РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Здоровье» четвертый год обучения
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
разработка программы "Здоровье" темы, часы, оборудование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 56.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Калининградская область
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 9 «Улыбка»
Утверждаю:
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Здоровье»
четвертый год обучения
Разработчик: воспитатель Азизова С.А.
Рассмотрена и одобрена на
заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «29» августа 2013 г.
Срок реализации 1 год
г. Светлый
2013г.
1. Пояснительная записка
В основу настоящей программы положен соответствующий раздел обновленного варианта комплексной общеразвивающей программы «Детство» Т.И. Бабаевой, приведенной в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы.
Содержание предлагаемой программы способствует развитию представлений о человеке (о себе, сверстнике, взрослом), развивает интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, обогащает представление о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах его безопасного использования.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей средой. Актуальность программы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном учреждении, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развития ребенка.
Дошкольник рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как личность, оберегаемая педагогами и родителями.
Основная форма реализации данной программы — непосредственно образовательная деятельность, общение, беседы.
- Способствовать воспитанию целостного отношения детей к здоровью, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья.
- Обогащать и углублять представления детей о том, как поддерживать, укреплять и сохранять здоровье.
- Воспитывать самостоятельность в выполнении культурногигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
- Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Правила здорового образа жизни.
- Гигиенические основы организации деятельности:
Необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной
позы.
- Воспитатель создает условия в соблюдении культурно-гигиенических навыков.
- Создавать практические ситуации, в которых дети применяют накопленный опыт, умения и навыки здоровьесбережения; как оказать первую помощь.
- Проводить беседы о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастикой.
- В совместной деятельности создавать наглядные пособия (модели, плакаты, макеты, коллажи), позволяющие закрепить представления об основах здорового образа жизни.
- Вместе с детьми организовывать выставки детских и совместно подготовленных с родителями коллекций: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники».
- Дети знакомятся со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, гигиене.
- Организовывать встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья (врач, медсестра, массажист).
- Проводить тематические конкурсы, соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Безопасная улица».
- Место (роль программы в образовательном процессе.
Содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с образовательной областью «Безопасность», «Коммуникация», где уделяется особое внимание сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей, приобщению к правилам безопасного поведения.
- Требования к уровню освоения содержания программы
В результате освоения программы достижения ребенка 6-7 лет выражается в следующем:
- Ребенок имеет представление о том, что такое здоровье.
- Знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека.
- Знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, спорт, закаливание).
- Обладает представлениями о полезных и вредных привычках, о поведении во время болезни.
- Умеет обслуживать себя.
- Способен определять состояние своего здоровья, что именно болт, какая часть тела.
- Выполнять правила культуры еды, различает полезные и вредные для здоровья продукты питания.
- Умеет делать дыхательную гимнастику, выполнять физические упражнения, делать зарядку.
- Оказывать элементарную помощь самому себе и другому, умеет обратиться за помощью к взрослому.
Условия для успешной реализации данной программы:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения содержания;
- активное участие родителей в воспитательном процессе.
Объем программы составляет 20 часов и включает в себя три образовательных компонента:
- теоретическая часть;
- практическая часть;
- диагностическая часть.
Первый компонент содержит общие сведения по определенной тематике. То, о чем узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и беседы воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы. При этом используются наглядность и применяются ИКТ.
Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме поисковой, опытно-экспериментальной и художественно-продуктивной деятельности, моделирования, игровых и трудовых действий, двигательных минуток, других совместных дел.
Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определенных тем: выявляет достижения ребенка или недостаточность освоения программы.
