Кружок "Познай себя"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Обобщение опыта
По формированию у детей дошкольного возраста
осознанного отношения к своему здоровью.
Введение.
Здоровье – не всё, но всё без
Здоровья – ничто.
Сократ.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые . более высокие требования к человеку и его здоровью.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в ЗОЖ в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
Это подтверждают статистические показатели: по данным Министерства здравоохранения и социального развития России. Общая заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет увеличилась за семь лет (с 2000 по 2007 г.) 176379 до 22500- случаев ( в расчёте на 100 000 детей соответствующего возраста), т.е. на 27, 6%. Аналогичным образом возросла первичная заболеваемость. Среди детей всех возрастов наиболее заметно повысилась частота болезней костно – мышечной системы – на 80%.
Нервной системы и органов чувств – 35%,
Системы кровообращения – 56%,
30-40% детей со стороны опорно – двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз).
Растёт число детей с заболеванием органов пищеварения.
В силу этих причин актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
Вопрос о здоровье – один из самых важных вопросов в воспитании.
Для его решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению со своим телом, организмом, его возможностями и особенностями функционирования. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека. Главная задача – поддержать имеющейся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно относится к своему организму и здоровью. В современной ситуации ребёнка следует ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни, хранителя своего здоровья.
Ведущая цель программы – всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. В программе предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств; осознание ценности ЗОЖ; бережного отношения к своему здоровью.
Она построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики и направлена на решение следующих задач:
1. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
2. Совершенствовать все функции организма ребёнка.
3.Укрепить здоровье детей и приобщить их к ЗОЖ.
4.Формировать интерес и любовь к спорту.
5.Воспитывать культурно - гигиенические навыки.
Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.
По мнению ведущих специалистов ( Л.И. Божовича, А.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В.Запорожца и др.), именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего
мира, для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков, закладываются основы миро – и самопознания.
В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путём внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, то есть с раннего возраста ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Очень важно, чтобы с малых лет у ребёнка формировалось саногенное мышление, т.е. способность управлять своим умственным миром,
совершенствовать нравственное сознание, вытраивать поведение так, чтобы
не быть предрасположенным к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять своё здоровье и относиться к нему осознанно.
Таким образом, ЗОЖ должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально – психологических ситуаций.
Систему формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью мы представили следующим образом:
Система ЗОЖ |
валеология |
экология |
питание |
медицина |
Образ жизни |
Спорт |
закаливание |
гигиена |
Она построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики и направлена на решение следующих задач:
3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
4. Совершенствовать все функции организма ребёнка.
3.Укрепить здоровье детей и приобщить их к ЗОЖ.
4.Формировать интерес и любовь к спорту.
5.Воспитывать культурно - гигиенические навыки.
Старшие дошкольники хотят знать больше о себе и своём организме больше и подробнее. Они очень наблюдательны и подмечают многое: особенности строения человеческого организма, предметов, животных, их поведение, настроение людей. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.
Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Если в три года преобладают вопросы « Что это?», то в четыре уже появляются «Почему, зачем?» а уж потом очень важные для развития « Как это происходит, как действует?».
Так как начальным звеном системы валеологического образования является ДОУ, нами было принято решение ввести дополнительные занятия по валеологическому воспитанию дошкольников. это кружок «Познай себя».
Ведущая цель – всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
Кружковая работа « Познай себя» ведётся с детьми средней группы, т.е. с 4 летнего возраста. Занятия по кружковой работе проводится 1 раз в неделю. На занятиях использую дидактические, подвижные игры; музыкальное сопровождение; физ. минутки.
Наша система знаний о ЗОЖ построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
1.принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста;
2.принцип последовательности;
3.принцип систематичности;
4.принцип повторности;
5.принцип наглядности.
Следует помнить, что все эти методы в реальном процессе используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
При разработке принципов формирования конкретных знаний мы учитывали, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам.
Поэтому, содержание направлений работы с детьми сконструирована на основе программ: «Программа воспитания и обучения в д/с» под редакцией М.А.Васильевой, Кудрявцев В.П. «Развивающая педагогика оздоровления», программы социального развития ребёнка С.А.Козловой « Я – человек». И использованы методики таких авторов, как: И.М.Новикова
« Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников»; А.И. Иванова « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с»; С.Е. Шукшина «Я и моё тело». Так как в них сформулированы задачи по формированию осознанного отношения к своему здоровью и чётко определены уровни диагностики детей.
Дети удивительные философы, открыватели нового и самое интересное и непонятное для них – это он сам. Кто я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри?...- это небольшая часть вопросов, который задаёт ребёнок. Ответить на них самостоятельно он не может, ребёнку необходима помощь взрослого человека.
С ранних лет общения с ребёнком родители используют множество песенок, потешек, игр – забав, приговорок, построенных на ознакомление малыша с собственным телом. Каждая мама и бабушка играет с ребёнком в « ладушки- ладушки», « сороку – ворону», умывая, приговаривает « водичка- водичка, умой моё личико..» и т.д. Просят показать то же самое на картинках. Ребёнок очень рано начинает познавать строение своего тела, сравнивать себя с другими, находить сходство (Где у Кати глазки? А у мамы, где глазки? Где у Димы ножки? А у папы есть ножки? и др.).
Основная задача взрослых, решаемая в процессе воспитания и развития ребёнка младшего дошкольного возраста – поддержание интереса к себе самому и создание условий для накопления первичных представлений о себе и формирования отношения к себе. Знания должны « приходить» к детям как - бы, между прочим. Они не должны чувствовать, что их специально чему
то обучают. Но взрослый в отличие от ребёнка, должен точно знать, чему и когда будет учить малыша; закреплять его знания, стимулировать интерес к дальнейшему познанию.
Старшие дошкольники хотят знать больше о себе и своём организме больше и подробнее. Они очень наблюдательны и подмечают многое: особенности строения человеческого организма, предметов, животных, их поведение, настроение людей. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Если в три года преобладают вопросы « Что это?», то в четыре уже появляются «Почему, зачем?» а уж потом очень важные для развития « Как это происходит, как действует?».
Разговор о нём, о его трудностях, если они есть, о том, как себя узнать, как стать лучше, как стать здоровым.
