Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»
статья (старшая группа) на тему
В нашем дошкольном учреждении имеется мини – музей «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметами быта башкирского народа в прошлом.
В мини – музее представлено достаточно много наглядного материала: карта РБ, башкирская юрта, люлька, куклы в национальных костюмах, башкирская посуда, блюда, предметы быта и т.д. В создании мини – музея принимали участие как воспитатели, дети, так и родители. Получилось увлекательное, совместное творчество, которое принесло удовлетворение как детям, так и взрослым. Создание мини – музея позволило много узнать детям о укладе жизни в прошлом башкирского народа.
На занятиях по региональному компоненту стараюсь, чтобы чаще дети посещали этот мини-музей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 г. ИШИМБАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Сообщение из опыта работы
по теме:
«Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников
через музейную педагогику»
Выполнила: воспитатель
старшей группы Исмагилова М.С.
г. Ишимбай 2016г.
Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств нравственно-патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Исследователями рассмотрены различные аспекты использования музейной педагогики в воспитании дошкольников: роль мини-музеев, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании детей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо прививать детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.
Систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом: Семья - Детский сад - Родная улица - Родной город - страна, её столица, символика - Права и обязанности, Конституция.
Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ решает многие проблемы воспитания нового поколения. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить «путешествие» по земному шару, «заглянуть в гости» к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни и танцы...
Если все это (то, что называется мудрыми словами «историко-культурное наследие») становится живым и настоящим, а значит, близким и понятным ребенку, то возникает реальная надежда на взаимное понимание, на уважение, на толерантность. При этом диалог культур может осуществиться как по вертикали (вглубь веков), так и по горизонтали (диалог с разными народами, населяющими планету сегодня).
Музейная педагогика помогает решать все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования.
Музейная педагогика в последние десятилетия значительно изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. Создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т.п.
«Создание мини-музеев, позволяющих осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики, могут быть следующие:
- Музей народного быта «Русская изба» или «Башкирская гостиная». Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Музей дает представление о жизни русичей-славян или башкирского народа, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах Руси и родной республики Башкортостан, знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы, перевертыши, былины, и т.д.), начинают понимать и любить его; получают знания о культуре русских праздников (ярмарке, Масленице, Святках), башкирских праздников ( «Воронья каша», «Сабантуй», «Каз умахы», День республики и др., песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах.
- Студия изобразительного искусства. В ней дети имеют возможность получить изобразительные навыки и умение рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов России и Башкортостана, с творчеством русских и башкирских художников.
- Экологическая зона «Мы — друзья природы». Цель экологической зоны — формирование у детей осознанного и бережного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними. Занятия, проводимые в этой зоне, дают детям знания о природе, вызывают интерес к ее явлениям, воспитывают понимание всего живого и желание сохранить его.
- Комната боевой славы. В ней представлены боевое обмундирование, экипировки, головные уборы разных родов войск, вещи, принадлежавшие участникам ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена и медали, письма солдат с фронта»
В нашем дошкольном учреждении имеется мини – музей «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметами быта башкирского народа в прошлом.
В мини – музее представлено достаточно много наглядного материала: карта РБ, башкирская юрта, люлька, куклы в национальных костюмах, башкирская посуда, блюда, предметы быта и т.д. В создании мини – музея принимали участие как воспитатели, дети, так и родители. Получилось увлекательное, совместное творчество, которое принесло удовлетворение как детям, так и взрослым. Создание мини – музея позволило много узнать детям о укладе жизни в прошлом башкирского народа.
На занятиях по региональному компоненту стараюсь, чтобы чаще дети посещали этот мини-музей.
На своем занятии «Башкирская символика» дети узнали об истории башкирского флага, герба, о его значении в прошлой и современной жизни, рассказывала, что означают три разноцветные полоски на флаге, рисунок на гербе, знакомила с авторами государственной символики и гимна, кто в нашей республике президент. В конце занятия детям было предложено поиграть в дидактическую игру «Кто быстрее соберет флаги России и РБ». Провела занятие по знакомству с родным городом Ишимбаем и его достопримечательностями.
Мини – музей позволяет нам воспитывать у детей любовь к своей стране, своему краю.
На занятиях рисования и аппликации мы также использовали атрибуты мини – музея. А также пополняли его новыми поделками и рисунками.
Таким образом, на примере мини – музея «Башкирская гостиная» мы формируем у дошкольников любовь и гордость к Родине, к своей стране, своему краю, своему городу и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей»
Сообщение из опыта работы воспитателя группы №6 МБДОУ №6 «Улыбка» Мягковой Н.В. на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей во второй младшей группе»...
Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)
Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)...
"Патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику"
Данный материал содержит информацию для воспитателей детского дошкольного учреждения и педагогам дополнительного образования.В нём говорится о приобщении дошкольников к нравсвенно-патриотическому восп...
Сообщение из опыта работы по теме: « Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
Воспитание- это наука, научающая наших детей обходиться без нас.В.А.Сухомлинский Актуальность.В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных ...
Презентация к проекту из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"
1слайд:Одним из компонентов образовательных областей социально-коммуникативного развития ФГОС ДО является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного ...
Опыт работы по теме: «Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
laquo;Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»...
Представление опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разновозрастной группе 5-7 лет через проектную деятельность»
Краткосрочный проект в разновозрастной группе 5-7 лет«Животный мир Иркутской области»...