Обучение детей культурно - гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания
консультация (младшая группа) на тему

В материале представлены возрастные показатели развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Даны алгоритмы обучения детей самостоятельности, которые будут полезны воспитателям, а так же родителям детей в возрасте 1-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_uchit_malyshey_samostoyatelnosti.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Согласно показателям нервно – психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, разработанным К.Л.Печорой и Г.В.Пантюхиной дети раннего возраста должны уметь:

В 1 год 3 месяца – самостоятельно есть густую пищу ложкой.

В 1 год 6 месяцев – самостоятельно есть жидкую пищу ложкой.

В 1 год 9 месяцев – частично раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать ботинки, шапку).

В 2 года – частично надевать одежду (ботинки, шапку) , полностью раздеваться;

В 2 года 6 месяцев – есть аккуратно, полностью одеваться, не застёгивая пуговицы и не завязывая шнурки.

В 3 года – пользоваться салфеткой по мере надобности без напоминания, самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощь взрослого.  

Как учить ребёнка пить из чашки:

Стоять позади ребёнка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки.

  1. Поднесите чашку ко рту ребёнка.
  2. Наклоните чашку и позвольте ребёнку сделать глоток.
  3. Поставьте чашку на стол.
  4. Уберите свои и его руки. Скажите: «Молодец! Ты пьёшь из чашки!»

Следите за тем, чтобы ваша помощь не была чрезмерной и чтобы ребёнок тоже принимал участие в работе: всё меньше и меньше помогайте ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Как учить ребёнка есть ложкой:

Встаньте за спиной ребёнка, поместите ложку в его правую руку, а другую руку положите сбоку от тарелки. На протяжении всего времени приёма пищи держите его руки своими.

  1. Наполните ложку зачерпывающим движением справа налево.
  2. Поднесите ложку к его рту и дайте ему съесть содержимое. Скажите: «Хорошо! Ты ешь ложкой!»
  3. Опустите ложку в миску и дайте ребёнку время проглотить пищу.
  4. После того, как он съест 4 – 5 ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв.

Так кормите ребёнка до тех пор, пока не почувствуете, что ребёнок усвоил всю последовательность действий во время еды ложкой. Постепенно уменьшайте свою помощь и в конце концов совсем отпустите руку ребёнка, и он всё будет делать сам.

Как учить ребёнка вытирать руки:

Сделайте так, чтобы ребёнку было удобно вытирать руки (полотенце должно крепко держаться на перекладине так, чтобы не упало). Положите свои руки на руки ребёнка и пройдите с ним следующие шаги:

  1. Поместите одну руку ребёнка на полотенце.
  2. Вытрите ладонь его руки.
  3. Поверните кисть и вытрите тыльную часть ладони.
  4. Уберите сухую руку ребёнка за полотенце.
  5. Вытрите ладонь другой руки
  6. Переверните её и вытрите тыльную сторону кисти. Скажите: «Молодец! Ты вытер руки.

По мере того, как ребёнок будет осваивать один шаг за другим, сокращайте размер оказываемой помощи.  

Как учить ребёнка мыть руки:

Встаньте позади ребёнка и, взяв своими руками его руки, проделайте вместе с ним следующие шаги:

  1. Включите воду.
  2. Подставьте обе руки ребёнка под воду и скажите: «Вымой руки!»
  3. Помогите ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как ему удобнее.
  4. Потрите мыло между его ладонями.
  5. Положите мыло в мыльницу.
  6. Потрите тыльную сторону одной ладони о другую, мыльную ладонь.
  7. То же самое сделайте с тыльной стороной другой ладони.
  8. Подставьте под воду обе руки и начните споласкивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена.

Скажите малышу: «Молодец! Ты вымыл руки! Теперь давай закроем кран». Помогите ему выключить воду и стряхнуть с рук оставшуюся воду.

Когда ребёнок научится мыть руки с вашей помощью, начните шаг за шагом учить его делать это самостоятельно.

Как учить ребёнка умывать лицо:

Поставьте ребёнка перед зеркалом, чтобы он видел, что делает. Отражение в зеркале удержит внимание малыша, и ему будет интереснее учиться выполнять этот новый для него навык.

Сначала лучше это делать после еды – чтобы малышу была яснее цель умывания.

  1. Взяв своей рукой руку ребёнка, потрите одну его щёку, скажите: «Умой щёчку!»
  2. Потрите подбородок, скажите: «Умой подбородок!»
  3. Потрите другую щёку, проговаривая: «Умой щёчку!»
  4. Потрите верхнюю губу и рот, скажите: «Умой рот!»
  5. Потрите лоб, скажите: «Умой лобик!»
  6. Потрите нос, скажите: «Умой нос!»

Скажите: «Молодец! Ты умыл лицо!»  

После того, как ребёнок научится умывать лицо с вашей помощью, начните обучать его шаг за шагом делать это самостоятельно.

Как учить ребёнка стягивать штанишки:

Начните со штанишек, имеющих нетугую резинку.