Мы учили ребёнка быть внимательным к себе. Для нас было очень важно, чтобы собственный опыт ребёнка был им проанализирован, чтобы знания « вообще» были применены к себе, чтобы ребёнок научился прислушиваться к себе. Поэтому у нас есть темы психологического характера (как что – то сделать лучше; что делать, если не заниматься спортом и т.д.), чтобы он умел самостоятельно заботится о своём здоровье.
Мы основывались на предположении о том, что ранний опыт самопознания необходим для благоприятного развития ребёнка, не только когда ему 5 – 7 лет, но и в последующем, особенно в подростковом возрасте.
Для того, чтобы сформировать осознанное отношение к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста мы разработали систему знаний о ЗОЖ , которые были запланированы во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культуры).
Основная цель – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья. Формирование психологического здоровья дошкольника, как важного фактора здоровья человека в целом.
При этом мы старались учитывать: анатомо-физиологические психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; систематичность и комплексноность.
Наша Система планирования по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью включает в себя восемь разделов - изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека. В центре – знания о человеке (внешнее и внутреннее строение тела человека
Знания о внешнем и внутреннем строении человека |
Физкультура и спорт |
Режим дня
|
Личная гигиена |
Закаливание |
Место отдыха |
Привычки |
Правильное питание |
По нашему мнению, именно эти знания позволяют ребёнку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Все разделы взаимосвязаны между собой, дополняя друг друга.
Так как детям дошкольного возраста интереснее заниматься и познавать окружающий мир, играя (Тихеева Е.И., Усова А.П., Жуковская Р.И. и др.), то задания на занятиях предъявлялись в занимательной, игровой форме: факторы, влияющие на здоровье человека мы представили в виде цветка, у которого, каждый цвет лепестка имеет своё значение:
голубой – закаливание,
жёлтый – физкультура и спорт,
зелёный – режим дня,
оранжевый – правильное питание,
синий – место отдыха,
красный – личная гигиена,
фиолетовый – привычки.
Содержание нашего плана построено в трёх блоках педагогического процесса:
1. специально организованное обучение в форме занятий;
2. совместная деятельность взрослого с детьми;
3. свободная самостоятельная деятельность детей.
Такое построение плана обеспечивает системный подход к формированию
осознанного отношения к своему здоровью.
Особенность таких занятий заключается в том, что они построены на совместном творчестве педагога и ребёнка. Они нетрадиционны, стимулируют развитие у детей самостоятельности и ответственности за своё здоровье. А также, познавательную активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества. Подводит детей к осознанию идеи ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в развитии личности.
В процессе работы из определенного количества, предлагаемых разнообразными авторскими методиками занятий по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью, нами были отобраны наиболее интересные по содержанию, целесообразные с точки зрения применения в данной методике.
Применение разнообразных форм и методов работы.
Использование разных видов деятельности детей.
Последовательное формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью через систему знаний о ЗОЖ.
В нашей системе планирования предусматриваются все формы работы с детьми:
Основные виды и формы работы |
Занятия |
Беседы |
Игры |
Оздоровительные и закаливающие мероприятия |
Продуктивные виды деятельности |
Опытно-экспирементальная деятельность |
Праздники |
Спорт соревнования |
Прогулка |
Чтение худ. Литературы
|
Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации ЗОЖ и формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью.
Прежде чем провести занятие, мы продумывали его цель и задачи в соответствии с программой, уровнем подготовки детей: элементарные представления детей о здоровье и ЗОЖ, понимание взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; знания детей о внешнем и внутреннем строении тела человека; о влиянии окружающей среды на здоровье людей.
Дети являлись не объектом, а активным субъектом. Всё это способствовало созданию положительной мотивации к ЗОЖ, формированию осознанного отношения к своему здоровью. На занятиях детям мы сообщали новые сведения и закрепляли полученные. Закреплять осознанное отношение к своему здоровью лучше в продуктивной и предметно – практической
деятельности, поэтому занятия строились как интегрированные.
С целью более прочного усвоения знаний наша работа на занятиях осуществлялась с опорой на различные анализаторы:
Анализаторы |
Зрительный |
Тактильный |
Слуховой |
Двигательный |
Любимые сказочные герои Пилюлькин, Незнайка, Карлсон, смешарик Крош помогали детям справиться с трудностями, преодолеть возможные эмоциональные препятствия.
Учитывая, что здоровье человека зависти на 50% от его образа жизни и отношения к своему здоровью, за основу организации учебно – воспитательного процесса мы взяли девиз « Я здоровье сберегу, сам себе я
помогу!».
Большая роль в нашей работе отводилась созданию информационной
«Среды здоровья» (схемы, рисунки детей, стенды), которые не только напрямую, но и опосредованно влияла на формирование мировоззрения ребёнка.
Использовали различные дидактические игры, которые соответствуют интеллектуальным возможностям детей старшего дошкольного возраста, конкретности их мышления, большой опоре на наглядность, чувства, ощущения при изучении нового материала.
Тематика таких дидактических игр позволило нам решить несколько педагогических задач: осуществлять познавательное развитие детей, дать им определённую сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека,
закрепить гигиенические навыки, формировать мотивацию на здоровый образ жизни, развивать логическое мышление, поощрять стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний. А также, закрепить представления детей: о полезных для здоровья человека продуктов; о том из чего « сделан» человек; о своём сердце; о пользе различных видов спорта и физкультуры и закаливающих мероприятий для здоровья человека; влиянии
окружающей среды на здоровье; о внешнем строении тела человека; умение детей устанавливать взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ. Учитывая анатомо – физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста мы старались использовать такую дидактическую игру, как « Собери человечка». Детям раздавались силуэты частей человечков и силуэты частей скелета( грудная клетка, позвоночный
столб, черепная коробка, кости таза). Их нужно правильно расположить. После этого мы рассказывали детям, для чего нужны грудная клетка (если бы
её не было, при падении на пол человек мог бы травмировать сердце или лёгкие, что потребовало бы долгого лечения), черепная коробка (нужна, чтобы беречь и защищать мозг), кости таза (защищают органы, которые расположены в животе). Если мышцы спины слабые, позвоночник начинает искривляться, не выдерживает больших нагрузок. Поэтому, чтобы вырасти здоровыми, сильными и красивыми, необходимо каждый день укреплять свой организма.
Все эти приёмы помогают нам создать положительный, эмоциональный настрой на дальнейшую двигательную деятельность детей. Воздействовать на коррекцию опорно - двигательного аппарата; укрепить дыхательную мускулатуру. Системное закаливание способствует формированию у организма детей умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеванием.
Частыми гостями у нас были врачи. Зубной врач рассказывал и показывал детям, как надо правильно чистить и ухаживать за зубами. Давал рекомендации, как сохранить зубы здоровыми и красивыми И использовали такие дидактические игры на закрепление, как « Что можно кусать зубами».
« Чудесный мешочек». « Что полезно, что не полезно» и другие. Детский
врач - беседовал с детьми о профилактике заболеваний. О том, как укреплять своё здоровье и оказывать первую помощь при повреждении кожи, ушибе и т.д. Использовали дидактические игры.
После занятий, дети с удовольствием играли в сюжетно – ролевые игры
(« Больница», « Скорая помощь», «Поликлиника»), где кто–то из детей изображал врача, кто-то медсестру, а кто-то старательно изображал пациента. Начинался приём « больных», и ребята повторяли и закрепляли всё, что узнали в этот день. О здоровье, о том, почему так важно беречь его и что нужно для этого делать.
Посеяли в группе лук и петрушку. Рассказывали детям о их пользе для организма человека ( в них много витамина С, который способствует укреплению здоровья) и использовали для приготовления салатов, которые
готовили сами. Дети с удовольствием принимали участие в приготовлении салатов. Это помогало нам закреплять знания у детей о необходимости витаминов для нормальной жизнедеятельности человека, о том, в состав каких растений и продуктов они входят. Формировать практические умения и навыки (нарезать разными способами фрукты и овощи, выкладывать на тарелку); воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, формировать культурно – гигиенические навыки, основы правильного питания.
Труднее всего было сформировать у детей знания: о влиянии окружающей среды на здоровье человека и выбора места для отдыха, о необходимости соблюдения режима дня и влияния его на здоровье человека, о вредных привычках.
Поэтому этим разделам мы уделили большое внимание.
Для формирования у детей знаний о влиянии окружающей среды на здоровье человека и выбора места для отдыха мы использовали такие дидактические игры, как « Угадай, что ты слышишь»- завязывали детям глаза и предлагали определить, что они слышат. Например: если мы играли
на прогулке, то дети говорили « Слышу лай собаки», «Шум машины», « Где-то гудит самолёт», « Сирену пожарной машины». Видим «машину» , «людей», « как пробежала собака» и т.д.
А если ходили на экскурсию в парк, то дети говорили: слышим, « чириканье воробьёв», « Карканье вороны», «Шум ветра», « хруст снега под ногами».
А затем вместе с детьми делали выводы, о том, что в парке воздух чище и дышится легче, чем в городе. Пахнет свежестью, больше слышно
пения птиц и т.д. А в городе больше слышно звуков машин, воздух грязнее и т.д.
Проводя беседу как лучше провести свой выходной день - на спортивной площадке или дома возле компьютера и телевизора мы провели с детьми эксперимент: разбили группу на две части. Одна группа детей занималась физкультурой, играла в подвижные игры. Другую группу мы поросли посидеть на стульчиках. А потом поменяли детей. После этого эксперимента, дети смогли наглядно увидеть, что те дети, которые занимались физкультурой и подвижными играми – пришли в группу весёлые, бодрые. Делились с другими детьми своими впечатлениями: « Мы так здорово поиграли, было классно! А вы чем занимались?». Дети, которые остались в группе отвечали, что им было скучно, не интересно. Они устали сидеть и смотреть книжки. Спрашивали нас, когда они пойдут заниматься и играть.
Всё это помогло нам наглядно показать, как лучше провести свой выходной: погулять на улице, покататься летом на велосипеде, а зимой на лыжах и санках, поиграть с мячом, сходить в парк или в лес. Или просидеть весь день дома возле компьютера и телевизора.
Для лучшего закрепления этих знаний, дети лепили « Дети на прогулке», рисовали « Рецепт хорошего отдыха», « Моё любимоё место отдыха». Делали Коллективную аппликацию «Прогулка в парке».
Это позволило нам сформировать у детей знания о влиянии окружающей среды на здоровье и выборе места для отдыха.
Для того, чтобы сформировать у детей знания о необходимости соблюдения режима дня и влияния его на здоровье человека, каждый день в гости к детям приходил их любимый герой смешарик Крош. Он «рассказывал» и наглядно «показывал» детям, что бывает, когда не соблюдается режим дня. Например, один день Крош «приходил» весёлый, играл с детьми, шутил, делал вместе с ними зарядку. А на другой день - приходил не в настроении, заспанный, капризный. Дети спрашивали его, почему он сегодня такой.
А для лучшего закрепления знаний о необходимости соблюдения режима дня и влияния его на здоровье человека мы вместе с детьми лепили « Дети делают зарядку», делали коллективную аппликацию « Режим дня», рисование « Мой режим дня». Проводили подвижные игры на прогулке и в группе:
Проводили игры - предложения: « Что будет, если смотреть на ночь страшные фильмы?», «Что будет, если поздно ложиться спать?».
Для того, чтобы сформировать у детей знания о полезных и вредных привычках и их влиянии на здоровье к нам в гости «приходили сестрички – привычки». Это были две куклы: одна красиво одетая, причёсанная, всегда в
хорошем настроении. Другая – неопрятная, всегда жаловалась на плохое настроение и самочувствие.
Это позволило нам наглядно показать, какие привычки - полезные, какие – вредные.
Например, сделать сравнение: почему у одной «сестрички» всегда хорошее настроение. Она каждый день начинает с зарядки, умывается, чистит зубы, соблюдает режим дня. Любит заниматься спортом и физкультурой, закаливаться холодной водой. Соблюдает правила личной гигиены. В её комнате чисто, каждая вещь лежит на своём месте.
А у другой « сестрички» – всё наоборот.
Показывали детям, что будет, если брать грязные руки в рот и грызть ногти и проводили игры – предложения: « Что будет, если грызть ногти?», «Что будет, если не соблюдать личную гигиену?», « Что будет, ели не заниматься физкультурой и спиртом?».
А для лучшего закрепления материала рисовали на тему «Микробы», Мои полезные привычки», «Каким я хочу быть», Нарисуй сестричек – привычек», « Мои хорошие привычки», Как стать Неболейкой».
