"Здоровый малыш"
проект по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»
Проект «Здоровый малыш»
(средняя группа, пятый год жизни).
Разработала:
воспитатель – Пирогова Н.А.
ГО Краснотурьинск, 2013 г.
Введение.
«Воспитание здорового поколения —
стратегическая задача России»
В.В.Путин
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. Исследования М.Д. Маханевой, В.Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада № 8 «Улыбка», является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Проект «Здоровый малыш» разработан на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:
- анализ управленческой системы (работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);
- научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка);
- анализ результатов физической подготовленности детей;
- характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая проект «Здоровый малыш», я стремилась к тому, чтобы разработанная мною система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Проект «Здоровый малыш», который я разработала - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Мой проект направлен на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К концу учебного года дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки соответствующие своему возрасту.
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Образовательная область: физическое развитие.
Актуальность темы: Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, необходима совместная работа педагогов и родителей. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Проблема проекта:
Актуальной проблемой данного проекта будет сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в условиях ДОУ и семьи.
Цели проекта:
- сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих;
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья;
- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса;
- формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья;
- формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи проекта:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование привычки к здоровому образу жизни;
- профилактика нарушений простудных заболеваний;
- создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- привитие культурно-гигиенических навыков;
- оказание помощи семье в воспитании детей здоровыми, адаптация к жизни в социуме.
Планируемые результаты:
- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по формированию у детей основ здорового образа жизни;
- координация деятельности по формированию здорового образа жизни у детей между родителями, сотрудниками ДОУ;
- появление интереса у родителей к проблемам укрепления и сохранения здоровья;
- совершенствование исследовательской деятельности детей.
Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:
- музыкальный, физкультурный залы;
- физкультурный уголок в группе;
- медицинский кабинет;
- спортивная площадка;
- наличие плакатов, картотек прогулок, дыхательной и пальчиковой гимнастики, картотека подвижных игр, для освоения темы.
Этапы проекта:
Первый этап – подготовительный (01.06.2013 – 31.07.2013):
- подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
- привлечение внимания педагогов, медицинских работников, родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
Второй этап – основной(01.08.2013 – 15.05.2013):
- разработка комплекса мероприятий;
- разработка методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни воспитанников;
- организация работы с родителями.
Третий этап – заключительный (май-июнь 2013):
Презентация результатов работы для педагогов и родителей воспитанников.
Законодательно – нормативное обеспечение проекта:
- Закон РФ «Об Образовании».
- Конвенция ООН «О правах ребёнка».
- «Семейный кодекс РФ».
- Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания ».
- Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
- Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
- Устав ДОУ.
Основные принципы проекта:
- научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Основные направления проекта:
Профилактическое:
- обеспечение благоприятного психологического климата в группе;
- выполнение санитарно-гигиенического режима;
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
Организационное:
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
Проект реализуется через следующие разделы:
1. Работа с детьми.
2. Работа с педагогами.
3. Взаимодействие со специалистами.
4. Работа с родителями.
1. Работа с детьми.
№ | Формы и методы работы с детьми | Содержание работы |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (для детей с 3 и 4 группой здоровья); - гибкий режим. |
2 | Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - гимнастика после сна; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные и динамические игры; - спортивные игры; - пешие прогулки (походы, экскурсии). |
3 | Гигиенические и водные процедуры | - умывание; - мытье рук; - обеспечение чистоты среды; - занятия с водой (центр вода и песок). |
4 | Свето – воздушные ванны | - проветривание помещений; - сон при открытых фрамугах; - прогулки на свежем воздухе; - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. |
5 | Активный отдых | - развлечения, праздники; - игры-забавы; - дни здоровья. |
6 | Ароматерапия и фитотерапия | - ароматизация помещений; - витаминизация напитков. |
7 | Диетотерапия | - рациональное питание. |
8 | Светотерапия | - обеспечение светового режима. |
9 | Музотерапия | - музыкальное сопровождение режимных моментов; - музыкальное оформление фона занятий; - музыкально-театральная деятельность. |
10 | Спецзакаливание | - дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - зрительная гимнастика; - стопотерапия (босоножие); - игровой массаж; - релаксация; - самомассаж. |
11 | Пропаганда здорового образа жизни | - экологичекое воспитание; - периодическое оформление информационных стендов для родителей и информации для детей; - курс бесед; - специальные занятия. |
1.1 Полноценное питание.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
- гигиена приёма пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания (сервировка);
- индивидуальный подход к детям во время питания;
- соблюдение питьевого режима;
- правильность расстановки мебели.
1.2 Система эффективного закаливания.
Основные факторы закаливания:
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей.
Комплекс закаливающих мероприятий:
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- правильная организация прогулки и её длительности;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в детском саду;
- дыхательная гимнастика после сна.
Методы оздоровления:
- ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);
- хождение босиком по спортивной площадке (летом);
- релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).
- Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:
- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
- медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
Формы организации физического воспитания:
- физические занятия в зале и на спортивной площадке;
- туризм (прогулки – походы);
- дозированная ходьба;
- оздоровительный бег;
- физкультминутки;
- физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
- утренняя гимнастика;
- индивидуальная работа с детьми.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- традиционные;
- игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
- сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др.;
- Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч);
- занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
- занятия – походы;
- занятия в форме оздоровительного бега;
- музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам;
- Занятия на «экологической тропе».
1.4. Создание условий организации оздоровительных
режимов для детей.
1. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (трёхразовое), укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических
упражнений.
Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
2. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная
активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и
преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
3. Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
4. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
5. Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.