1. Поместите руки ребёнка с двух сторон на пояс штанишек большими пальцами внутрь.

2. Скажите: «Сними штанишки!», затем положите свои руки на руки малыша и помогите спустить штаны до колен.

3. Помогайте всё меньше и меньше, пока ребёнок не научится самостоятельно спускать штанишки вниз.

Не забывайте хвалить малыша за каждое новое достижение.

Как научить ребёнка натягивать штанишки:

Для этого нужно научить ребёнка брать штанишки за резинку:

1. Возьмите обе руки ребёнка и положите их на резинку штанишек большими пальцами внутрь.

2. Попросите покрепче держаться за неё и тянуть вверх.

Если у ребёнка не получается, положите свои руки поверх рук ребёнка и натяните штанишки вместе.

Как научить ребёнка снимать штаны:

Начните с коротких штанишек или трусов. Их снимать легче всего.

1. Когда ребёнок стоит, пусть спустит штаны до лодыжек (или помогите ему).

2. Попросите его сесть и снимите одну штанину. Скажите: «Сними штанишки!».

3. Поместите руки ребёнка на штанину и, положив свои руки на его, помогите стянуть её со второй ноги и попросите дать штаны вам. Затем скажите: «Молодец! Ты снял штаны!»

При каждом последующем снимании нужно начинать с одной и той же ноги.

Помогайте всё меньше и меньше, пока ребёнок не научится самостоятельно снимать штаны, расстёгнутые взрослым.

Как научить ребёнка надевать штаны:

Подберите такие штанишки, которые будут легко надеваться (лучше взять шорты с ослабленной резинкой).

1. Посадите ребёнка на такой детский стульчик, сидя на котором он не боялся бы поднимать ногу, пытаясь просунуть её в штанину.

2. Сопровождайте каждое действие словесно: «Возьми штанишки, сядь на стул».

3. Когда первая нога ребёнка будет просунута в штанину, попросите его просунуть вторую ногу в пустую штанину.

4. Если ребёнок толкает обе ноги в одну штанину, предложите ему заглянуть в свободную штанину. Рассмотрите через неё пол или ковёр и только после этого всуньте в неё ногу малыша.

5. Натягивание штанишек.

Навык считается сформированным тогда, когда ребёнок умеет самостоятельно надевать любые штанишки.

Как научить ребёнка снимать обувь:

1. Сидя на стуле, ноги в обуви поставить вместе.

2. Наклоняясь, расстегнуть застёжку, развязать шнурки на обуви.

3. Вынуть одну ногу из обуви, потянув туфлю рукой за пяточку.

4. Так же снять вторую туфлю.

5. Поставить обувь так, чтобы она оказалась между ступнями ног.

6. Наклонившись и не вставая со стула, рукой задвинуть под стул сразу пару обуви.

Как научить ребёнка одевать обувь:

Для начала нужно предложить ребёнку обувь свободную и без застёжки, язычка, шнуровки (например, домашние тапки).

1. Посадите ребёнка на детский стул.

2. Тапки поставьте на пол между ступнями ног ребёнка.

3. Попросите ребёнка поднести ступню к надеваемому тапку и протолкнуть её в тапок, поместить указательный палец другой руки внутрь тапка (к заднику) и натянуть тапок. Можно вместо пальца предложить ребёнку использовать     маленькую ложечку.

4. Поставить ногу и потоптать, проверив, вошла ли в него нога ребёнка.

5. Так же попросите ребёнка надеть второй тапок.

Не забывайте хвалить ребёнка во время выполнения самых трудных элементов задания.

Когда ребёнок научится уверенно надевать тапки, можно усложнить задание, предложив ему надеть неглубокие туфли и т.д.

Как научить ребёнка застёгивать липучку на обуви:

При выполнении действия в первый раз покажите ребёнку, как делать каждое действие. Показ осуществляйте медленно, сопровождая словами:

1. Возьми ремешок – липучку в руку.

2. Продень её конец в железную петельку застёжки.

3. Потяни вперёд.

4. Прижми липучку ко второй половине, пришитой к ботинку.

Если ребёнок не может повторить действие сразу, предложите выполнить действие в порядке очерёдности поддействий. Можно использовать такой приём, как выполнение поддействий совместно с ребёнком:

- возьмите и просуньте липучку в застёжку,

- попросите ребёнка её «приклеить» ко второй половине липучки, пришитой к ботинку.

Как научить ребёнка надевать платье, футболку:

1. Держа платье за подол, натянуть его на голову.

2. Просунуть голову в ворот платья.

3. Поочерёдно просунуть руки в рукава.

Как научить ребёнка снимать платье, рубашку, футболку.

Если на одежде есть пуговицы, помогите ребёнку расстегнуть их, если самостоятельные попытки ребёнка оказались безрезультатными.

1. Помогите ребёнку взять платье двумя руками за ворот.

2. Потянуть двумя руками вперёд – вверх, высвобождая голову.

3. Взять конец рукава другой рукой.

4. Потянуть рукав за обшлаг вниз сначала с одной руки.