Вместе с детьми сделали вывод, какие привычки полезные для здоровья – соблюдать личную гигиену, режим дня, заниматься спортом и физкультурой. А какие вредные: грызть ногти и карандаши, сосать палец, смотреть страшные фильмы допоздна. Держать во рту кончик косички, читать и рисовать лёжа, разбрасывать вещи, игрушки. Не соблюдать личную гигиену.
Проводили дидактические, развивающие игры и упражнения. Подвижные игры в группе и на прогулке Развлечение « Праздник здоровья». Главный итог, ради которого совершались все эти путешествия, - попасть в страну Здоровья, понять, что здоровье – это и есть богатство.
Все предлагаемые детям знания о ЗОЖ направлены на привлечение их внимания к своему телу, пробуждение интереса к дальнейшему самопознанию, усилению положительной мотивации к изучению себя и другого, пониманию зависимости между состоянием и жизнью человека (т.е. несли в себе информативную, эмоциогенную и побудительную функции).
Мы учим детей быть внимательными к себе к своим состояниям. Для нас очень важно, чтобы собственный опыт ребёнка был им проанализирован, чтобы знания « вообще» применены к себе, чтобы ребёнок научился прислушиваться к себе.
Важным условием эффективной воспитательно–образовательной работы с целью формирования представлений детей о ЗОЖ, является вовлечение родителей в различные досуговые и специальные мероприятия консультации, наглядная агитация: статьи, кроссворды, паки – передвижки.
На каждом занятии использовали кроссворды, подвижные и дидактические игры, чтение художественной литературы; загадки: «Чтоб попробовать компот, есть у человека…рот, «Мягкое и твёрдое, острое. Тупое. Горячее, холодное, мокрое, сухое… разобраться в этом сложно. Нам поможет наша…кожа»; пословицы и поговорки « здоровье за деньги не купишь», « Береги здоровье смолоду» и другие»; сказки, рассказы, стихотворения о здоровье, о внешнем и внутреннем строении тела человека и ЗОЖ. Использовали наглядный материал: плакаты « Тело человека», таблица « Тело человека». Почти всегда в заключении дети, выполняют какой – либо рисунок в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, синтезирует в себе все эмоции, впечатления, знания, умения, полученные в ходе занятия. Для закрепления, обобщения и систематизирования, имеющихся у детей представлений о сохранении здоровья, знаний об организме мы проводим игры – развлечения: « Что? Где? Когда?», «КВН» и другие.
Совместно с детьми составили свод правил
Проводим театрализованные развлечения спортивные развлечения и праздники, на которых формируем и закрепляем представления: о « чистом» и « грязном» воздухе, что наше здоровье зависит от чистоты окружающей среды; влиянии окружающей среды на здоровье;» пище, о ЗОЖ; о различных органах, в том числе о работе сердца; о правилах безопасного поведения в различных ситуациях; о простейшей профилактике простудных заболеваний; о прямой зависимости чистоты и здоровья. Желание вести ЗОЖ; следить за собой, за чистотой своего тела. Воспитываем выдержку, смелость; поддерживаем интерес к физкультуре и спорту, желание заниматься разными видами спорта на улице.
Это способствует у детей проявлению интереса к занятию, созданию радостного настроения.
А для того, чтобы обобщить и систематизировать знания детей о
факторах влияющих на здоровье человека, в конце года проводим занятие под общим названием «Каким я хочу быть».
Проводим игры – предложения «Что будет, если не соблюдать режим дня, личную гигиену, не гулять на свежем воздухе, не заниматься спортом?».
Проходя каждый фактор влияющий на здоровье человека, мы ставиим лепесток опредёлённого
цвета: фиолетовый – личная гигиена,
жёлтый – физкультура и спорт;
красный – правильное питание,
голубой – закаливание,
синий – режим дня,
зелёный – место отдыха,
оранжевый – привычки.
В итоге у нас получается цветик – семицветик., который образно показывает детям –какие факторы влияют на здоровье человека.
А потом, мы проводим эксперимент: убираем у цветка несколько лепестков. И спрашиваем детей: « Будет ли человек здоровым и чувствовать себя хорошо, если он например, не соблюдает личную гигиену, не занимается спортом и физкультурой?».
Они сразу же ответили: «Нет!». И стали приводить свои примеры: « Если человек будет грызть ногти, ходить грязным, то к нему в живот попадут микробы, он заболеет, и его положат в больницу. Надо делать зарядку и заниматься физкультурой, чтобы мышцы
были крепкими, сильными. И мы не болели. Рано ложиться спать, не смотреть на ночь страшные фильмы, а то будешь весь день капризным, уставшим. Гулять лучше в парке или в лесу. Потому, что там чистый воздух». И таких примеров было много.
Благодаря этому дети видят, какие основные факторы влияют на здоровье человека, их взаимосвязь. И могут убедится, что, только соблюдая все правила для сохранения и укрепления здоровья в комплексе, человек будет действительно здоров.
Все дети были эмоциональны, активны, внимательны, отражали результаты выполняемой работы в речи. Сразу заинтересовывались процессом занятий: внимательно выслушивали задание, старались отвечать и выполнять задание правильно. Показывая желание самим решить поставленную перед ними задачу.
Мы считаем, что, разработанная нами система знаний о ЗОЖ направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью действительно является эффективным средством в решении воспитательно-образовательных задач.
По результатам нашей работы можем сделать следующие выводы: работа прошла успешно; дети очень активно и радостно принимали участие; предложенный процесс развития привлекал их своей новизной, яркостью материала.
Вывод
Таким образом, за время работы в ДОУ мы пришли к выводу, что именно такая форма построения воспитательно – образовательного процесса наиболее целесообразна для формирования у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью. Позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
1. принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста;
2. принцип последовательности;
3. принцип систематичности;
4. принцип повторности;
5. принцип наглядности.
Наша система знаний о ЗОЖ и их грамотное планирование позволяет нам сосредоточить внимание на главных задачах, сформировать такие знания о ЗОЖ, как: польза различных видов спорта и физкультуры, закаливающих мероприятий для здоровья человека; влияние окружающей среды на здоровье; внешнее и внутреннее строение тела человека; умение детей устанавливать взаимосвязь между правильным питанием, режимом дня и ЗОЖ; вредных привычках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
66.kriteriy_3.2_prilozhenie_no_91.docx | 45.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерий 3.2 приложение № 91
Обобщение опыта
По формированию у детей дошкольного возраста
осознанного отношения к своему здоровью.
