Статья на тему: "Влияние пальчиковых игр на формирование речи дошкольников".
статья по физкультуре
Влияние пальчиковых игр на формирование речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковые игры. | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние пальчиковых игр на формирование речи
дошкольников.
Арнаутова Елена Валерьевна инструктор по физической культуре, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Кировского района.
Данная статья адресована родителям детей дошкольного возраста. Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе обращают внимание то, как их ребёнок читает и считает. Но при проведении мониторинга на готовность детей к школе низкие показатели наблюдаются в развитии мелкой моторики и произвольного внимания.
Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная взаимосвязь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся детям, и они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Пальчиковые игры готовят ребенка к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых ребенок ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра - важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Организованные пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Основные принципы проведения пальчиковых игр:
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
- Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Этапы разучивания игр:
-Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
-Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
-Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
-Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
-Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Заключение.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям, инструкторам по физической культуре играть c детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Играя в такие игры, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Литература:
1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница. День за днем говорим и растем. М:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.
3. Закревская О.В. Развивайся, малыш! -М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. -С.60,65.
4. Козырева Л.М развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития, 2007. -С.41.
5.КольцоваС.146-148, с.149-154, с.173-181.
6. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006. -173-180с.,189с.,200с.
7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! - М. : Теревинф, 2007.- 127с., с.162.
8.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М. , «Олма Пресс», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема: “Влияние речевых упражнений на развитие диалогической речи дошкольников”
Консультация для воспитателей...
План работы по самообразованию по теме "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников" на 2015-2016 год
перспективное планирование...
Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"
Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...
Консультация для родителей на тему: «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»
Цель: показать важность влияния общения в семье на формирование речи ребенкаСмотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые ...
Статья для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
В статье рассматривается использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у дошкольников....
Статья на тему влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка дошкольного возраста
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон взаимодействия ребенка со СМИ. Рекомендации...
Проект непосредственно-образовательной деятельности ТЕМА: ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Формирование и развитие двигательных и психологических механизмов, влияющих на речь детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности....