Конспект НОД в подготовительной группе « Тайна дыхания человека »
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Суржикова Елена Сергеевна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по валеологии «Тайна дыхания человека»

Подготовительная группа

Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы; познакомить с упражнениями дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Программные задачи:

Обучающие:

-обобщать имеющиеся знания у детей о функции и строении органов дыхания, уточнять с помощью эксперимента, как происходит процесс дыхания;

-познакомить детей с комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и лёгких;

-повышать уровень представления детей об охране здоровья, о бережном отношении к своему организму.

-расширять словарный запас детей (трахея, бронхи, диафрагма);

Воспитательные:

-воспитывать у детей элементарные навыки здорового образа жизни;

- выработать осознанное отношение к выполнению упражнений на дыхание;

-воспитывать умение сотрудничать, доброжелательно относиться друг к другу;

-воспитывать умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение и выслушивать других.

Развивающие:

 - развивать способность  детей приобретать знания путём экспериментирования;

-развивать лёгкие с помощью дыхательной гимнастики.

-развивать у детей способность делать умозаключения на основе мыслительных процессов;

 -развивать моторику, зрительный

-способствовать благоприятной психологической обстановке.

 Оборудование и материалы:

Спортивное оборудование, проектор, мультимедийная презентация, баночки с водой и трубочки, гармошка, наглядные пособия.

Ход занятия:

Посмотрите, сколько сегодня гостей! Давайте мы со всеми поздороваемся. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали: «Здравствуйте!» Здоровья желаю.

Ребята, мы сегодня с вами посетим «Школу здоровья» и откроем «тайну дыхания человека». Вы хотите узнать эту тайну? (Да).

Давайте ляжем на спину, расслабим своё тело (звучит музыка) и представим, как мы лежим на берегу моря и нас греет ласковое солнышко. Хорошо, тепло. Вдруг мы слышим, как кто-то мимо нас пролетает. Давайте откроем глаза, сядем и посмотрим за пролетающей мимо нас чайкой. (Маятник для глаз). После каждого упражнения поморгать глазами.

Молодцы!

Ребята, вы уже большие и конечно знаете, что наш организм состоит из очень важных для жизни человека органов. Какие внутренние органы вы знаете? (Сердце, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень, легкие, почки, мозг).

Правильно, молодцы! У каждого органа своя особая важная задача.

- Вы знаете, зачем нам нужны лёгкие? (Они участвуют в процессе дыхания. Они помогают нам дышать.)

Да. Дышать не сложно. Мы делаем это, даже не задумываясь. На прогулке, во время игр и даже во сне, сами того не замечая, мы вдыхаем в себя воздух и выдыхаем его наружу, то есть дышим.

- А как вы думаете, без воздуха и дыхания можно жить? (Нет)

Давайте проверим? ( Предлагаю нескольким детям закрыть рот и нос руками и не дышать).

-Нет, человек не может прожить без дыхания. Конечно, без дыхания нет жизни.

-Предлагаю вам совершить путешествие внутрь организма и рассмотреть органы дыхания. Давайте рассмотрим их по порядку.

Рассматриваем, беседуем по содержанию плаката.

Ребята, куда сначала попадает воздух? (В нос). Закройте  рот  и  сделайте  глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух. Выдох. Ещё вдох. В носу есть  два отверстия. Потрогайте их пальчиками. Как они называются?  Давайте повторим: ноздри.

-В носу всё имеет значение. Что находится в ноздрях? (Волоски)

-А для чего они, кто знает?

-Волоски задерживают пыль,  микробы – воздух поступает в организм чистым. Ещё в носу  холодный воздух согревается, а горячий наоборот остывает, и в организм воздух поступает тёплым.

-Как вы думаете, воздух может попасть в организм через рот? Давайте попробуем: сделайте вдох через рот, а выдохните через нос. Получилось? (Да)

-При вдохе воздух входит в нос или в рот (показываю на плакате), а дальше куда идёт?

Затем воздух спускается по глотке и гортани в удивительный воздушный тоннель, который называется – трахея (показываю на плакате). Давайте повторим - трахея. Пощупайте на себе, как она устроена. Погладьте её.

Оттуда воздух попадает в бронхи – две трубки, которые сильно разветвленные на концах и  соединенные с лёгкими.

Потом воздух попадает  в лёгкие (показываю на плакате), которые расположены в грудной клетке. Она предохраняет наши лёгкие от ударов и падений. Давайте, обследуем, как устроена грудная клетка. Какая она на ощупь? (Дети трогают на себе и убеждаются, что грудная клетка ребристая).

Практическое упражнение «Вдох – выдох»

-Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух, а затем такой же медленный выдох. Поинтересоваться, что они почувствовали на вдохе и выдохе. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются лёгкие.