Введение.
Здоровье – не всё, но всё без
Здоровья – ничто.
Сократ.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые . более высокие требования к человеку и его здоровью.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в ЗОЖ в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
Это подтверждают статистические показатели: по данным Министерства здравоохранения и социального развития России. Общая заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет увеличилась за семь лет (с 2000 по 2007 г.) 176379 до 22500- случаев ( в расчёте на 100 000 детей соответствующего возраста), т.е. на 27, 6%. Аналогичным образом возросла первичная заболеваемость. Среди детей всех возрастов наиболее заметно повысилась частота болезней костно – мышечной системы – на 80%.
Нервной системы и органов чувств – 35%,
Системы кровообращения – 56%,
30-40% детей со стороны опорно – двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз).
Растёт число детей с заболеванием органов пищеварения.
В силу этих причин актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
Вопрос о здоровье – один из самых важных вопросов в воспитании.
Для его решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению со своим телом, организмом, его возможностями и особенностями функционирования. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека. Главная задача – поддержать имеющейся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно относится к своему организму и здоровью. В современной ситуации ребёнка следует ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни, хранителя своего здоровья.
Ведущая цель программы – всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. В программе предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств; осознание ценности ЗОЖ; бережного отношения к своему здоровью.
Она построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики и направлена на решение следующих задач:
- Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
- Совершенствовать все функции организма ребёнка.
3.Укрепить здоровье детей и приобщить их к ЗОЖ.
4.Формировать интерес и любовь к спорту.
5.Воспитывать культурно - гигиенические навыки.
Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.
По мнению ведущих специалистов ( Л.И. Божовича, А.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В.Запорожца и др.), именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего
мира, для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков, закладываются основы миро – и самопознания.
В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путём внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, то есть с раннего возраста ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Очень важно, чтобы с малых лет у ребёнка формировалось саногенное мышление, т.е. способность управлять своим умственным миром,
совершенствовать нравственное сознание, вытраивать поведение так, чтобы
не быть предрасположенным к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять своё здоровье и относиться к нему осознанно.
Таким образом, ЗОЖ должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально – психологических ситуаций.
Систему формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью мы представили следующим образом:
Она построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики и направлена на решение следующих задач:
- Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
- Совершенствовать все функции организма ребёнка.
3.Укрепить здоровье детей и приобщить их к ЗОЖ.
4.Формировать интерес и любовь к спорту.
5.Воспитывать культурно - гигиенические навыки.
Старшие дошкольники хотят знать больше о себе и своём организме больше и подробнее. Они очень наблюдательны и подмечают многое: особенности строения человеческого организма, предметов, животных, их поведение, настроение людей. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.
Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Если в три года преобладают вопросы « Что это?», то в четыре уже появляются «Почему, зачем?» а уж потом очень важные для развития « Как это происходит, как действует?».
Так как начальным звеном системы валеологического образования является ДОУ, нами было принято решение ввести дополнительные занятия по валеологическому воспитанию дошкольников. это кружок «Познай себя».
Ведущая цель – всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
Кружковая работа « Познай себя» ведётся с детьми средней группы, т.е. с 4 летнего возраста. Занятия по кружковой работе проводится 1 раз в неделю. На занятиях использую дидактические, подвижные игры; музыкальное сопровождение; физ. минутки.
Наша система знаний о ЗОЖ построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
1.принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста;
2.принцип последовательности;
3.принцип систематичности;
4.принцип повторности;
5.принцип наглядности.
Следует помнить, что все эти методы в реальном процессе используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
При разработке принципов формирования конкретных знаний мы учитывали, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам.
Поэтому, содержание направлений работы с детьми сконструирована на основе программ: «Программа воспитания и обучения в д/с» под редакцией М.А.Васильевой, Кудрявцев В.П. «Развивающая педагогика оздоровления», программы социального развития ребёнка С.А.Козловой « Я – человек». И использованы методики таких авторов, как: И.М.Новикова
« Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников»; А.И. Иванова « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с»; С.Е. Шукшина «Я и моё тело». Так как в них сформулированы задачи по формированию осознанного отношения к своему здоровью и чётко определены уровни диагностики детей.
Дети удивительные философы, открыватели нового и самое интересное и непонятное для них – это он сам. Кто я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри?...- это небольшая часть вопросов, который задаёт ребёнок. Ответить на них самостоятельно он не может, ребёнку необходима помощь взрослого человека.
С ранних лет общения с ребёнком родители используют множество песенок, потешек, игр – забав, приговорок, построенных на ознакомление малыша с собственным телом. Каждая мама и бабушка играет с ребёнком в « ладушки- ладушки», « сороку – ворону», умывая, приговаривает « водичка- водичка, умой моё личико..» и т.д. Просят показать то же самое на картинках. Ребёнок очень рано начинает познавать строение своего тела, сравнивать себя с другими, находить сходство (Где у Кати глазки? А у мамы, где глазки? Где у Димы ножки? А у папы есть ножки? и др.).
Основная задача взрослых, решаемая в процессе воспитания и развития ребёнка младшего дошкольного возраста – поддержание интереса к себе самому и создание условий для накопления первичных представлений о себе и формирования отношения к себе. Знания должны « приходить» к детям как - бы, между прочим. Они не должны чувствовать, что их специально чему
то обучают. Но взрослый в отличие от ребёнка, должен точно знать, чему и когда будет учить малыша; закреплять его знания, стимулировать интерес к дальнейшему познанию.
Старшие дошкольники хотят знать больше о себе и своём организме больше и подробнее. Они очень наблюдательны и подмечают многое: особенности строения человеческого организма, предметов, животных, их поведение, настроение людей. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Если в три года преобладают вопросы « Что это?», то в четыре уже появляются «Почему, зачем?» а уж потом очень важные для развития « Как это происходит, как действует?».
Разговор о нём, о его трудностях, если они есть, о том, как себя узнать, как стать лучше, как стать здоровым.
Мы учили ребёнка быть внимательным к себе. Для нас было очень важно, чтобы собственный опыт ребёнка был им проанализирован, чтобы знания « вообще» были применены к себе, чтобы ребёнок научился прислушиваться к себе. Поэтому у нас есть темы психологического характера (как что – то сделать лучше; что делать, если не заниматься спортом и т.д.), чтобы он умел самостоятельно заботится о своём здоровье.
Мы основывались на предположении о том, что ранний опыт самопознания необходим для благоприятного развития ребёнка, не только когда ему 5 – 7 лет, но и в последующем, особенно в подростковом возрасте.
Для того, чтобы сформировать осознанное отношение к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста мы разработали систему знаний о ЗОЖ , которые были запланированы во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культуры).
Основная цель – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья. Формирование психологического здоровья дошкольника, как важного фактора здоровья человека в целом.
При этом мы старались учитывать: анатомо-физиологические психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; систематичность и комплексноность.
Наша Система планирования по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью включает в себя восемь разделов - изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека. В центре – знания о человеке (внешнее и внутреннее строение тела человека
По нашему мнению, именно эти знания позволяют ребёнку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Все разделы взаимосвязаны между собой, дополняя друг друга.
Так как детям дошкольного возраста интереснее заниматься и познавать окружающий мир, играя (Тихеева Е.И., Усова А.П., Жуковская Р.И. и др.), то задания на занятиях предъявлялись в занимательной, игровой форме: факторы, влияющие на здоровье человека мы представили в виде цветка, у которого, каждый цвет лепестка имеет своё значение:
голубой – закаливание,
жёлтый – физкультура и спорт,
зелёный – режим дня,
оранжевый – правильное питание,
синий – место отдыха,
красный – личная гигиена,
фиолетовый – привычки.
Содержание нашего плана построено в трёх блоках педагогического процесса:
- специально организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Такое построение плана обеспечивает системный подход к формированию
осознанного отношения к своему здоровью.
Особенность таких занятий заключается в том, что они построены на совместном творчестве педагога и ребёнка. Они нетрадиционны, стимулируют развитие у детей самостоятельности и ответственности за своё здоровье. А также, познавательную активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества. Подводит детей к осознанию идеи ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в развитии личности.
В процессе работы из определенного количества, предлагаемых разнообразными авторскими методиками занятий по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью, нами были отобраны наиболее интересные по содержанию, целесообразные с точки зрения применения в данной методике.
Применение разнообразных форм и методов работы.
Использование разных видов деятельности детей.
Последовательное формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью через систему знаний о ЗОЖ.
В нашей системе планирования предусматриваются все формы работы с детьми:
Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации ЗОЖ и формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью.
Прежде чем провести занятие, мы продумывали его цель и задачи в соответствии с программой, уровнем подготовки детей: элементарные представления детей о здоровье и ЗОЖ, понимание взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; знания детей о внешнем и внутреннем строении тела человека; о влиянии окружающей среды на здоровье людей.
Дети являлись не объектом, а активным субъектом. Всё это способствовало созданию положительной мотивации к ЗОЖ, формированию осознанного отношения к своему здоровью. На занятиях детям мы сообщали новые сведения и закрепляли полученные. Закреплять осознанное отношение к своему здоровью лучше в продуктивной и предметно – практической
деятельности, поэтому занятия строились как интегрированные.
С целью более прочного усвоения знаний наша работа на занятиях осуществлялась с опорой на различные анализаторы:
Любимые сказочные герои Пилюлькин, Незнайка, Карлсон, смешарик Крош помогали детям справиться с трудностями, преодолеть возможные эмоциональные препятствия.
Учитывая, что здоровье человека зависти на 50% от его образа жизни и отношения к своему здоровью, за основу организации учебно – воспитательного процесса мы взяли девиз « Я здоровье сберегу, сам себе я
помогу!».
Большая роль в нашей работе отводилась созданию информационной
«Среды здоровья» (схемы, рисунки детей, стенды), которые не только напрямую, но и опосредованно влияла на формирование мировоззрения ребёнка.
Использовали различные дидактические игры, которые соответствуют интеллектуальным возможностям детей старшего дошкольного возраста, конкретности их мышления, большой опоре на наглядность, чувства, ощущения при изучении нового материала.
Тематика таких дидактических игр позволило нам решить несколько педагогических задач: осуществлять познавательное развитие детей, дать им определённую сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека,
закрепить гигиенические навыки, формировать мотивацию на здоровый образ жизни, развивать логическое мышление, поощрять стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний. А также, закрепить представления детей: о полезных для здоровья человека продуктов; о том из чего « сделан» человек; о своём сердце; о пользе различных видов спорта и физкультуры и закаливающих мероприятий для здоровья человека; влиянии
окружающей среды на здоровье; о внешнем строении тела человека; умение детей устанавливать взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ. Учитывая анатомо – физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста мы старались использовать такую дидактическую игру, как « Собери человечка». Детям раздавались силуэты частей человечков и силуэты частей скелета( грудная клетка, позвоночный
столб, черепная коробка, кости таза). Их нужно правильно расположить. После этого мы рассказывали детям, для чего нужны грудная клетка (если бы
её не было, при падении на пол человек мог бы травмировать сердце или лёгкие, что потребовало бы долгого лечения), черепная коробка (нужна, чтобы беречь и защищать мозг), кости таза (защищают органы, которые расположены в животе). Если мышцы спины слабые, позвоночник начинает искривляться, не выдерживает больших нагрузок. Поэтому, чтобы вырасти здоровыми, сильными и красивыми, необходимо каждый день укреплять свой организма.
Все эти приёмы помогают нам создать положительный, эмоциональный настрой на дальнейшую двигательную деятельность детей. Воздействовать на коррекцию опорно - двигательного аппарата; укрепить дыхательную мускулатуру. Системное закаливание способствует формированию у организма детей умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеванием.
Частыми гостями у нас были врачи. Зубной врач рассказывал и показывал детям, как надо правильно чистить и ухаживать за зубами. Давал рекомендации, как сохранить зубы здоровыми и красивыми И использовали такие дидактические игры на закрепление, как « Что можно кусать зубами».
« Чудесный мешочек». « Что полезно, что не полезно» и другие. Детский
врач - беседовал с детьми о профилактике заболеваний. О том, как укреплять своё здоровье и оказывать первую помощь при повреждении кожи, ушибе и т.д. Использовали дидактические игры.
