята. Как много интересного мы сегодня с вами узнали
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи:"Габдулла Тукай в наших сердцах".
Это занятие систематизирует знание детей о творчестве Габдуллы Тукая, совершенствует навыки выразительного чтения стихотворений, вызывает у детей радость от участия на занятии, воспитывает интерес к т...
Конспект-занятия по волеологии "Что представляет собой сердце?"
Конспект – занятия по волеологии«Что представляет собой сердце человека?»Программное содержание:познакомить детей с самым важным органом человека – сердце. Сформировать первоначальное представле...
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Добрые сердцем, сильные духом!»
Конспект занятия по нравственному воспитанию с детьми подготовительной группы «Добрые сердцем, сильные духом!» Помочь детям разбираться в конструктивных способах разрешения проблем. Объясня...
Конспект занятия "А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!"
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТдля воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)Цель: занятия состоит в формировании экологических представлений и творчес...
Конспект занятия «Планеты солнечной системы» в старшей группе
Цель:-объяснить детям, что собой представляет Солнечная система,-ввести понятия «планеты», «орбита»,-обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Вене...
Конспект занятия в ДОУ "Победа в сердце каждого"
Занятие в ДОУ "Победа в сердце каждого" яфляется интегрированным занятием. Оно включает в себя несколько образовательных областей. Это и развитие речи, и обучение грамоте, аппликация и конст...
- Мне нравится (1)