Сообщение на тему: "Нравственное здоровье дошкольников"
консультация (младшая группа) на тему
С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
Первые формы социального контакта – улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_zdorove_doshkolnikov_.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение «Формирование нравственного здоровья дошкольников»
С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
Первые формы социального контакта – улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека.
Развитие личности происходит по двум направлениям:
- социализации (присвоение общественного опыта)
- индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и организации своей деятельности)
Современная ситуация в образовании, и особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации. Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в ДОУ общеразвивающего вида, а также учащиеся СОШ.
Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Структурные единицы системы личностно-социального развития дошкольников:
- целостная и мотивированная деятельность как основа всей жизни ребенка в ДОУ (методики: «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду», «Доска желаний», «Доска настроений»)
- профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессивности (методики: «Сонные игрушки», «Коробочка добрых дел», «Доска настроений», «Релаксация с постепенным уходом», «Объединяющие игры с воспитателем»
- целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре «Коробочка добрых дел», «О дружбе», «Изготовление вымпела группы», «Правила нашей группы», «Клубочек», «Виноградная гроздь», «Летопись нашей группы», «Домино», «Лото»)
- насыщение нравственным содержанием занятий по основным разделам программы («Работа над эмоциями по ознакомлению с искусством», «Музыкальные игры», «Занятия по ознакомлению с окружающим» Тема «Хлеб»)
- работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания «Психологическая гостиная»
Использование такой системы методик и игр позволит:
- повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и семье
- повысить общую социальную зрелость, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми
- овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптивных форм поведения в более старшем возрасте.
Не мало важным фактором является то, что:
- введение режимных ритуалов сплотило детей, способствовало формированию внимательного отношения детей друг к другу.
Самомассаж и массаж парами помогал не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию
- использование «сонных игрушек» решило проблему с дневным сном: дети перед сном были возбуждены, крикливы, долго не могли заснуть, сон был непродолжительным. С «сонными игрушками» дети уже спокойно готовились ко сну, быстрее засыпали
- дежурство по «кубикам-неделькам» помогло детям осознанно планировать свой день. К концу года дети знали дни недели, все режимные моменты
- дневник школьника и «Коробочка добрых дел» помогли лучше понимать ребенка, вместе с ним радоваться успехам. Привлечение к этой работе родителей способствовало улучшению семейных взаимоотношений.
Пособие «Формирование нравственного здоровья дошкольников» (игры, занятия, упражнения) Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова, М. ТЦ Сфера, 2003 г.
- Ритуалы в жизни и на занятиях
- формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей
-снятие тревоги в период адаптации ребенка в ДОУ
- развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам
- развитие самостоятельности и сотрудничества
-повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе
№ | Тема | Цель |
1 | Минутки вхождения в день | Способствовать психическому и личностному росту ребенка Помогать детям адаптироваться к условиям детского сада - развивать навыки социального поведения - способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности |
2 | Утреннее приветствие | |
3 | Коврик – неделька | Закрепить знание названий частей суток, умение детей свободно ориентироваться в режимных моментах Д/с - закрепить названия основных и дополнительных цветов Навыки планирования своей деятельности |
4 | Коврик – неделька ст.в | |
5 | Занятие по ознакомлению с «Кубиками» | Закрепить знания детей о режимных моментах группы, о последовательности дней недели, развивать речь и память детей, научить детей структурировать время |
6 | Сонные игрушки - для тревожных детей - для агрессивных детей | Снижение тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребенка в ДОУ, создание положительно мотивации на режимный момент сна, улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности |
7 | Саммомассаж и взаимомассаж | Научить детей навыками самомассажа Развивать навыки коллективной работы Закреплять знание частей тела, упражнять в умении разогревать свое тело |
8 | Точечный массамж рук и тела |
2. Счастье – это когда тебя понимают
- развитие, осознание своих желаний, эмоций
- развитие эмоциональной децентрации