5. Те же действия проделать со вторым рукавом. Рукава и всё платье не должны при снимании выворачиваться наизнанку.

6. Покажите ребёнку, как взять платье (футболку) за плечевые швы.

7. Повесьте платье на спинку стула подолом вниз совместным действием, приговаривая: «Не сомнётся платьице, пока Оля спит».

Как научить ребёнка снимать пальто, куртку, шубу:

1. Расстегнуть пуговицы, начиная с нижней.

2. Приспустить пальто (куртку) с плеч.

3. Выдернуть одну руку из рукава.

4. Потянуть за обшлаг (за конец) другой рукав свободной рукой.

5. Найти петельку, за которую надо вешать пальто.

6. Стоя у вешалки повесить пальто на крючок в шкафу.

Взрослый может помочь расстегнуть одну-две верхние пуговицы; приспустить пальто с плеч ребёнка; придерживать пальто за спущенный рукав; помочь найти петельку, за которую вешать пальто.

Как научить ребёнка застёгивать «молнию»:

Сначала ребёнок должен научиться тянуть «молнию» за язычок и дотягивать её до конца. Затем возьмите куртку с застёжкой «молнией».

1. Возьмите основание «молнии» левой рукой.

2. В правую руку возьмите язычок «молнии».

3. Вставьте одну часть застёжки в другую.

4. Потяните «молнию» вверх.

Если у «молнии» очень маленький язычок, привяжите к ней ленточку и на первых порах просите ребёнка тянуть за неё. Постепенно ленточку можно делать всё короче, и через некоторое время от неё можно будет отказаться.

Обучение навыку лучше начинать с «молнии» на дидактическом пособии.

Как научить ребёнка застёгивать пуговицы:

Приготовьте одежду, на которой пуговица довольно крупная, а петля – большая и свободная для прохождения в неё пуговицы.

1. Раскрыть петлю.

2. Просунуть в неё пуговицу.

3. Взять просунутую пуговицу двумя пальцами (большим и указательным – «пинцетный захват»).

4. Вытянуть пуговицу с другой стороны.

5. Завести пуговицу за край петли.

Если у ребёнка не получается просунуть пуговицу, можно:

- помочь ребёнку взять пуговицу и, придерживая его пальцы своими, помочь просунуть её в петлю,

- самому просунуть часть пуговицы в петлю и попросить ребёнка протянуть её дальше.

Не забывайте хвалить ребёнка даже в том случае, когда он выполнил задание с вашей помощью. Не оставляйте работу незавершённой: если ребёнок отказывается делать её дальше, выполните всё сами, показывая, как это интересно и приятно.    

Как научить ребёнка умываться:

  1. Завернуть рукава одежды ребёнка.
  2. Проверить температуру воды.
  3. Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки — царапки? Нет, это ручки? Да, моей внучки (дочки)!» и т. п.
  4. Смыть мыло под струёй воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  5. Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю,предложить выдуть струю воздуха.
  6. Ещё раз обмыть водой руки ребёнка.
  7. Закрыть воду.
  8. Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  9. Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  10.  Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!"). Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Как научить ребёнка пользоваться полотенцем:

  1. Снять полотенце с крючка.
  1. Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  2. Ровно, держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  3. Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать её движениями руки, спрятанной под ним.
  4. Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживлённым разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: «Какие теперь ручки?» Ответить: «Сухие, чистые!» Затем прочитать потешку «Мальчик — пальчик».

Как научить ребёнка пользоваться носовым платком:

  1. Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  2. Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  3. Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, куртки и т. п.
  4. Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  5. Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  6. Обращать внимание на чистоту носового платка.

Как научить ребёнка пользоваться расчёской:

  1. Знать свою расчёску и место, где она лежит.
  2. Показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования.
  3. Учить спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.)
  4. Позволять ребёнку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам!»)
  5. Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно - отобразительной игре.
  6.  Исключить возможность пользования чужой расчёской.

Как научить ребёнка пользоваться зеркалом:

  1. Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причёсываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.)
  2. Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  3. Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Как научить ребёнка пользоваться горшком:

  1. Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребёнка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребёнок проснулся сухим.
  2. Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребёнку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.
  3. Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие.
  4. Ребёнок должен ощутить разницу.
  5. Проследите, чтобы ребёнок не проваливался в горшок. Края горшка должны быть тёплыми и сухими.
  6. Ребёнку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подаёт вам сигналов.
  7. Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребёнка и добиться положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация — начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать её сам. Порадуйтесь, покажите, что вы довольны, похвалите его. И ребёнок будет повторять и повторять такие «желанные» для вас процедуры.
  8. Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник сутра.
  9. Не следует держать малыша на горшке более пяти минут.
  10.  Не оставляйте ребёнка на горшке одного без присмотра. Он ещё слишком  мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.

Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Организация и содержание работы с детьми первой младшей группы по обучению культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания

В данном материале представлено содержание работы по организации обучения малышей навыкам культуры и самообслуживания...

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».

Проект  «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...