Консультация для педагогов ДОУ «Как применять здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»
консультация по логопедии

Еленина Майя Геннадиевна

Цель: Научить применять методы и приемы здоровьесберегающей технологии в педагогической работе с детьми с нарушениями речи

Задачи: показать педагогам положительное влияние здоровьесберегающих методов на развитие детей дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Как применять здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Цель: Научить применять методы и приемы здоровьесберегающей технологии в педагогической работе с детьми с нарушениями речи

Задачи: показать педагогам положительное влияние здоровьесберегающих методов на развитие детей дошкольного возраста с ОНР.

По наблюдениям педагогов, психологический портрет современного дошкольника с нарушениями речи - это ребенок с повышенной утомляемостью, высокой возбудимостью, низкой работоспособностью и слабым физическим здоровьем.

Преодолеть все эти трудности помогают определенные методы и приемы, направленные на развитие функций дыхания, речи, координации движений, восприятия темпа и ритма речи. В числе таких методов и артикуляционная гимнастика, и дыхательные упражнения, и различные виды массажа и самомассажа, глазодвигательная гимнастика, Су-джок терапия и многое другое.

Благодаря таким методам у детей улучшается психо-эмоциональное состояние, стимулируются артикуляторные и двигательные возможности, формируются пространственные представления, развивается дыхательная система, улучшается память и внимание, и снижается возбудимость.

В частности, артикуляционная гимнастика помогает улучшить работу органов речи, подвижность языка, точность артикуляторных движений, укрепляет артикуляционный аппарат, улучшает губную артикуляцию, снимает повышенный тонус языка, влияет на дикцию и четкость произношения. В качестве одного из приемов наиболее интересной для детей является артикуляционная гимнастика в форме Сказки о Язычке (Приключения Язычка).

Другой, не менее эффективной развивающей коррекционной работой является пальчиковая гимнастика, которая проводится в стихотворной и игровой форме. Пальчиковая гимнастика развивает точность движений, улучшает тонкую моторику, что, в свою очередь, качественно влияет на развитие таких психических функций у детей как мышление, внимание, память.

Помимо пальчиковой гимнастики, полезно обучать детей элементам точечного массажа. Известно, что существует прямая связь между определенными точками на коже и работой внутренних органов. Воздействие на биологически активные точки приводит к активизации защитных функций организма. Точечный массаж применяется даже для профилактики простудных заболеваний. Например: под специально подобранный рифмованный текст дети потирают ладони, массируют пальцами поверхность шеи, проводят "линии" вдоль лба, носа, вокруг губ, подбородка. Потирают мочки ушей, массируют щеки.

В настоящее время педагогами активно применяется также метод Су-джок терапии. Это разновидность массажа пальцев рук специальным "колючим" шариком, движения выполняются под текст по показу педагога. Цель такого воздействия - стимулировать различные зоны мозга путем надавливания на биоэнергетические точки на поверхности кожи ладоней и пальцев.

Менее известный способ стимуляции мозга - это так называемая кинезиология (наука о развитии мозговых функций через специальные двигательные упражнения. Суть этого метода заключается в том, что во время выполнения упражнений синхронизируется работа обоих полушарий мозга. Пример таких заданий:

- "Кулак-ладонь-ребро". Движения сначала выполняются последовательно каждой рукой, затем обеими руками одновременно.

- "Зеркальное рисование". Это рисование двумя руками одновременно. Такая стимуляция способствует расслаблению мышц рук и глаз, при этом позволяет сконцентрироваться на точности движений.

В биоэнергопластике также используется одновременное выполнение движений рук, при этом добавляются еще точные движения языка.

Пример: Показать дятла, который стучит клювом по дереву. Сложить щепоткой пальцы одной руки и постучать по раскрытой ладони другой руки, одновременно произнося кончиком языка "д-д-д-д". Затем поменять руки и повторить упражнение.

В целом все перечисленные приемы здоровьесберегающей технологии направлены на общее развитие ребенка: развиваются высшие психические функции - память, внимание, восприятие, улучшается речь, автоматизируются звуки, улучшается координация пальцев. Это способствует достижению целей коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Список литературы:

1. Коноваленко С. В. "Развитие познавательной деятельности у детей" - М. : Гном-Пресс, 1998

2. Филичева Т. Е., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. "Основы логопедии" - М. :Просвещение, 1989

3. Узорова О. В. "Физкультминутки" - М. :"Издательство Астрель", "Издательство АСТ", 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи

В статье представленны здоровьесберегающие технологии, которые чаще всего используюются в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи....

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Семинар — практикум. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи.

Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьес...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.

Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьезберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.

Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьесберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми,имеющими нарушения речи.

В материале представлен ряд технологий ,рекомендованных для работы с детьми ,имеющими недостатки в речи....