ВЛИЯНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа) на тему

Кондрашова  Лариса  Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_art.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОНДРАШОВА Л.Н., ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  №5 «СЕМИЦВЕТИК»

Г. ПРОТВИНО

РИСУЯ, ЗАНИМАЯСЬ ЛЕПКОЙ,ОПИСЫВАЯ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ФОРМЕ СВОЮ ПРОБЛЕМУ ИЛИ НАСТРОЕНИЕ,МЫ КАК БУДТО ПОЛУЧАЕМ ЗАКОДИРОВАННОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ САМИХ СЕБЯ, ИЗ ГЛУБИН СОБСТВЕННОГО ПОДСОЗНАНИЯ.

 

INFLUENCE ART-TERAPII ON SHAPING of HEALTH DOSHKOLINIKOV

KONDRASHOVA L.N., VOSPITATELI HIGH KVALIFIKACIONNOY CATEGORIES MBDOU KINDERGARTEN of the MULTIFUNCTION TYPE 5 "SEMICVETIK" G. PROTVINO

DRAWING, CONCERNING with MODELING, DESCRIBING In LITERARY FORM ITS PROBLEMU ILI MOOD,WE AS it is WOKE;WAKED GET the ENCODED MESSAGE FROM THEMSELVES ITSELF, FROM DEPTHS of the OWN SUBCONSCIOUS.

 

Арт-терапия является компонентом здоровьеобеспечения учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Технологии арт-терапии включают в себя комплексы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности, способствуют формированию двигательных качеств, мелкой и крупной моторики, гармонизации психоэмоционального состояния, формированию устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни, посредством обучения детей навыкам самооздоровления.

Модели арт-терапии представляют собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в образовательном учреждении с учетом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

Реализация программ по арт-терапии дает прекрасные результаты. Дети на занятиях освобождаются от негативных эмоций, стрессов, «зажимов», от робости и стеснительности, физической неуклюжести, угловатости, неуравновешенности.

  Наиболее часто используется в группе изотерапия, в частности, рисуночная терапия (или терапевтическое рисование, дополняя игрой, сказкой, музыкой). При использовании изотерапии предлагаюся и разнообразные занятия художественно-прикладного характера:   рисование, лепка, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важен и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Групповая изотерапия наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям дошкольников арт-терапия.  

Влияние изотерапии на формирование здоровья дошкольника определяется тем, что:

   -  рисунок и другие продукты деятельности ребёнка позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека;

   -  уже сам процесс рисования, изготовления поделок, выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и сам ребёнок в этом процессе «ведущий»  при рисовании, лепке и др. У ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания, пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера;

   -    рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга ребенка;

   - возможность показать плоды своего труда другим наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора.

 В процессе арт-терапии формируется психологическое здоровье детей: удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.

Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству. Через творчество ребята получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями». Через взаимодействие с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «мне легко общаться с взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

Таким образом,  дополнительно формируется положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру. В ходе взаимодействия с детьми отрабатываются проблемы эмоционально-личностной сферы. Параллельно эти занятия способствуют развитию творческого потенциала ребенка в целом и воображения в частности. При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего, рисование – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции.

В понимание «здоровья» разные авторы вносят свои акценты, но вместе с тем имеются и общие для всех положения: подчеркивается обусловленность здоровья внутренними и внешними факторами, отмечается качественно-количественная степень здоровья как состояние уравновешенности организма со средой.

Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.

 

ЛИТЕРАТУРА

 1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М. : 2001

 2. Зайцев Г. К., Колбанов В. В. Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. - СПб. : Питер, 1994

 3.Фадина Г. В. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. - Балашов, 2004

4. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании – М. : Академия, 2001.

 5. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб: Питер, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников

Двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изме...

Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»

ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...

Презентация на тему "Влияние семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника"

Презентация  "Влияние семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника...

Статья на тему: "Влияние пальчиковых игр на формирование речи дошкольников".

Влияние пальчиковых игр на формирование речи дошкольников....

Статья на тему "Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников"

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важне...

«Влияние театрализованной деятельности на формирование личности дошкольника»

В статье рассматривается театрализованная деятельность в детском саду как необходимый и важный элемент педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности дошкольника....

«Влияние нейропсихологических игр на формирование самооценки дошкольников»

В наше время скромным детям приходиться очень тяжело, поэтому для того чтобы они могли постоять за себя, могли проявить инициативу и самостоятельность нужно повысить их самооценку и уверенно...