Таблица № 1
Наименование разделов НОД | Общий объем программы (час., мин.) | НОД (часы, мин.) | ||
теоретическая часть | практическая часть | диагностическая часть | ||
10 тем | 20 часов | 4 часа 05 мин. | 12 часов 10 мин. | 3 часа 45 мин. |
5. Содержание программы
5.1. Разделы, темы и виды непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Таблица № 2
№ темы | Кол-во занятий | Общий объем программы (час., мин.) | Из него время отведено на: | ||
теоретическая часть | практическая часть | диагностическая часть | |||
1 тема | 5 | 2 часа 30 мин. | 30 мин. | 1 час 30 мин. | 30 мин. |
2 тема | 5 | 2 часа 30 мин. | 30 мин. | 1 час 30 мин. | 30 мин. |
3 тема | 3 | 1 час 30 мин. | 20 мин. | 55 мин. | 15 мин. |
4 тема | 5 | 2 часа 30 мин. | 30 мин. | 1 час 30 мин. | 30 мин. |
5 тема | 3 | 1 час 30 мин. | 20 мин. | 55 мин. | 15 мин. |
7 тема | 3 | 1 час 30 мин. | 20 мин. | 35 мин. | 15 мин. |
8 тема | 5 | 2 часа 30 мин. | 30 мин. | 1 час 30 мин. | 30 мин. |
9 тема | 4 | 2 часа | 20 мин. | 1 час 20 мин. | 20 мин. |
10 тема | 5 | 2 часа 30 мин. | 30 мин. | 1 час 30 мин. | 30 мин. |
Итого: | 40 | 20 часов | 4 час. 05 мин. | 12 час. 10 мин. | 3 часа 45 мин. |
- Содержание разделов общеобразовательной программы
Тема № 1. «Наш организм»
(2 час. 30 мин.: 30 мин., 1 час 30 мин., 30 мин.)
Объяснить детям, зачем нужны руки, ноги, голова, туловище. Знания о содержании своего тела в чистоте, правилах гигиены. Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир.
Тема № 2. «Культура гигиены»
(2 час. 30 мин.: 30 мин., 1 час 30 мин., 30 мин.)
Учить умываться, расчесывать волосы, полоскать рот и горло, устранять непорядок в одежде. Вытирать лицо, руки только своим полотенцем, пользоваться только своей зубной щеткой, расческой. Что вредно для зубов? Глаз? Как сохранить здоровыми.
Тема № 3. «Солнце, воздух и вода - мои лучшие друзья»
(1 час. 30 мин.: 20 мин., 55 мин., 15 мин.)
Рассказать о том, что на улице нужно носить одежду по сезону и погоде; играть нужно в проветренном помещении; полезность гуляния на свежем воздухе.
Тема № 4. «Школа здоровья»
(2 час. 30 мин.: 30 мин., 1 час 30 мин., 30 мин.)
Рассказать детям, что разрушает и что укрепляет наше здоровье. Полезные продукты. Подвижные игры. Учимся выполнять зарядку, заниматься спортом.
Тема № 5. «Сон - лучшее лекарство»
(1 час. 30 мин.: 20 мин., 55 мин., 15 мин.)
Объяснить детям, что сон очень важен для здоровья. Во сне отдыхает не только тело, но и мозг. Что чувствует человек, который мало и плохо спит.
Тема № 6. «Здоровье в порядке - спасибо зарядке»
(1 час: 15 мин., 35 мин., 10 мин.)
Разучить и запомнить упражнения ежедневной утренней зарядки. Рассказать о пользе зарядки, о необходимости ее выполнять дома, в выходные дни.
Тема № 7. «Здоровая пища»
(1 час. 30 мин.: 20 мин., 55 мин., 15 мин.)
Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Тема № 8. «Витамины и полезные продукты»
(2 час. 30 мин.: 30 мин., 1 час 30 мин., 30 мин.)
Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить то, что употреблять их можно только под присмотром взрослого человека.
Тема № 9. «Правила поведения»
(2 часа: 20 мин., 1 час 20 мин., 20 мин.)
Обсудить с детьми правила поведения при встрече гостей, закреплять правила и навыки культуры поведения за столом, во время еды.
