Сообщение на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
консультация на тему

Туленкова Ирина Юрьевна

 

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Сказка».

Сообщение на тему:

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».

                                                                                   Автор:

              Туленкова

             Ирина  Юрьевна                                                        

                                                                              Воспитатель II  

                                                                            квалификационной  

                                                                            категории

                                                                            МКДОУ

                                                                            Д/с «Сказка»    

                     Тюменская область,

               Кондинский  район,

               с. Леуши, ул.

               Волгоградская. 56,

               тел. (34677) 37-134

с. Леуши

2012 г.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Однако прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С.В.Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков.

Наш современник, академик Д.С.Лихачев отмечал, что чувства любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати поле».

Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В «Критериях оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении» (приказ Минобразования Р.Ф. от 22.08.96. №448) отмечается, что:

  • Педагоги развивают у детей представления об истории цивилизации;
  • Сообщают элементарные сведения об образе жизни человека в древности;
  • Знакомят детей со сказками, мифами и легендами народов мира;
  • Рассказывают о развитии труда человека;
  • Сотрудники развивают у детей основы правового сознания;
  • Знакомят детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека;
  • Способствуют развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
  • Развитию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;
  • Развитию уважения к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека;
  • Усвоению ребенком общественных норм и правил поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
  2. Уважение к людям труда;
  3. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
  4. Элементарных знаний о правах человека;
  5. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  6. Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  7. Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам их традициям;
  8. Расширение представлений о России, её столице;
  9. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом:

Семья        детский сад        родная улица, район        родной город —

страна, её столица, символика        права и обязанности - конституция.

Решая задачи нравственно - патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными условиями и особенностями детей.

Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по темам (например, «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т. д.). Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Причем темы должны повторяться в каждой группе. Изменяются лишь их содержание, объем познавательного материала, сложность и, следовательно, длительность изучения.

Следует подчеркнуть, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Так, при отборе и систематизации знаний детей необходимо учитывать умственные возможности дошкольников, развитие их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д.

В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию должны решаться задачи и эстетического развития детей. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство.

Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, так как будущие граждане России должны быть сильными, ловкими, здоровыми.

Один из немаловажных факторов патриотического воспитания детей - приобщение их к труду, формирование ответственности за его результат.

Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. По словам А.С.Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Эту заповедь необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, а также с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. В соответствии с этим очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы типа: «Родной край», «Посиделки». Занятия в таких клубах могут проводиться в разных формах. Большое значение в этом плане имеют семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры, а на основе увиденного - организация выставок и экспозиционных стендов.

Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • Корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • Семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • Счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении. Интересно можно провести «мини - исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая её «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей или отдельного предприятия. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды; рождественские балы, праздник русской Масленицы, троицын день.

Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.


Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию:

Страна, её столица,

символика

Права и обязанности - конституция


«Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении» (приказ Минобразования Р.Ф. от 22.08.96.

№448) отмечается:

  • Педагоги развивают у детей представления об истории
  • Сообщают элементарные сведения об образе жизни человека в древности;
  • Знакомят детей со сказками, мифами и легендами народов
  • Рассказывают о развитии труда человека;
  • Сотрудники развивают у детей основы правового сознания;
  • Знакомят детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека;
  • Способствуют развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
  • Развитию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;
  • Развитию уважения к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека;
  • Усвоению ребенком общественных норм и правил поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Работа по нравственно -

патриотическому воспитанию

дошкольников включает целый комплекс

задач:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
  2. Уважение к людям труда;
  3. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
  4. Элементарных знаний о правах человека;
  5. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  6. Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  7. Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам их традициям;
  8. Расширение представлений о России, её столице;
  9. Знакомство детей с символами государства

(герб, флаг, гимн).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...

Сообщение для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в рамках проекта «Мой город».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, место где человек родился или живет с рождения....

Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

Семинар "Воспитываем патриотов" Сообщение для педагогов: на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: принципы, средства, методы.

В нашем детском саду 24 октября 2018 года прошёл семинар Семинар "Воспитываем патриотов". Воспитатель, Андреенкова Татьяна Николаевна,  выступила с сообщением на тему "Нравственно-...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...