А расширяется грудная клетка благодаря сокращению особой мышцы – диафрагмы. Диафрагма – это мышца, расположенная под лёгкими (показываю на плакате).  При сокращении она опускается. И наши лёгкие в это время раздуваются: мы делаем вдох (набираем воздух). Когда диафрагма расслабляется, она поднимается куполом. Лёгкие сжимаются: мы выдыхаем (выпускаем воздух).

Посмотрите, показываю гармошку. Так происходит вдох. Когда мышцы диафрагмы расслабляются и поднимаются, лёгкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Происходит выдох.

- А сейчас я приглашаю вас поиграть и представить себя воздухом, и пройти весь путь, который проходи воздушный поток.

(Макет дыхательной системы).

Я приглашаю вас в лабораторию нашей «Школы здоровья». Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, зачем нужны стаканчики с водой и трубочки? Что можно сделать?

Эксперимент «Сила дыхания»

Предлагаю побыть в роли учёных и провести эксперимент.

-Вы согласны?

Дуем в трубочки: делаем глубокий вдох и с силой — выдох через соломинку в воду. Если дыхание сильное — в баночке с водой буря, а если слабое — небольшое волнение. Наши лёгкие помогают нам дышать. Они работают днем и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом – всю нашу жизнь.

Лёгкие – наш помощник и друг, а о друзьях нужно заботиться, не делать им больно, не доставлять хлопот и неприятностей. Давайте мы с вами придумаем правила здоровых лёгких (слайды).

Правила здоровых лёгких: (знаки на экране).

  • Нашим лёгким полезен свежий чистый воздух, нужно стараться не дышать дымом или загрязнённым воздухом. Чаще выезжать на природу или в деревню.
  • Нельзя травить свои лёгкие сигаретами. От сигаретного дыма лёгкие становятся чёрными и заболевают.
  • Избегай травм грудной клетки, так как можно повредить и лёгкие.
  • Не смейся и не разговаривай во время еды, ты можешь подавиться.
  • Не бери в рот инородных предметов, они могут попасть в горло, что приведет к остановке дыхания.
  • Дышите носом особенно в холодное время года.
  • Делайте специальные дыхательные упражнения для тренировки лёгких.

Давайте мы немного отдохнём, а потом я вас познакомлю с некоторыми дыхательными упражнениями.

Физминутка «Солнышко»

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться).

Всех детишек приласкало

Гладит грудку, (Массировать дорожку на груди).

Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).

Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа).

Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам).

Гладит ушки, (Растирать ладонями уши).

Гладит ручки, (Растирать ладони).

Вот. (Поднять руки вверх).

Как любой орган или мышцы, лёгкие тоже необходимо тренировать. После тренировки они станут крепче, увеличатся в объёме, в них сможет попасть больше воздуха, значит, организм получит больше кислорода. А кислород необходим человеку для жизни.

Я вас сейчас познакомлю с дыхательной гимнастикой, автором которых является Александра Николаевна Стрельникова.

Для того, что бы правильно выполнять дыхательные  упражнения нам надо с вами научиться делать «громкий», короткий вдох, как укол. (Просто шумно на всю группу шмыгайте носом, как будто нюхаете конфету, или «Гарью пахнет. Тревога!»

Выдох пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать не надо.

Повторять вдохи надо так, как будто вы накачиваете шину.

1. «Ладошки»: 4*8, 4*8, 4*8.

2. «Погончики» («Сбросьте груз!»): 4*8, 4*8, 4*8.

3. «Насос» («Накачивание шины»): 4*8, 4*8, 4*8.

Такие упражнения я советую проводить вам регулярно в детском саду с воспитателями, дома с родителями.  Дарю вам буклеты, где есть некоторые  упражнений и правила их выполнения.

 Вот и подошёл наш урок в «Школе здоровья» к концу, скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего?

Желаю вам здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга по экологии в подготовительной группе «ТАЙНЫ ЗЕЛЁНОГО ЛЕСА»

Задачи:- Закреплять  знания детей  о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.       - Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять ...

Конспект занятия (старшая, подготовительная группа) Тема: «Право человека на труд»

Цель: познакомить детей о праве взрослых на труд, предусмотренных ТК РФ....

Конспект занятия для подготовительной группы "Тайна птичьего гнездышка"

Цель: сформировать  у детей  представление о росте и развитии  птиц.Задачи: показать детям процесс роста и развития дятлов – от яйца, до взрослой особи, проследить зависимость это...

Конспект НОД "Тайна дыхания человека"

Обобщение и конкретизация знаний детей о строении и значении дыхательной системы....

Конспект занятия в подготовительной группе "Тайны бумаги"

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз

laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...