Экологический проект "В поисках воздуха"
проект (старшая группа) на тему

Балашова Ольга Сергеевна

Актуальность проекта: Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования представляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "как? " и "почему?» Элементарные опыты и эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.

В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»

Цель проекта: Обеспечить ознакомление детей дошкольного возраста со свойствами воздуха; способствовать расширению представлений о воздухе, о способах его обнаружения; обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов, дать представление об источниках загрязнения воздуха. Способствовать формированию желания заботиться о его чистоте.

Задачи проекта:

1. Создавать условия для обучения детей исследовательской (поисковой) деятельности, развития познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

2. Обеспечить развитие мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Способствовать формированию умения объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Обеспечить расширение представлений о значимости воздуха в жизни человека, формирование представлений детей о кислороде и углекислом газе, развитие экологического сознания.

Участники проекта: воспитатели, специалисты, родители, дети.

Вид проекта: фронтальный, информационный, опытно-экспериментальный, краткосрочный.

Срок реализации: 1 месяц (середина января – середина февраля 2015 года).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат:

- у детей проявляется интерес к миру природы, умение самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);

- дети стремятся осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);

- у детей развивается умение собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);

- дети могут проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

 

 

I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Проводился за неделю до начала проекта.

Мероприятия:

- Изучение уровня знаний детей о свойствах и качествах воздуха, его значении в жизни человека;

- подбор методической, художественной литературы;

- чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями;

- выбор аудиозаписей со звуками ветра;

- пополнение лаборатории недостающими предметами для исследований;

- составление картотеки опытов с воздухом;

- анкетирование родителей по данной проблеме и обобщение результатов;

- подготовка памятки для воспитателей «Нам нужен чистый воздух»;

- составление конспектов занятий по проекту.

II ЭТАП. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

Познавательная деятельность.

Воспитатель, дети.

Беседа.

Тема: «Воздух нужен для жизни».

Цель: обеспечить формирование у детей представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке, что без воздуха человек не может жить, погибает.

Рассказ воспитателя «Первый воздушный шар».

Опыты.

Тема: «Свойства воздуха».

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, обратить внимание на то, что такой привычный объект таит в себе много неизвестного.

 Наблюдения за городским транспортом (выхлопные газы) .

Наблюдения за природными явлениями (ветер сильный и слабый, затишье).

Экскурсия в парк «Дышите легко и свободно».

Взаимосвязь с семьей.

Консультации для родителей «Дыхательная гимнастика в детском саду», «Нам нужен чистый воздух».

Ознакомление с художественной литературой.

Воспитатель, дети.

Чтение стихотворений о воздухе.

Отгадывание загадок о воздухе.

Рассказы «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского.

Взаимосвязь с семьей.

Разучивание в семейном кругу стихов о воздухе.

Вместе с родителями найти сведения о воздухе и ветре и воздушных шарах в дошкольных энциклопедиях, рассказать детям в своей группе.

Вместе с родителями найти сведения о загрязнении воздуха и мерах которые предпринимают люди для сохранения его чистым в природе в дошкольных энциклопедиях, художественной литературе, фильмах, рассказать об этом детям своей группы.

Художественно-эстетическое развитие.

Воспитатель, дети.

Конструирование «Кораблик».

Цель: обеспечить применение на практике полученных знаний в конструировании. Способствовать развитию творческой фантазии.

Прослушивание фонограмм: «Шум ветра», «Воздушный шарик» Л. Шапковой, «У кого, что внутри» О. Ващиетиса, закличка «Ветер, ветерок».

Цель: обеспечить развитие умения различать звуки, которые издает воздух в природе. Способствовать развитию слухового восприятия, памяти, внимания. Помочь получить эстетическое наслаждение.

Рассматривание иллюстраций и картин:

«Промышленные районы городов», «Воздушные шары и дирижабли», «Лесные массивы страны».

Взаимосвязь с семьей.

Конкурс рисунков детей и родителей «Чистый воздух».

Труд: изготовление «вертушки».

Подвижная игра «Четыре стихии».

Цель: способствовать развитию внимания, ловкости.

III ЭТАП. ИТОГОВЫЙ ЭТАП.

1)     Интегрированная деятельность «Что загрязняет воздух».

2)     Интегрированная деятельность «Невидимка-воздух»».

3)     Интегрированная деятельность «Опытно-экспериментальная деятельность».

4)     Интегрированная деятельность «Невидимка, который нужен всем».

5)                     Физкультурное развлечение с элементами экологии для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная Фея и чистый воздух».

6)     Презентация рисунков «Чистый воздух».

Цели 3 этапа:

- Обеспечить систематизирование знаний детей о значении воздуха в нашей жизни, его свойствах, необходимости бережного отношения к нему.

- Отражение своего отношения к миру природы в продуктивной деятельности.

- Предоставить результат совместного семейного творчества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск воздуха.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний о воздухе. Активизировать речь и обогащать словарь детей....

КОНСПЕКТ НОД. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ».«ПОИСК ВОЗДУХА»

КОНСПЕКТ НОД.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ». «ПОИСК ВОЗДУХА»...

Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

Поиск воздуха Средняя группа

Программное содержание. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе; активизировать речь и обогащать словарь.Оборудование. Воздушные шары, ем­кости с...

"Поиск воздуха"

                                                      ...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Поиск воздуха»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Поиск воздуха» Тема:  «Поиск воздуха» Цель:  формировать у детей понятие "воздух" и его свойс...