Здоровьесберегающие приемы в работе с дошкольниками с нарушением речи: из опыта работы
статья по логопедии на тему

Современных специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, волнует проблема создания условий для обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников, которые далее поступают в общеобразовательную школу - базовое звено образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие приемы в работе с дошкольниками

с нарушением речи: из опыта работы

М.Н. Демченко ГБДОУ детский сад №16

 комбинированного вида

 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

      Актуальность представленного педагогического опыта обоснована модернизацией российской системы образования. Одна из задач модернизации – в обеспечении доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

     Современных специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, волнует проблема создания условий для обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников, которые далее поступают в общеобразовательную школу – базовое звено образования.

     В группы компенсирующей направленности нашего дошкольного учреждения после территориальной медико-психолого-педагогической комиссии попадают дети с тяжелым нарушением речи с общим недоразвитием речи. Это означает, что при нормальном слухе и сохранном интеллекте у детей имеются нарушениях всех компонентов речи: звукопроизношения, слоговая структура слова, активный и пассивный словарь, грамматический строй речи, связная речь, нарушение темпа и плавности речи.

     Помимо этих нарушений имеются и другие особенности:

а)  особенности физического развития.

- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;

- нарушение дыхания и голосообразования;

- нарушение общей и мелкой моторики;

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- повышенная утомляемость;

- нарушение темпо ритмической организации движений.

б) особенности психического развития.

- нарушение оптико-пространственного праксиса;

- неустойчивость внимания;

- расстройство памяти;

- несформированность мышления;

- задержка развития воображения.

     Как правило, у детей с тяжелым нарушением речи ослабленно и общее физическое здоровье: у многих уже есть хронические заболевания, снижен иммунитет, большой процент часто болеющих детей.

    Вот сколько проблем нам педагогам, детям, родителям, медикам предстоит преодолеть по пути к школе. Все вместе мы добиваемся того, чтобы в школе никто не смеялся над ребенком из-за неправильно произнесенного слова, неуслышанного звука, непонятой задачи.

     Ответ на вопрос «Как этого добиться?» знает наука логопедия. Каждый логопед, опираясь на фундаментальные знания, методики разработанные и годами проверенные, достигает поставленной цели. При этом использует свой набор приемов, технологий, как бы, имеет свой почерк.

      Для нас в коррекционной работе с детьми очень важным является позитивное настроение. Почему? Представьте себе маленького ослабленного человека, которому предстоит получить все программные знания и умения, да еще и преодолеть свои речевые нарушения, а сил для это не простой работы не много. Что же делать? Как создать ребенку хорошее настроение? Как сделать так, чтобы он стремился заниматься?

     Мы находим ответы на эти вопросы в использовании здоровьесберегающих технологий (приемов). Они разнообразны. В качестве примера приведем одну из классификаций:

  1. Технологии (приемы) сохранения и стимулирования здоровья.

Артикуляционная гимнастика – совокупность  особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и координации движений данного органа.

Пальчиковая гимнастика – тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму.

Дыхательная гимнастика стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность силу, правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка, дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью.

Упражнения на релаксацию снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения на координацию речи с движением вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность, обеспечивает активный отдых, повышает, работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Гимнастика для глаз снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации, способствует развитию концентрации внимания.

Упражнения на ориентацию в пространстве и собственном теле  активизирует нервные процессы, обостряют внимание, кинетическую память. Эти гимнастики и упражнения мы выполняем ежедневно. Чтобы они не надоели детям, используем стихи, рифмовки, сказочные сюжеты и музыкальное сопровождение.  

  1. Технологии (приемы) обучения здоровому образу жизни

Самомассаж стимулирует  деятельность нервных центров. Под влиянием самомассажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

 Программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников:

Проблемно – игровые: игротренинги и игротерапия. Могут быть организованы незаметно для ребенка посредством включения педагога в процесс игровой деятельности;

Коммуникативные игры.

Совместная деятельность строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей. В нее входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Приемы обучения здоровому образу жизни хороши тем, что дети не догадываются о том, что педагоги ставят дидактические задачи. Малыши просто играют, решают проблемы и незаметно для себя учатся.

  1. Коррекционные технологии (приемы).

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством. Увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогают снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.

Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Представляют собой регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях.

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание: «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты.

Технология воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Психогимнастика. Направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

     Существуют и другие приемы или технологии, которые, на наш взгляд, помогут педагогам сделать процесс коррекционного образования приятным и неутомительным для воспитанников. Как правило, приемы здоровье сбережения комбинируются по-разному, чтобы детям всегда было интересно и не возникало ощущения повтора.

     Лучшей оценкой правильно организованной совместной образовательной деятельности являются слова детей: «А мы заниматься сегодня будем?», «Возьмите меня первым!» или сказанные с сожалением слова «Что уже все закончилось? Так мало».

Список литературы:

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М, Просвещение, 1989
  2. Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников.- Логопед, №2, 2010 г.
  3. Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР – Логопед, №1, 2012 г.
  4. Панферова И.В. Здоровьесбрегающие технологии в логопедической практике. – Логопед, №2, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование магнитных досок в процессе занятий с дошкольниками с нарушениями речи (из опыта работы)

Данный материал рекомендуется для использования в работе учителей-логопедов и воспитателей,работающих с детьми старшего дошкольного возраста..предложенные задания для детей помогут дошкольникам с нару...

Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи

В статье представленны здоровьесберегающие технологии, которые чаще всего используюются в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи....

Семинар — практикум. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи.

Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьес...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи

Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи. Выделяются 3 группы здоровьесберегающих технологий. В статье приведено краткое описан...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...