Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ
методическая разработка на тему
Городская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи», 2013г, октябрь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii_2013g_oktyabr.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Скрибченко Ольга Ивановна , Dou24.monch@gmail.com
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24комбинированного вида, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Кондрикова, д. 8.
Воспитание здорового ребёнка - это главная цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и педагогической общественности.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программы дошкольного образования наша дошкольная образовательная организация реализует образовательную область “Здоровье”, содержание которой направлено, в том числе и на формирование представлений о здоровом образе жизни.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников - это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальности. Данная работа имеет больший успех, когда ведется в тесном сотрудничестве с семьей и способствует росту активной родительской позиции.
Я совместно с коллегой определила приоритетные задачи в работе с детьми и родителями по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, а именно:
- создание условий для приобщения дошкольников к ЗОЖ через организацию предметной развивающей среды, взаимодействие с семьями воспитанников, использование ресурсов социокультурной среды;
- поддержка семьи, объединение усилий дошкольного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к ЗОЖ.
- формирование системы знаний у детей о своем здоровье, о ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепления здоровья, мотивации на приобщение к здоровому образу жизни.
С целью выявления активности родителей в оздоровительной работе с детьми было проведено анкетирование, в ходе которого выявили, что родители заинтересованы в проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, готовы сотрудничать с воспитателями в данном направлении.
Особого внимания заслуживает проблема закаливания. Провожу просветительскую работу с родителями. Ежедневно обмениваемся с родителями информацией о здоровье и самочувствии детей в семье и в детском саду. Дополнительным источником информации по вопросу здоровья детей для родителей служит «Уголок здоровья», изготовленные воспитателем папки- раскладушки «Здоровый образ жизни - что это такое?», «Укрепляем здоровье», «Как провести выходной день в семье?» и др. Беседую с родителями о том, что ослабленному и болезненному ребёнку закаливание необходимо больше, чем здоровому. Что очень важна в этом роль здорового образа жизни в семье. Предоставляю родителям полную информацию о методах и формах оздоровления в детском саду рекомендую мероприятия для профилактики простудных заболеваний в семье. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители доверяют рекомендациям воспитателей и охотно идут с ними на контакт.
Много внимания уделяю физическому воспитанию, системе физкультурно-оздоровительной работы, комплексному подходу, включающему различные компоненты здорового образа жизни: утренняя и бодрящая гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги: «Круговая тренировка», «Вместе с мамой, вместе с папой». Родители - активные участники на всех мероприятиях. Осуществляю рациональную организацию двигательной активности в течение дня: дозированная ходьба на прогулке и общая физическая подготовка, подвижные игры, динамические паузы между занятиями, физкультминутки на занятиях. В любое время года и погоду организую прогулки. В содержание прогулки включаю естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения типа катание на санках, дозированная ходьба в осеннее – зимний период и дозированный бег в весеннее – летний период, физкультурные занятия, на участок выношу разнообразные пособия для игр, использую игры с мячом, скакалками, кеглями, ракетками.
Провожу индивидуальные беседы, выступаю на родительских собраниях. Но самое главное, что в просветительской работе принимают участие и сами дети, выступая на физкультурных досугах, проговаривая речёвки на гимнастике, и их родители.
Они приносят в детский сад семейные фотографии и рисунки детей о проводимых в семье днях активного отдыха.
Использую разнообразные формы работы с семьями детей: совместные досуги и праздники, весёлые старты, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»; «Декады здоровья».
В работе с детьми использую активный отдых. Он самый разнообразный: это подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами. Важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни.
С детьми организую следующие формы активного отдыха: физкультурные досуги, физкультурные праздники. В них реализуется естественная потребность детей в движении и через положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребёнка, закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Целеустремлённости, смелости, дисциплинированности, организованности.
Участие в праздниках и досугах и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие.
Большое воспитательное значение имеет слаженная деятельность воспитателя и родителей, их совместное участие в подготовке и программе праздника (весёлых играх, плясках, соревнованиях, аттракционах, песнях и т.п.).
Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета.
Формировать здоровый образ жизни помогают такие праздники как «День здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «В гостях у Айболита» и др.
Они создают хорошее настроение от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов, изготовленных руками детей и членов их семей.
Привлекаю родителей к созданию и выпуску стенгазет в группе, фотовыставок, рисунков «Спорт и мы», «Мы со спортом дружим», «Мы за здоровый образ жизни».
Наши воспитанники, семейные команды и педагоги являются активными участниками муниципальных, городских спортивных мероприятий и конкурсов, были неоднократными победителями и лауреатами конкурсов. В течение последних трех лет наш детский сад является победителем в областной акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам». Все это становится возможным только при поддержке идей педагогов родителями воспитанников.
Нельзя не отметить их вклад в улучшение развивающей среды в группе. Они действительно становятся единомышленниками и партнёрами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.
В дошкольном учреждении является традицией оставлять свои отзывы в книге-летописи детского сада. В ней много тёплых слов в адрес сотрудников ДОУ.
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по формированию у детей-дошкольников представлений о здоровом образе жизни и оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...
КОМПОНЕНТЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В этой статье рассматриваются основные пути и компоненты развития здорового образа жизни: закаливание, двигательная активность детей и психоэмоциональное состояние ребенка....
Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....
Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"
Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"...
Семинар – практикум «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»
Семинар – практикум. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....