Здоровьесберегающие технологии, способствующие речевому развитию дошкольников
учебно-методический материал по теме
При решении проблемы развития речи у детей, более значимой и приоритетной является оздоровительная направленность деятельности.
Для решения данной задачи, целесообразно использовать различные традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровье сберегающие технологии, способствующие речевому развитию детей | 45.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии, способствующие речевому развитию дошкольников.
При решении проблемы развития речи у детей, более значимой и приоритетной является оздоровительная направленность деятельности.
Для решения данной задачи, целесообразно использовать различные традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, представленные в схеме.
Двигательная активность
Многочисленными исследованиями психологов и физиологов доказано влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности на развитие речи. Исходя из выше сказанного, я стараюсь соблюдать двигательную активность детей в течение всего дня: ежедневная утренняя гимнастика (в теплый период на свежем воздухе), гимнастика пробуждения (с элементами массажа и закаливающими процедурами), спортивные игры на свежем воздухе, физкультминутки, подвижные игры, организация спортивных мероприятий. Во время организации двигательной активности детей использую нетрадиционные виды движений и упражнений: танцевально-ритмических, лого-ритмических, оздоровительных, индивидуальных и выполняемых в парах, дыхательных, с элементами массажа, а также упражнения, соединяющие в себе речь и движения.
Бодрое настроение, заряд энергии, полученные на зарядке, помогают ребятам справиться с любыми сложностями, возникающими в течение дня. Физкультминутки позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Обязательно использую физкультурные паузы - перерывы между организованной деятельностью, во время которых проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений.
Большую роль в организации двигательного режима детей моей группы играют подвижные игры, направленные на совершенствование работы различных органов и систем. Важное место в двигательном режиме занимают пальчиковые игры и игровой массаж.
Хороший эмоциональный стимул, спортивный азарт создают не только привычные физкультурные праздники и развлечения, но и участие группы в разнообразных соревнованиях. С целью обогащения двигательной активности я систематически обновляю физкультурно-игровую среду.
Самомассаж
Дошкольники могут его выполнять самостоятельно. При регулярном массаже улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Для развития речевой функции дошкольников, их оздоровления я использую комплекс, который включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: су-джок терапию; аурикулотерапию; система упражнений для самомассажа пальцев и ладонных поверхностей, разработанная японским ученым Йосиро Цуцуми (массаж ладонных поверхностей каменными или металлическими разноцветными шариками «марблс» и др.). Комплекс упражнений (Приложение№1).
Дыхательная гимнастика
Самомассаж всегда начинаем с упражнений над дыханием. Работая с детьми над правильным дыханием, я использую комплекс дыхательных упражнений, который находится в приложении №2. Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.
Ароматерапия
Одним из перспективных оздоровительных методов воздействия на организм, является ароматерапия - это использование запахов и ароматов для восстановления организма. Вдыхание ароматических веществ положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя активность дыхательного центра, что способствует нормализации соотношения вдоха и выдоха. Кроме того эфирное масло благотворно влияет на нервную систему, снимает стрессы и нормализует сон, что так необходимо нашим малышам. Прежде, чем ввести данный метод оздоровления, я провела анкетирование родителей, для выявления детей с аллергией на тот или иной аромат. Далее воспользовалась ароматами, на которые ни у одного ребенка нет аллергии.
Музыкотерапия
В сочетании с ароматерапией применяю музыкотерапию. По мнению древних китайцев, музыка находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. В своей работе я использую музыкотерапию, как вспомогательное средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств и при коммуникативных затруднениях.
Применение данных технологий в комплексе даёт положительные результаты: у детей повышается двигательная активность; улучшается звукопроизношение; возрастают показатели двигательной памяти, фонематического слуха и восприятия, грамотности и выразительности речи; а главное – улучшается состояние здоровья детей.
Приложение №1
Су – Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Кисти, и стопы являются, по мнению самого автора системы Су — Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Актуальность использования массажера Су — джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Задача | Описание | Название или пример игры |
1.Массаж Су – Джок шарами. | Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом | Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. |
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. | Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики | Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. |
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. | Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш. Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж | На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткой друзья. (мизинец) На левой руке: Эта малышка-Танюша, (на большой палец) Эта малышка-Ксюша, (указательный) Эта малышка-Маша, (средний) Эта малышка-Даша, (безымянный) А меньшую зовут Наташа. (мизинец). Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его? |
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий | Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. | «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот». |
5. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов | На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого. | «Ловко с шариком играем и предлоги называем». |
6. Использование шариков для звукового анализа слов | По заданию воспитателя ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. | Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. |
7. Использование шариков для слогового анализа слов | Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. | Упражнение «Раздели слова на слоги». |
Аурикуло терапия. | Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма | Чтобы не замерзнуть в лесу, нужно разогреться. Потрём руками ушную раковину. Нажнём пальцами на "волшебные" точки. |
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
- Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков.
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления. Путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Приложение №2
Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию.
Правила выполнения:
1. Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Вдох максимально активный, короткий, как укол, непродолжительный и заинтересованный. Нюхать воздух, как собака след.
2. Выполняя упражнения, соблюдать одновременность вдохов и движений, не контролировать выдох – пусть он будет произвольным. Вдох идет одновременно с движением. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
3. Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», т. е. вдыхаем сериями. Следить за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Для детей достаточно 8-16 серий.
Предлагаемый несложный комплекс упражнений для правильного дыхания можно выполнять дома, в детском саду, на прогулке.
Упражнение | Исходное положение. | Выполнение. |
«Подготовительное» | Стоя, сидя или лежа. | Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз. |
«Воздушный шарик» | Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер. | Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз. |
«Окно и дверь» | Встать ровно, выпрямиться. | В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами. |
«Часы» | Стоя, ноги на ширине плеч. | Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз. |
«Веселый петушок» | Стоя прямо, руки опущены вдоль тела. | Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз. |
«Обдуваем плечи» | Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо. | Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз. |
«Насос» | Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела. | Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону. |
«Потягушеч ки» | Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх | На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз. |
«Едет-едет паровоз» | Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек. | |
«Горнист» | Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн. | Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз. |
«Дерево на ветру» | Сидя на коленях или на пятках. | Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем ,туловище при этом немного наклоняется. |
«Бегемотик» | Сидя на коленях или на пятках. | Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по речевому развитию в средней группе «Лунтик в гостях у ребят»
Конспектобразовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по речевому развитию в средней группе «Лунтик в гостях у ребят»...
Роль здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Формирование речи, ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошколь...
Консультация на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»
Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют...
Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитиии-важном факторе в формировании физиологической готовности детей 6-7 лет к школе в условиях ДОУ.
Формирование физиологической готовности детей 6-7 лет к школе в условиях ДОУ, посредством использования здоровьесберегающих технологий в речевом развитии....
Игры и упражнения, способствующие речевому развитию дошкольника
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и наиболее заметно способствует развитию всех сторон психики ребенка.Дети дошкольного возраста легко воспринимают, быстро и прочно усваив...
«Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии дошкольников»
Задачи: Познакомить педагогов с некоторыми здоровьесберегающимитехнологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитиедетей;Практически выполнить некоторые здоровьесберегающие уп...