Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи
статья на тему
В статье представленны здоровьесберегающие технологии, которые чаще всего используюются в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sztvrsdsnr.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условийдля повышения качества воспитательно-образовательной работы и предполагает созданиев образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги.
Для специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, вопрос применения здоровьесберегающих технологий особенно актуален. Как правило, у детей с тяжёлым нарушением речи ослаблено и общее физическое здоровье, у многих третья группа здоровья, есть хронические заболевания, снижен иммунитет,большой процент ЧБД (часто болеющих детей).у таких детей неустойчивое внимание, расстройство памяти, многие из них гиперактивны. Вот почему применение здоровьесберегающих технологий в работе с такими детьми жизненно важно и необходимо!
Рассмотрим следующие технологии:
Артикуляционная гимнастика.
Это совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы и координации движений языка. Проводится учителем-логопедом и воспитателями.
Динамические паузы.
Проводятся во время занятий, по 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Упражнения на координацию речи с движением.
Двигательная активность (как переключение на новую деятельность),обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние . Проводят воспитатель и учитель-логопед.
Подвижные и спортивные игры.
Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и средней степени подвижности ежедневно во всех возрастных группах. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
Релаксация.
Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог, учитель-логопед.
Пальчиковая гимнастика.
Тренировка тонких координированных движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка и способствует подготовке кисти к письму.
Проводится с младшего возраста индивидуально, с подгруппой или фронтально. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Проводится воспитателями и логопедом.
Гимнастика для глаз.
Снимает напряжение с глаз, способствует развитию концентрации внимания.
Рекомендуется проводить ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Проводится с использованием наглядного материала и с показом педагога.
Гимнастика дыхательная.
Стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, оказывает положительное влияние на обменные процессы, улучшает кровоснабжение в лёгких, восстанавливает носовое дыхание.
Проводится во время физкультурно-оздоровительной работы, а также в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД ). Перед проведением рекомендуется проветривание помещения.
Гимнастика бодрящая.
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие (в зависимости от условий ДОУ.)
Гимнастика ортопедическая.
Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Проводят воспитатели и руководитель физического воспитания, инструктор ЛФК.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса и направлено на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Список литературы:
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21
2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО
4. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
5. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2
6. Фомичёва М .Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М. Просвещение 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар — практикум. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи.
Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьес...
презентация "Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками в контексте ФГОС"
Важное место в формировании ЗОЖ, является правильно подобранная предметно развивающая среда созданная в группах, которая способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлет...
Здоровьесберегающие приемы в работе с дошкольниками с нарушением речи: из опыта работы
Современных специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, волнует проблема создания условий для обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников, которые далее...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи
Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи. Выделяются 3 группы здоровьесберегающих технологий. В статье приведено краткое описан...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи
презентация с примерами...
Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с нарушениями речи и с ОВЗ
Су-Джок терапия – это очень полезный и эффективный массаж пальцев и ногтевых пластин кистей - эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде ...
Консультация для педагогов ДОУ «Как применять здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»
Цель: Научить применять методы и приемы здоровьесберегающей технологии в педагогической работе с детьми с нарушениями речиЗадачи: показать педагогам положительное влияние здоровьесберегающих методов н...