Комплекс мероприятий по здоровьесбережению детей в ДОУ
консультация на тему

Муратова Лиана Радиковна

 «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_meropriyatiy_po_zdorovesberezheniyu_detey.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс мероприятий

по здоровьесбережению детей

В течение дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей группы, начиная с утреннего приёма и заканчивая уходом детей с родителями домой.

Начнём с утреннего приёма:  Приветствие, улыбка, ласковое обращение по имени к ребёнку, в эти первые минуты воспитателю очень важно: выразить свою радость от прихода ребёнка в группу. Удивиться, восхититься, любой мелочи (красивому платьицу, новой шапке, погоде на улице), создавая тем самым благоприятный эмоциональный фон; далее видя настроение ребёнка, воспитатель осуществляет индивидуальный подход, предлагая ребёнку: совместную деятельность, индивидуальную работу, включение в игру со сверстниками ярко иллюстрированную книгу, или просто подремать, сидя на диванчике. 

Традиция «Дружный кружочек». Стулья ставим по кругу, или садимся на коврик (в зависимости от температуры воздуха), чтобы видеть глаза друг друга, начинаем пальчиковые игры, которые тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, развивают пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции:
«Доброе утро»

Пальцы обеих рук поочередно «встречаются»

При встрече здороваться: «Доброе утро!», пальцы обеих рук соединяются в «замочек» «Доброе утро!», солнцу пальцы обеих рук широко расставлены, как солнечные лучики и птицам, кисти рук изображают «птицу»
«Доброе утро!», улыбчивым лицам, ладони «полочкой» сложены под подбородком, на лице улыбка. И каждый становится добрым, доверчивым обеими руками гладим себя по голове. Пусть доброе утро длится до вечера. рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой

«Здравствуйте»
«Здравствуйте», - ты скажешь человеку! правая рука вперёд открытой ладонью вверх. «Здравствуй», - улыбнётся он в ответ левая рука накрывает правую, образуя »замочек». И, наверно, не пойдёт в аптеку, руки «в замке», покачиваются влево-вправо. А здоровым будет много лет! рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой.

Слова этих пальчиковых игр создают доброжелательный настрой на предстоящий день. 

Растираем, разминаем, надеваем колечки на каждый пальчик правой руки, проговаривая
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой, (большой палец)
Этот палец для того, чтоб показывать его, (указательный палец)
Этот палец самый длинный, он стоит посередине, (средний палец)
Этот пальчик безымянный, ох, избалованный самый, (безымянный палец)
Этот пальчик, хоть и мал, очень ловок и удал. (мизинец)
Чтобы размять пальчики левой руки, используем другую пальчиковую игру: "Утро"
Утро настало, солнышко встало!

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Серёдка!

Вставай, Сиротка!

И ты, Крошка-Митрошка!

Привет, ладошка! 

Артикуляционная гимнастика. Простые игровые упражнения (с одновременным проговариванием стишков) для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Если позволяет время: игры «Подарки», «Добро по кругу», «Поделись словечком» - дарим друг другу добрые слова. Настрой на предстоящий день: что будем делать, когда, с кем. 

Далее утренняя гимнастика вновь положительный настрой на день, а также у детей формируются ритмические умения и навыки, благодаря музыкальному сопровождению.
Умывание водой комнатной температуры, своего рода закаливающая процедура и массаж ладошек, пальчиков.

Завтрак, обед, полдник, любой приём пищи это короткие беседы о пользе продуктов, из которых приготовлены блюдо и повторение правил этикета. «Овощи и фрукты – полезные продукты»; «Пейте, дети, молоко, будете здоровы»; «Кто хлеб бросает, тот силу теряет»

Полоскание каждым ребёнком после приёма пищи горлышка и ротика водой комнатной температуры, профилактика кариеса, закаливание горла.
Далее самостоятельные игры, в ходе которых реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении.

Физкультурные, музыкальные занятия также проходят в движении, в игровой форме. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Продуктивная деятельность способствует развитию навыков пальчиковой умелости, самостоятельности, мышления, внимания, уверенности в себе, в своих силах. «Я могу»;  «Я научусь»; «Каждый имеет право на ошибку».
Гимнастика для глаз. Просмотрели вверх, на потолок, вниз, пальчик к носу- смотрим близко, пальчик далеко- посмотрели далеко, и ещё дальше в окно. . Высоко- низко, далеко- близко. 

Физминутки способствуют снятию усталости, напряжения, переключения на другой вид деятельности, расслабляют.

Общие игры: хороводные, игры малой подвижности укрепляют социальное здоровье.
Прогулка способствует оздоровлению организма детей: свежий воздух, плюс солнечные ванны, плюс движение, общение друг с другом, общение с природой, наблюдение за явлениями природы, объектами живой и неживой природы, игра, трудовые навыки, игры с природным материалом (снегом, листьями, водой, веточками, песком), закаливание.

Одевание, раздевание – наработка навыков самостоятельности, аккуратности, самоутверждение: «Я могу, я умею», навыков взаимопомощи: «Можно я тебе помогу?», умения обратиться с просьбой, умения договариваться. Всё это способствует укреплению социального здоровья детей. 

Дневной сон способствует расслаблению, отдыху, сохранению, укреплению физического и психического здоровья.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, его выполняют только те дети, которые проснулись на данный момент. Так как постепенный подъём никто не отменял. Подъём с поглаживанием, с девочками договариваемся, какую причёску будем делать, расчёсывание волос также способствует оздоровлению организма. Затем обширное умывание: руки до локтей, лицо, уши, шея). 

После полдника массаж ладошек грецкими орешками, упражнения для профилактики плоскостопия, воспитания правильной осанки. Дети с удовольствием ходят по массажным дорожкам. Такая дорожка прекрасно массажирует ступни детей, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Кроме того, подлезаем в воротики, тянемся к нашим сосулькам-змейкам, подвешенным у потолка. Осенью тянулись вверх к листочкам, зимой вытягиваемся вверх, тянемся к снежинкам, а весной и летом к Солнышку!.

Применение нетрадиционных методов и приёмов позволяет повысить интерес детей к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. "Я здоровье берегу! Сам себе я помогу". Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья. 

В вечернее время после чтения сказок, дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Наши дети используют персонажей кукольного театра, самостоятельно организуют ролевые игры, в которых перевоплощаются в разных сказочных героев. 

Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Для психического здоровья детей как раз необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Соблюдение гигиены в течение дня также способствует сбережению здоровья детей. Такие факторы, как выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима питания, режима дня. 

Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного уголка (скакалки, гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных размеров, кольцеброс, палочки, флажки, ленты, «снежки», воротики) также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует развитию личности ребёнка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности. 

Общение с родителями в вечернее время. Дети радуют родителей своими работами по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, делятся своими успехами. Одобрение родителей ещё один фактор эмоционального здоровья ребёнка.

Информационная работа с родителями через папки раскладушки, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, консультации, беседы в течение утреннего приёма и в вечернее время, также является здоровьесберегающим фактором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:«Комплексное использование профилактических и оздоровительных мероприятий в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста»

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… »    Н. М. Амосов: Здоровье детей – будущее страны!...

Комплекс мероприятий по адаптации детей

мероприятия для  вновь прибывших  детей с тяжёлой и средней степенью адаптации...

Комплекс мероприятий для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Данный практический материал нацелен на приобщение к движению детей под музыку, которые в повседневной жизни проявляют неловкость, заторможенность. Таким детям необходима помощь для обретения чувства ...

«Комплекс мероприятий по подготовке детей к ВФСК ГТО»

laquo;Комплекс мероприятий по подготовке детей к ВФСК ГТО»...

Комплекс мероприятий по здоровьесбережению детей

В этом материале описано как создать здоровьесберегающую среду в группах детского сада...

Комплекс мероприятий по здоровьезбережению детей

В течение дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей группы, начиная с утреннего приёма и заканчивая уходом детей с родителями домой....