После занятий, дети с удовольствием играли в сюжетно – ролевые игры
(« Больница», « Скорая помощь», «Поликлиника»), где кто–то из детей изображал врача, кто-то медсестру, а кто-то старательно изображал пациента. Начинался приём « больных», и ребята повторяли и закрепляли всё, что узнали в этот день. О здоровье, о том, почему так важно беречь его и что нужно для этого делать.
Посеяли в группе лук и петрушку. Рассказывали детям о их пользе для организма человека ( в них много витамина С, который способствует укреплению здоровья) и использовали для приготовления салатов, которые
готовили сами. Дети с удовольствием принимали участие в приготовлении салатов. Это помогало нам закреплять знания у детей о необходимости витаминов для нормальной жизнедеятельности человека, о том, в состав каких растений и продуктов они входят. Формировать практические умения и навыки (нарезать разными способами фрукты и овощи, выкладывать на тарелку); воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, формировать культурно – гигиенические навыки, основы правильного питания.
Труднее всего было сформировать у детей знания: о влиянии окружающей среды на здоровье человека и выбора места для отдыха, о необходимости соблюдения режима дня и влияния его на здоровье человека, о вредных привычках.
Поэтому этим разделам мы уделили большое внимание.
Для формирования у детей знаний о влиянии окружающей среды на здоровье человека и выбора места для отдыха мы использовали такие дидактические игры, как « Угадай, что ты слышишь»- завязывали детям глаза и предлагали определить, что они слышат. Например: если мы играли
на прогулке, то дети говорили « Слышу лай собаки», «Шум машины», « Где-то гудит самолёт», « Сирену пожарной машины». Видим «машину» , «людей», « как пробежала собака» и т.д.
А если ходили на экскурсию в парк, то дети говорили: слышим, « чириканье воробьёв», « Карканье вороны», «Шум ветра», « хруст снега под ногами».
А затем вместе с детьми делали выводы, о том, что в парке воздух чище и дышится легче, чем в городе. Пахнет свежестью, больше слышно
пения птиц и т.д. А в городе больше слышно звуков машин, воздух грязнее и т.д.
Проводя беседу как лучше провести свой выходной день - на спортивной площадке или дома возле компьютера и телевизора мы провели с детьми эксперимент: разбили группу на две части. Одна группа детей занималась физкультурой, играла в подвижные игры. Другую группу мы поросли посидеть на стульчиках. А потом поменяли детей. После этого эксперимента, дети смогли наглядно увидеть, что те дети, которые занимались физкультурой и подвижными играми – пришли в группу весёлые, бодрые. Делились с другими детьми своими впечатлениями: « Мы так здорово поиграли, было классно! А вы чем занимались?». Дети, которые остались в группе отвечали, что им было скучно, не интересно. Они устали сидеть и смотреть книжки. Спрашивали нас, когда они пойдут заниматься и играть.
Всё это помогло нам наглядно показать, как лучше провести свой выходной: погулять на улице, покататься летом на велосипеде, а зимой на лыжах и санках, поиграть с мячом, сходить в парк или в лес. Или просидеть весь день дома возле компьютера и телевизора.
Для лучшего закрепления этих знаний, дети лепили « Дети на прогулке», рисовали « Рецепт хорошего отдыха», « Моё любимоё место отдыха». Делали Коллективную аппликацию «Прогулка в парке».
Это позволило нам сформировать у детей знания о влиянии окружающей среды на здоровье и выборе места для отдыха.
Для того, чтобы сформировать у детей знания о необходимости соблюдения режима дня и влияния его на здоровье человека, каждый день в гости к детям приходил их любимый герой смешарик Крош. Он «рассказывал» и наглядно «показывал» детям, что бывает, когда не соблюдается режим дня. Например, один день Крош «приходил» весёлый, играл с детьми, шутил, делал вместе с ними зарядку. А на другой день - приходил не в настроении, заспанный, капризный. Дети спрашивали его, почему он сегодня такой.
А для лучшего закрепления знаний о необходимости соблюдения режима дня и влияния его на здоровье человека мы вместе с детьми лепили « Дети делают зарядку», делали коллективную аппликацию « Режим дня», рисование « Мой режим дня». Проводили подвижные игры на прогулке и в группе:
Проводили игры - предложения: « Что будет, если смотреть на ночь страшные фильмы?», «Что будет, если поздно ложиться спать?».
Для того, чтобы сформировать у детей знания о полезных и вредных привычках и их влиянии на здоровье к нам в гости «приходили сестрички – привычки». Это были две куклы: одна красиво одетая, причёсанная, всегда в
хорошем настроении. Другая – неопрятная, всегда жаловалась на плохое настроение и самочувствие.
Это позволило нам наглядно показать, какие привычки - полезные, какие – вредные.
Например, сделать сравнение: почему у одной «сестрички» всегда хорошее настроение. Она каждый день начинает с зарядки, умывается, чистит зубы, соблюдает режим дня. Любит заниматься спортом и физкультурой, закаливаться холодной водой. Соблюдает правила личной гигиены. В её комнате чисто, каждая вещь лежит на своём месте.
А у другой « сестрички» – всё наоборот.
Показывали детям, что будет, если брать грязные руки в рот и грызть ногти и проводили игры – предложения: « Что будет, если грызть ногти?», «Что будет, если не соблюдать личную гигиену?», « Что будет, ели не заниматься физкультурой и спиртом?».
А для лучшего закрепления материала рисовали на тему «Микробы», Мои полезные привычки», «Каким я хочу быть», Нарисуй сестричек – привычек», « Мои хорошие привычки», Как стать Неболейкой».
Вместе с детьми сделали вывод, какие привычки полезные для здоровья – соблюдать личную гигиену, режим дня, заниматься спортом и физкультурой. А какие вредные: грызть ногти и карандаши, сосать палец, смотреть страшные фильмы допоздна. Держать во рту кончик косички, читать и рисовать лёжа, разбрасывать вещи, игрушки. Не соблюдать личную гигиену.
Проводили дидактические, развивающие игры и упражнения. Подвижные игры в группе и на прогулке Развлечение « Праздник здоровья». Главный итог, ради которого совершались все эти путешествия, - попасть в страну Здоровья, понять, что здоровье – это и есть богатство.