Тема № 10. «Мои полезные привычки»
(2 час. 30 мин.: 30 мин., 1 час 30 мин., 30 мин.)
Рассмотреть и обсудить с детьми такие ситуации, которые вредят здоровью. Объяснить, что этого нужно избегать. Что делать, чтобы не болеть.
- Диагностика освоения содержания программы
Предметом диагностики являются:
- представления о здоровье в целом детей 6-7 лет;
- представления о поведении на улице, в группе, дома;
- особенности отношения ребенка к себе и окружающим.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:
- Ребенок вызывает несамостоятельность в выполнении культурногигиенических процессов; к началу обучения в школе не овладел основными культурно-гигиеническими умениями.
- Не имеет привычки к постоянному выполнению культурногигиенических навыков.
- Проявляет равнодушие по отношению к больному члену семьи, к заболевшему сверстнику.
Диагностика осуществляется начальная, промежуточная и итоговая.
Методы диагностических исследований:
- индивидуальная беседа по вопросам, картинкам, моделям;
- дидактические игры.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, а в отдельных случаях - самый высокий уровень освоения программы.
В ходе освоения программы предусмотрено проведение теоретической и практической непосредственной образовательной деятельности.
Теоретическая образовательная деятельность позволяет воспитывать самостоятельность ребенка, формировать основы безопасного поведения.
Основной целью практической непосредственной образовательной деятельности выступает формирование у детей первичных умений в познавательной и практической деятельности.
Диагностика освоения программного материала осуществляется опросом, поисковым игровым методом, а также методом выполнения практических заданий.
Мониторинг качества освоения образовательной областью проводиться в электронной форме модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, разработанным Министерством образования.
- Рекомендуемая литература
- Основная литература
Таблица № 3
№ пп | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Бабаева Т.И. Гогоберидзе А.Г. Михайлова З.А. | «Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования | Санкт- Петербург, «Детство ПРЕССА», 2011 год, 528 стр. | Программа | 1 |
2. | Бабаева Т.И. Гогоберидзе А.Г. Крулехт М.В. | «Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие» | Санкт- Петербург, «Детство ПРЕССА», 2011 год, 592 стр. | Научно- методическое пособие | 1 |
- Дополнительная литература
№ пп | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Зелинская ДА. | «Школа здоровья» | Москва, «Просвещение», 2003 год,149 стр. | Методическое пособие | 1 |
2. | Латохина Л.И. | «Как быть здоровым душой и телом» | Санкт- Петербург, «Дошкольное воспитание», 2004 год, 156 с. | Методическое пособие | 1 |
3. | Зимонина В.Н. | «Воспитание ребенка - дошкольника» | Москва, «ВЛАДОС», 2003 год, 304 с. | Учебно - методическое пособие | 1 |
7.2. Средства обеспечения для освоения программы
7.2.1. Аудио- и видео- пособия
Таблица 4
Вид аудио- и видео- пособия | Наименование пособия | |||
Видео фильм | Кино фильм | слайды | аудио- пособие | |
+ | 1. Тематическая презентация «Здоровый образ жизни» | |||
+ | 2. Тематическая презентация «Личная гигиена» | |||
+ | 3. Тематическая презентация «Нос, умойся!» | |||
+ | 4. Тематическая презентация «Съедобное и несъедобное» | |||
+ | 5. Тематическая презентация «Эмоции» | |||
+ |
|
7.2.2. Наглядный материал
Таблица 6
Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи | Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
1.Набор картин: «Кто умеет?» «Режим дня» «Правильно-неправильно», «Опасно-безопасно», «Можно или нельзя» «Азбука здоровья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы» 2. Тематические фотоальбомы по личной гигиене. | 1. Модели: «Почему надо чистить зубы?», «Кто во что одет»; «Правила поведения за столом», «Спецтранспорт» 2. Алгоритм для состав-ления описательного рассказа; 3. Сигнальные карточки: «Опасные продукты», «Микробы» «Какой позор» | 1. Энциклопедии 2. Детская художествен-ная литература о здоровом образе жизни. |