- повышение интереса и уважения к себе, к своей семье
- развитие понимания неоднородности социального мира
№ | Тема | Цель |
1 | Доска настроения | С помощью доски настроения можно определить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделяя детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выделить причины положительного и отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в ДОУ |
2 | Доска желаний | Выявить наклонности в предпочитаемой деятельности детей, объединение детей, имеющих разные навыки в определенной последовательности по интересам, планирование индивидуальное работы с помощью повышения интереса к наименее предпочитаемой деятельности, чет сезонных запросов, интересов детей, подготовка и изменение предметно-развивающей среды в соответствии с желанием и интересами ребенка |
3 | Дневник дошкольника (портфолио) Инд. Ф. работы с дн-ом Групп. Ф. р-ты с дн-ом | Помогает познать внутренний мир ребенка, скрытые желание, надежды и опасения, которые ребенок не может высказать другому. В работе с родителями может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи, ее устоев и внутрисемейных взаимоотношений |
4 | Коробочка добрых дел | Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побудить детей к нравственным поступкам, воспитывать чувства уважения к людям, доброжелательность, желание совершать добрые поступки |
3. Хорошо, когда рядом друг
- осознание правил поведения в социуме и потребности их выполнения
- формирование взаимодействия дошкольника с детьми и с взрослыми
- обучение навыкам сотрудничества
- формирование позитивных детско-родительских отношений
№ | Тема | Цель |
1 | Ребенок-ребенок Конспект занятия по ручному труду «Коллективная работа по изготовлению вымпела группы | Создание положительного микроклимата в группе: обучение детей новым формам коллективного общения, формирование нравственных качеств и новых навыков взаимодействия детей в группе, закрепление в сознании детей наиболее важных положительных моментов жизни группы Закрепить умение пользоваться иголкой и ниткой, развивать мелкую моторику рук детей, воспитывать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей, развить чувства общности детей группы, навыки сотрудничества |
Конспект занятия «О дружбе» | Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе | |
Конспект занятия по введению правил поведения в группе «Мы все знаем и умеем» | Научить детей формулировать правила поведения, воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, учить детей анализировать собственные поступки | |
Индивидуальная выставка рисунков | Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого, привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей, пробудить желание к совместной деятельности | |
Конспект занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо» | Закрепить навык пользования простым распространенным предположением, закрепить грамматические навыки, навыки слогового чтения, развивать представления об окружающем мире, развивать лексический словарь детей, развивать зрительную и слуховую память, внимание, чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля | |
2 | Объединяющие игры с воспитателем | Воспитание чувства принадлежности к группе, чувство безопасности в коллективе, чувство единства, сплоченности, умения действовать согласованно |
Игра «Виноградная гроздь» | Укрепление чувства единства в детском коллективе, развитие тактильного восприятия и воображения детей | |
Игра с пением «Угадай-ка» | Развитие тембрового слуха детей, установление положительных взаимоотношений между детьми | |
Игра с пением «Пугало» | Учить детей действовать вместе и по одному, прилагая усилия для получения общего положительного результата, развивать ловкость, быстроту реакций, координированность движений | |
Игра «Ловушка» | Учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость, воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать: не обижаться, а упражняться дальше | |
Игра «Веселые шарики» чешская полька | Учить детей действовать дружно, получая общую оценку за совместные действия, упражнять в игре с воздушными шарами, развивать ловкость, быстроту реакций, чувство ритма | |
Игра «Один, два, три, четыре, пять» | Учить действовать по одному вместе с другими, развивать организаторские способности детей, развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций, упражнять в счете и в основных движениях | |
Игра «Художники» | Сформировать у детей навыки коллективной деятельности, в данном случае – изображать с помощью совместных движений какие-либо предметы (карандаш, солнышко, змейку и т.д.) развивать воображение, творческие и организаторские способности каждого ребенка | |
Игра «Мини-футбол» | Упражнять в умении передвигаться в позиции «паучок», овладение умением передавать мяч игрокам, соизмеряя силу удара и направление, развивать ловкость, выносливость, выдержку, умение соблюдать правила, воспитывать честность по отношению к сопернику | |