1.5. Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется
по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
- вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия:
- сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку;
- отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания, сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе;
- развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей, я старалась эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;
- в группе детского сада силами воспитателя оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике;
- эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это: музыкальный руководитель и воспитатели группы. Проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения («масленица», «веселые старты», «папа, мама, я – спортивная семья» и др.);
- снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
- появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр;
- большая роль в псикоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).
1.6. Лечебно-профилактическая работа.
Она включает в себя:
- физкультурные занятия босиком;
- подвижные игры и физические упражнения на улице;
- хождение на лыжах;
- дыхательная гимнастика после сна;
- спортивные игры и соревнования;
- элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
- Летняя оздоровительная работа.
Формы организации оздоровительной работы:
- закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
- физкультурные занятия в природных условиях (на лугу, спортивной площадке);
- туризм (походы, экскурсии);
- физкультурные досуги и развлечения;
- утренняя гимнастика на воздухе;
- витаминизация: соки, фрукты.
2. Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
- просветительная работа по направлениям проекта «Здоровый малыш» и т.д.;
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций (больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник);
- обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:
1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых проектов, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
5. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
6. Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
7. Разработка и внедрение педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
8. Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
9. Пропаганда здорового образа жизни.
10. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению:
1. Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
2. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
3. Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
4. Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
5. Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
6. Беседы, валеологические занятия.
3. Взаимодействие со специалистами.
На протяжении всего года медицинский работник совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей информировала родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводила консультации с педагогами на тему здоровья.
Музыкальный руководитель в течение года создавала благоприятные условия для поднятия эмоционального состояния детей, через музыкальные занятия и сопровождала физкультурные занятия музыкальным фоном.
4. Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя я определила следующие задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.
6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
7. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Экскурсии.
5. Показ занятий для родителей.
6. Совместные занятия для детей и родителей.
7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (медицинской сестры).
8. Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями использовала план изучения семьи:
- структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения);
- основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.);
- стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов;
- социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка;
- воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые в работе:
1. Анкета для родителей.
2. Беседы с родителями.
3. Беседы с ребёнком.
4. Наблюдение за ребёнком.
5. Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
6. Посещение семьи ребёнка.
С целью улучшения профилактической работы рекомендую провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
7. О питании дошкольников.
8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.
9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка
Заключение
Разработка и внедрение проекта «Здоровый малыш» поможет мне в разработке и составлении «Модели физической активности детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ», с целью рефлексивного анализа своей педагогической деятельности, а также расширению своих педагогических возможностей в сфере физического воспитания детей, а также повышению информационной компетентности родителей.
Литература.
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993г.
2. Анисимова Т.Г., Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет: планирование, занятия с элементами игры в волейбол, подвижные игры, физкультурные досуги – Волгоград: учитель, 2009 г.
3. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология ХХI века. М., 2003г.
4. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие. М.,ТЦ Сфера, 2007г.
5. Велитченко К. Физкультура для ослабленных детей. М., 2000г.
6. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ - М.: ТЦ Сфера, 2007г.
7. Гаврилова В.В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет: планирование, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2009.
8. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие - М.,ТЦ СФЕРА 2007г.
9. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М.,2005г.
10. Дедулевич М.Н. Играй – не зевай: подвижные игры с дошкольниками: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/М.Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2007 г.
11. Дронов Т.Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.
12. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровление детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999г.
13. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ под. ред. З.И. Бересневой - М., ТЦ СФЕРА 2004г.
14. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М., 1989г.
15. Желобкович Е.Ф. 150 эстафет для детей дошкольного возраста.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
16. Игры для детей на все времена/Сост. Г.Н. Гришина – М.: ТЦ Сфера, 2008.
17. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М., 2004г.
18. Картушина М.Ю. Сценарий оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. М., 2004г.
19. Комаровский Е. Здоровье ребенка и здравый смысл его родителей. Харьков, 2000г.
20. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие -М., Линка Пресс, 2000г.
21. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие -М., АРКТИ, 2002г.
22. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М., 1993г.
23. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. М., 2004г.
24. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов.-2ое издание. Исправленное и дополненное М., Издательство ГНОМ и Д, 2004г.
25. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993г.
26. Степина Е.Г. Суджок - терапия: безмедикаментозное воздействие на активные точки. Ростов и /Д., 2005г.
27. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для родителей и педагогов ДОУ. М., 2005г.
28. Ткаченко Т. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики//дошкольное воспитание, 1989г. № 3.
29. Чистякова М.И. Психогимнастика/ под ред. М.И. Буянова.-М., Просвещение, 1990г.
30. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2004г.
31. Шарыгина Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие. М., 2005г.
32. Швалева Т.А. Комплексы утренней и ритмической гимнастики. Абакан,1992г.
33. Научно-практический журнал управления ДОУ № 1, 2004г.
34. Научно-практический журнал управления ДОУ № 1, 2006г.
35. Оздоровление детей в условиях детского сада./под ред. Л.В. Кочетковой. М., 2007г.
36. Организация закаливания детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"
Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....
Консультация для родителей "Здоровый малыш - счастливый малыш"
Для того чтобы наш малыш был здоров, нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни. А сделать это можете только вы, дорогие родители....
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...
Першина Алиса «ЗДОРОВАЯ ЕДА ДЛЯ ЗДОРОВОГО МАЛЫША!!!» о здоровом питании. Данные презентации девочки представили детям группы.
Сегодня я вам расскажу, что нужно кушать, чтобы растиздоровым, сильным и ловким!...
Проект по формированию культуры здоровья для детей группы раннего возраста «Здоровый малыш – счастливый малыш»
Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у детей основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно - гигиенических норм, т.е. основ здоров...
***Проект "Здоровый малыш - счастливый малыш"
Проект "Здоровый малыш - счастливый малыш"Воспитатель: Игошева Яна Федоровна...