8. Материально-техническое обеспечение
8.1. Специализированные учебные помещения и участки
Таблица 7
№ п/п | Наименование и принадлежность помещения | Площадь (кв.м.) | Количество мест |
1. | Уголок здоровья | 2,5 | |
2. | Зона «Здоровячок» | 2,5 | |
3. | Спортивный зал | 68,6 | 34 |
3. | Спортивная площадка на улице | 100,0 | 50 |
8.2. Основное учебное оборудование
Таблица 8
№ п/п | Наименование | Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования |
1. | Уголок здоровья | Паспорт уголка, «Правила поведения», «Правила безопасности », «Азбука здорового ребенка» Пособия для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Скорая помощь», «Айболит», «Мойдодыр» и др. Игровой инвентарь (шприцы, фонендоскоп, бинты, лекарства и др.) Д\и «Элементарные приемы оказания первой медицинской помощи» |
2. | Зона «Здоровячек» | «Правила безопасного поведения», Коррекционные дорожки, следовые дорожки, Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, палки гимнастические, обручи, флажки, султанчики, бубны) Плакат «Как избежать неприятности» Фотоальбом «Личная гигиена» Плакат «Правила умывания» |
3. | Спортивный зал | Паспорт спортивного зала, Правила поведения, Специальное оборудование: гимнастическая стенка, скамейки, коврики для выполнения упражнений, следовые, ребристые, коррекционные дорожки, мячи разных размеров, кольца, булавы, обручи, флажки, кубы, валики, гимнастические палки. Сухой бассейн, Магнитофон, музыкальный материал. |
Приложения
1. Перечень произведений детской художественной литературы
о здоровом образе жизни.
Таблица 9
№ п/п | Автор | Название |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | Аким Я. Барто А. Житков Б. Зильберг Л. Капутикян С. Кондратьева А. Маршак С. Мошковская Э. Михалков С. Носов Н. Погореловский С. Тувим Ю. Циферова Г. Чуковский К. | «Жадина» «Девочка чумазая», Рассказы о животных «Витамины» «Хлюп-хлюп» «Зеркало» «Дремота и зевота», «Тихая сказка» «Нос, умойся!» «Не спать!» «Живая шляпа» «Про глаза-глазенки, про глаза-глазища» «Берегись» «Овощи» «Жил на свете слоненок» «Мойдодыр» «Путаница» «Айболит» Загадки о животных, природе Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни |
Игры по безопасности
Таблица 10
Игры дидактические | Игры сюжетно-ролевые | Игры подвижные, игровые упражнения |
«Уроки Айболита» «Здоровые зубы», «Режим дня», «Уши мыть или не мыть» «Сложи картинку», «Чудесный мешочек» (съедобно-несъедобно), «Кто во что одет», «Азбука гигиены» «Как беречь свое здоровье» «Помоги слоненку» «Опасные ситуации» «Чистый из чистых» | «Больница» «Аптека», «Магазин» «Скорая помощь», «Поликлиника» «Семья» «Врач» | «Стрекоза и кузнечик», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы», «Лошадки», «Жуки» «Вороны», «Солнышко и дождик», «Лохматый пёс», «Птички в гнёздышках», «Уточка» «Маленькие и большие ножки» «Догонялки» «Лиса в курятнике» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....
Рабочая программа воспитатния и обучения детей во 2 младшей группе.
В рабочей программе представленны занятия по темами программное содержания к ним....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей старше...
рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада
Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...
Здоровая семья - здоровые дети. Обучение детей с особыми образовательными возможностями
С семьи начинается жизнь любого человека. Семья-это святое, ради неё мы идём на любые подвиги. В семье мы находим радость, спокойствие и гармонию, семья даёт нам силы жить и творить, радоваться каждом...
"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...