Игра «Тачка» | Закреплять умение держать свое тело при ходьбе на руках, соизмерять движения ведущего и ведомого, воспитывать ловкость, выносливость, стремление к победе, умение соблюдать правила игры, воспитывать чувство товарищества, честность по отношению к сопернику | |
Игра «Строители» | Закрепить умение двигаться в положении «паучок», развивать координацию движения рук и ног, учить детей выполнять задание совместно, помогая друг другу, отвечать за выполненную работу | |
Игра «Спасатели» | Закреплять умение передвигаться в позиции «паучок» и «на руках», воспитывать выносливость, ловкость, умение действовать сообща, помогать друг другу | |
Игра «Регата» | Упражнять в умении передвигаться в позиции «паучок», уметь координировать свои движения с движениями других членов команды, воспитывать ловкость, выносливость, выдержку, развивать умение действовать сообща, выполнять правила игры | |
3 | Совместные родительские собрания Конспект занятия по теме «Хлеб» | Научить детей взаимодействовать с мамами на занятии, показать родителям адекватные способы взаимодействия с детьми и формирования объективного оценивания детей, закреплять умение детей употреблять в речи существительные в уменьшительно-ласкательной форме, подбирать антонимы, закреплять умение объединения частей в целое, развивать вербально-логическое мышление детей, воспитывать трудолюбие, желание трудиться в коллективе не только для себя, но и для других Развивать чувство коллективизма, воспитывать любовь к природе, уважение к труду взрослых |
Занятие по теме «Профессии» | Учить детей взаимодействовать с родителями на занятии, закреплять умение подбирать иллюстрацию к художественному тексту, подбирать рифмы к словам, развивать речь детей, инсценировать литературные произведения, развитие мимики, жестикуляции, интонирования, воспитывать любовь к художественной литературе, воспитывать уважение к труду взрослых и к своему, развивать мелкую моторику, вырабатывать навыки аккуратности при выполнении работы по изготовлению закладки | |
Психологическая гостиная | Темы для бесед: - как играть с детьми?» «Как общаться с детьми?» «Если ребенок идет в школу?» и т.д. | |
Домино «С утра до вечера» Лото «Шаг за шагом» | Закрепить знание детей названий и последовательности частей сумок, развивать внимание, память, логическое мышление |
Анкета для педагогов и родителей «Навыки общения»
Ф.И. ребенка_______________________________________группа___________________
____________________________Дата рождения__________________________________
1.Изменился ли в положительную сторону ребенок за время пребывания в ДОУ:
а) в общении- с взрослыми дома (да, отчасти, нет); - с взрослыми вне дома (да, отчасти, нет); - с детьми (да, отчасти, нет)
б) в эмоциональном развитии (да, отчасти, нет)
в) в физическом развитии (да, отчасти, нет)
2.Снизилось ли количество ссор и конфликтов у ребенка по сравнению с началом года (да, отчасти, нет)
3.Использует ли ребенок физическую силу, сквернословие в момент ссоры (да, отчасти, нет)
4.Умеет ли ребенок самостоятельно познакомиться с новыми детьми или взрослыми (да, отчасти, нет)
5.Как реагирует ребенок на просьбы, замечания:
- агрессивно; - игнорирует, не слышит; - действует в соответствии с просьбой
6.Умеет ли ребенок сочувствовать, сопереживать (да, отчасти, нет)
7.Уитывает ли ребенок эмоциональное состояние:
- детей (да, отчасти, нет); - близких взрослых (да, отчасти, нет)
- незнакомых взрослых (да, отчасти, нет)
8.Под влиянием каких средств воздействия ребенок изменяет свое поведение
- крик (да, отчасти, нет); - физические угрозы (да, отчасти, нет); - физические наказания (да, отчасти, нет); - просьбы (да, отчасти, нет); - внушения (да, отчасти, нет)
- другое_______________________________
9. Какие черты характера необходимо развивать ребенку для успешного общения с людьми_______________________________________________________________
10. Пожелания, рекомендации работникам ДОУ_____________________________
______________________________________________________
Дата заполнения_________________
Ф.И. О. лица, заполнявшего анкету____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»....
Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»
В нашем дошкольном учреждении имеется мини – музей «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Сообщение для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в рамках проекта «Мой город».
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, место где человек родился или живет с рождения....
Семинар "Воспитываем патриотов" Сообщение для педагогов: на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: принципы, средства, методы.
В нашем детском саду 24 октября 2018 года прошёл семинар Семинар "Воспитываем патриотов". Воспитатель, Андреенкова Татьяна Николаевна, выступила с сообщением на тему "Нравственно-...
Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».
« Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...