Все предлагаемые детям знания о ЗОЖ направлены на привлечение их внимания к своему телу, пробуждение интереса к дальнейшему самопознанию, усилению положительной мотивации к изучению себя и другого, пониманию зависимости между состоянием и жизнью человека (т.е. несли в себе информативную, эмоциогенную и побудительную функции).
Мы учим детей быть внимательными к себе к своим состояниям. Для нас очень важно, чтобы собственный опыт ребёнка был им проанализирован, чтобы знания « вообще» применены к себе, чтобы ребёнок научился прислушиваться к себе.
Важным условием эффективной воспитательно–образовательной работы с целью формирования представлений детей о ЗОЖ, является вовлечение родителей в различные досуговые и специальные мероприятия консультации, наглядная агитация: статьи, кроссворды, паки – передвижки.
На каждом занятии использовали кроссворды, подвижные и дидактические игры, чтение художественной литературы; загадки: «Чтоб попробовать компот, есть у человека…рот, «Мягкое и твёрдое, острое. Тупое. Горячее, холодное, мокрое, сухое… разобраться в этом сложно. Нам поможет наша…кожа»; пословицы и поговорки « здоровье за деньги не купишь», « Береги здоровье смолоду» и другие»; сказки, рассказы, стихотворения о здоровье, о внешнем и внутреннем строении тела человека и ЗОЖ. Использовали наглядный материал: плакаты « Тело человека», таблица « Тело человека». Почти всегда в заключении дети, выполняют какой – либо рисунок в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, синтезирует в себе все эмоции, впечатления, знания, умения, полученные в ходе занятия. Для закрепления, обобщения и систематизирования, имеющихся у детей представлений о сохранении здоровья, знаний об организме мы проводим игры – развлечения: « Что? Где? Когда?», «КВН» и другие.
Совместно с детьми составили свод правил
Проводим театрализованные развлечения спортивные развлечения и праздники, на которых формируем и закрепляем представления: о « чистом» и « грязном» воздухе, что наше здоровье зависит от чистоты окружающей среды; влиянии окружающей среды на здоровье;» пище, о ЗОЖ; о различных органах, в том числе о работе сердца; о правилах безопасного поведения в различных ситуациях; о простейшей профилактике простудных заболеваний; о прямой зависимости чистоты и здоровья. Желание вести ЗОЖ; следить за собой, за чистотой своего тела. Воспитываем выдержку, смелость; поддерживаем интерес к физкультуре и спорту, желание заниматься разными видами спорта на улице.
Это способствует у детей проявлению интереса к занятию, созданию радостного настроения.
А для того, чтобы обобщить и систематизировать знания детей о
факторах влияющих на здоровье человека, в конце года проводим занятие под общим названием «Каким я хочу быть».
Проводим игры – предложения «Что будет, если не соблюдать режим дня, личную гигиену, не гулять на свежем воздухе, не заниматься спортом?».
Проходя каждый фактор влияющий на здоровье человека, мы ставиим лепесток опредёлённого
цвета: фиолетовый – личная гигиена,
жёлтый – физкультура и спорт;
красный – правильное питание,
голубой – закаливание,
синий – режим дня,
зелёный – место отдыха,
оранжевый – привычки.
В итоге у нас получается цветик – семицветик., который образно показывает детям –какие факторы влияют на здоровье человека.
А потом, мы проводим эксперимент: убираем у цветка несколько лепестков. И спрашиваем детей: « Будет ли человек здоровым и чувствовать себя хорошо, если он например, не соблюдает личную гигиену, не занимается спортом и физкультурой?».
Они сразу же ответили: «Нет!». И стали приводить свои примеры: « Если человек будет грызть ногти, ходить грязным, то к нему в живот попадут микробы, он заболеет, и его положат в больницу. Надо делать зарядку и заниматься физкультурой, чтобы мышцы
были крепкими, сильными. И мы не болели. Рано ложиться спать, не смотреть на ночь страшные фильмы, а то будешь весь день капризным, уставшим. Гулять лучше в парке или в лесу. Потому, что там чистый воздух». И таких примеров было много.
Благодаря этому дети видят, какие основные факторы влияют на здоровье человека, их взаимосвязь. И могут убедится, что, только соблюдая все правила для сохранения и укрепления здоровья в комплексе, человек будет действительно здоров.
Все дети были эмоциональны, активны, внимательны, отражали результаты выполняемой работы в речи. Сразу заинтересовывались процессом занятий: внимательно выслушивали задание, старались отвечать и выполнять задание правильно. Показывая желание самим решить поставленную перед ними задачу.
Мы считаем, что, разработанная нами система знаний о ЗОЖ направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью действительно является эффективным средством в решении воспитательно-образовательных задач.
По результатам нашей работы можем сделать следующие выводы: работа прошла успешно; дети очень активно и радостно принимали участие; предложенный процесс развития привлекал их своей новизной, яркостью материала.
Вывод
Таким образом, за время работы в ДОУ мы пришли к выводу, что именно такая форма построения воспитательно – образовательного процесса наиболее целесообразна для формирования у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью. Позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
- принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста;
- принцип последовательности;
- принцип систематичности;
- принцип повторности;
- принцип наглядности.
Наша система знаний о ЗОЖ и их грамотное планирование позволяет нам сосредоточить внимание на главных задачах, сформировать такие знания о ЗОЖ, как: польза различных видов спорта и физкультуры, закаливающих мероприятий для здоровья человека; влияние окружающей среды на здоровье; внешнее и внутреннее строение тела человека; умение детей устанавливать взаимосвязь между правильным питанием, режимом дня и ЗОЖ; вредных привычках.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Сам себе я помогу- здоровье себе сберегу!"
Здоровьесберегающие технологии...
Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М.
Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М. Методист отдела раннего развития детей «Радость» МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»Не удивишь –не научишь!...
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое.Успехов вам. 1. Именно сегодня ...
Упрямство ребенка. Как вести себя с упрямым ребенком. Как не надо вести себя с упрямым ребенком.
Советы родителям у которых упрямые детки....
Информация к размышлению "Как найти время для себя и научиться не забывать о себе"
Жизнь не меняется сама по себе, свободное время не появляется по мановению волшебной палочки....
Памятка "Как родителям себя вести себя с одаренным ребенком"
Памятка для родителей"Как родителям себя вести с одаренным ребенком"...
Диагностика представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе
Описание методик для педагогической диагностики сферы представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе...