Конспект занятия для подготовительной группы "Тайна птичьего гнездышка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: сформировать у детей представление о росте и развитии птиц.
Задачи: показать детям процесс роста и развития дятлов – от яйца, до взрослой особи, проследить зависимость этого процесса от условий внешней среды;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать гуманное бережное, заботливое отношение к природе;
Методические приемы: беседа, показ иллюстраций.
Предварительная работа: Наблюдение за дятлами во время экскурсии в парке, беседа об особенностях этих птиц, чтение отрывков из произведения В.В. Бианки «Лесная газета».
Материалы: звуковая запись, иллюстрации по теме беседы.
Ход занятия:
Запись «стук дятла»
Воспитатель: Ребята, вы слышите этот звук? Кто же так весело постукивает?
Правильно, большой пестрый дятел. (Воспитатель выставляет картинку с изображением дятла) Мы с вами часто видим его во время наших прогулок в парке, особенно летом. Что вы знаете об этой птице?
ответы детей
Воспитатель: Сейчас весна, и у дятлов, как и у других птиц, много забот – надо найти себе пару, устроить уютное гнездо, а все для чего?
Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что главное для птиц – вывести птенцов.
Воспитатель: Откуда появляются птенцы?
Дети: Из яйца.
Воспитатель: Обычно мы не видим, как птенчики появляются на свет - все птицы тщательно охраняют свое потомство от чужих глаз. Откуда же тогда мы можем узнать об этом?
ответы детей
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу, как птенцы растут и развиваются. Прежде чем они появятся на свет, в яйце идет долгая и сложная работа по превращению маленького зародыша размером со спичечную головку в птенчика. Как вы думаете ребята, что нужно для того чтобы птенчик вырос и не погиб в яйце? Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на карточки с разными условиями необходимыми для роста и развития живых организмов, дети выбирают нужные для птенцов. В процессе идет обсуждение.
Воспитатель: Нужен ли птенцам в яйце свет?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Во время пребывания в яйце и первые дни после птенцы проводят в полумраке и солнечный свет им не нужен.
Воспитатель: А нужен ли воздух?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Нужен, как и всему живому на земле. В скорлупе есть мельчайшие, невидимые нашему глазу отверстия – поры, через которые проникает воздух. Если яйцо закрасить краской или замазать клеем – жизнь внутри яйца погибнет.
Воспитатель: Дети, а как насчет воды?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Птенец внутри яйца не пьет и вода ему не нужна.
Воспитатель: Нужно ли тепло?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Обязательно нужно, поэтому яйца у всех птиц таких размеров, чтобы взрослая птица могла целиком закрыть их своим телом.
Воспитатель: А нужно ли зародышу питание?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Нужно, но получает он его не от мамы с папой, а из желтка. Питательных веществ, которые там содержатся птенцу вполне достаточно.
Воспитатель: Итак, ребята, какие условия нужны чтобы зародыш превратился в птенца?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, а теперь давайте вернемся к нашим дятлам. Мама уже отложила белые блестящие яйца. Воспитатель выставляет картинку с изображением яйца. В одной кладке их может быть от 4 до 8 штук, и родители насиживают их по очереди, в течение двух недель. И вот – ответственный момент – скорлупка треснула, и наши птенцы появились на свет. Как вы думаете, могут они сразу улететь из гнезда?
Дети отвечают
Воспитатель: Правильно, не могут, ведь рождаются они голыми, слепыми, глухими, а значит беспомощными. Воспитатель выставляет картинку с изображением двухдневных птенцов. Вот так выглядят двухдневные птенчики. Что же теперь нужно птенцам для роста, давайте посмотрим на наши карточки.
Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что нужны одинаковые условия.
Воспитатель делает вывод: Ребята, вы верно подметили, но только теперь кормить птенцов должны родители. В отличие от людей и многих животных, которые выкармливают детенышей молоком, птенцы сразу переходят на взрослую пищу. Наши маленькие дятлы, например, с удовольствием поедают насекомых и их личинок. Птенцы очень прожорливы – родителям приходится кормить их до 300 раз в день. Как вы думаете, почему они так много едят?
Дети отвечают
Воспитатель: Птенцы быстро покрываются перьями, появляются зрение и слух и уже через 10 дней они карабкаются по стволу, встречая родителей у выхода из дупла. Воспитатель выставляет картинку. А через 20 дней птенчики начинают вылетать из гнезда. Они уже готовы к самостоятельной жизни, но мама с папой первые дни их все-таки еще подкармливают, помогают освоиться. Дети, как нужно вести себя, увидев настоящее птичье гнездо?
Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что нельзя трогать руками гнездо, брать из гнезда яйца и птенчиков, потому что из-за чужого любопытства птенцы могут погибнуть, недопустимо разорять птичьи гнезда.
Воспитатель: Дети, что нового вы сегодня узнали? Как могут эти знания пригодиться вам в будущем?
Дети отвечают
В завершении занятия воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Совушка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ekologiya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с природой
«Тайна птичьего гнездышка»
Подготовительная к школе группа
Цель: сформировать у детей представление о росте и развитии птиц.
Задачи: показать детям процесс роста и развития дятлов – от яйца, до взрослой особи, проследить зависимость этого процесса от условий внешней среды;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать гуманное бережное, заботливое отношение к природе;
Методические приемы: беседа, показ иллюстраций.
Предварительная работа: Наблюдение за дятлами во время экскурсии в парке, беседа об особенностях этих птиц, чтение отрывков из произведения В.В. Бианки «Лесная газета».
Материалы: звуковая запись, иллюстрации по теме беседы.
Ход занятия:
Запись «стук дятла»
Воспитатель: Ребята, вы слышите этот звук? Кто же так весело постукивает?
Правильно, большой пестрый дятел. (Воспитатель выставляет картинку с изображением дятла) Мы с вами часто видим его во время наших прогулок в парке, особенно летом. Что вы знаете об этой птице?
ответы детей
Воспитатель: Сейчас весна, и у дятлов, как и у других птиц, много забот – надо найти себе пару, устроить уютное гнездо, а все для чего?
Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что главное для птиц – вывести птенцов.
Воспитатель: Откуда появляются птенцы?
Дети: Из яйца.
Воспитатель: Обычно мы не видим, как птенчики появляются на свет - все птицы тщательно охраняют свое потомство от чужих глаз. Откуда же тогда мы можем узнать об этом?
ответы детей
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу, как птенцы растут и развиваются. Прежде чем они появятся на свет, в яйце идет долгая и сложная работа по превращению маленького зародыша размером со спичечную головку в птенчика. Как вы думаете ребята, что нужно для того чтобы птенчик вырос и не погиб в яйце? Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на карточки с разными условиями необходимыми для роста и развития живых организмов, дети выбирают нужные для птенцов. В процессе идет обсуждение.
Воспитатель: Нужен ли птенцам в яйце свет?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Во время пребывания в яйце птенцы находятся в полумраке и солнечный свет им не нужен.
Воспитатель: А нужен ли воздух?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Нужен, как и всему живому на земле. В скорлупе есть мельчайшие, невидимые нашему глазу отверстия – поры, через которые проникает воздух. Если яйцо закрасить краской или замазать клеем – жизнь внутри яйца погибнет.
Воспитатель: Дети, а как насчет воды?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Птенец внутри яйца не пьет и вода ему не нужна.
Воспитатель: Нужно ли тепло?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Обязательно нужно, поэтому яйца у всех птиц таких размеров, чтобы взрослая птица могла целиком закрыть их своим телом.
Воспитатель: А нужно ли зародышу питание?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Нужно, но получает он его не от мамы с папой, а из желтка. Питательных веществ, которые там содержатся птенцу вполне достаточно.
Воспитатель: Итак, ребята, какие условия нужны чтобы зародыш превратился в птенца?
Дети отвечают.
Воспитатель: Друзья мои, вы знаете, что большинство птиц выводят птенцов в летнее время, когда много тепла, света и пищи. И мы с вами тоже очень любим лето, правда? Я предлагаю вам немного размяться и перенестись на минутку в лето.
Физкультминутка по стихотворению Л.Некрасовой «Лето»
Лето солнышком вкатилось,
(«Круглые» руки над головой, медленный наклон в сторону).
Засияло, засветилось
(Поочередно резко выбрасывать руки в стороны и вверх, растопыривая при этом пальчики).
Вишнями, букашками,
(Указательные движения ладошками вправо-вверх, влево-вверх).
Лютиками, кашками!
(Указательные движения ладошками вправо, влево).
Лето, лето, лето, лето!
(На четыре счета поднимать руки вверх).
В краски яркие одето
(Развести руки через стороны вниз).
Жарким солнышком согрето,
(Над головой скрестить руки в запястьях и поиграть пальчиками-лучиками).
Пусть подольше будет лето!
(Медленно присесть и на последнем слове резко подпрыгнуть вверх).
Воспитатель: А теперь давайте вернемся к нашим дятлам. Мама уже отложила белые блестящие яйца. Воспитатель выставляет картинку с изображением яйца. В одной кладке их может быть от 4 до 8 штук, и родители насиживают их по очереди, в течение двух недель. И вот – ответственный момент – скорлупка треснула, и наши птенцы появились на свет. Как вы думаете, могут они сразу улететь из гнезда?
Дети отвечают
Воспитатель: Правильно, не могут, ведь рождаются они голыми, слепыми, глухими, а значит беспомощными. Воспитатель выставляет картинку с изображением двухдневных птенцов. Вот так выглядят двухдневные птенчики. Что же теперь нужно птенцам для роста, давайте посмотрим на наши карточки.
Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что нужны одинаковые условия.
Воспитатель делает вывод: Ребята, вы верно подметили, но только теперь кормить птенцов должны родители. В отличие от людей и многих животных, которые выкармливают детенышей молоком, птенцы сразу переходят на взрослую пищу. Наши маленькие дятлы, например, с удовольствием поедают насекомых и их личинок. Птенцы очень прожорливы – родителям приходится кормить их до 300 раз в день. Как вы думаете, почему они так много едят?
Дети отвечают
Воспитатель: Птенцы быстро покрываются перьями, появляются зрение и слух и уже через 10 дней они карабкаются по стволу, встречая родителей у выхода из дупла. Воспитатель выставляет картинку. А через 20 дней птенчики начинают вылетать из гнезда. Они уже готовы к самостоятельной жизни, но мама с папой первые дни их все-таки еще подкармливают, помогают освоиться. Дети, как нужно вести себя, увидев настоящее птичье гнездо?
Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что нельзя трогать руками гнездо, брать из гнезда яйца и птенчиков, потому что из-за чужого любопытства птенцы могут погибнуть, недопустимо разорять птичьи гнезда.
Воспитатель: Относитесь бережно к братьям нашим меньшим, друзья мои, и не забудьте рассказать об этом сегодня своим родителям, братьям и сестрам, а то вдруг они не знают или случайно забыли, как нужно поступать, чтобы не причинить вреда птицам.
Использованная литература:
Баринова Е.В. «Говорим красиво: нескучные занятия для детей». Ростов-на-Дону, 2018. (физкультминутка)
Автор:
Солодова Елена Сергеевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №23», город Рязань, Рязанская область, Россия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "У хозяйки на птичьем дворе"
Дети закрепляют знания о домашних птицах....
Занятие для подготовительной группы "Птичьи истории" (мастер-класс)
Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире, формирование речемыслительной деятельности, интереса к природе родного края.Задачи:закрепить знание детей о птицах: зимующих, перелётных, водоплавающ...
Конспект занятия на тему: "Тайны птичьего мира"
Познакомить детей с удивительными загадками и тайнами живой природы;- продолжать активизировать познавательные способности детей;-развивать у детей интерес к жизни ...
Конспект занятия по аппликации «Птички в гнездышках»
Программные задачи: Продолжать учить работать по образцу, создавать образ птички из готовых деталей. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, в ответе использовать предложение из несколь...
Конспект занятия по лепке «Птенчики в гнездышке» во второй группе раннего возраста
Цель: вызвать интерес детей к созданию композиции «Птички в гнездышке» по содержанию стихотворении В. Шипуновой .Задачи.Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «...
Конспект занятия по лепке «Птенчики в гнездышке» в группе раннего возраста
Конспект занятия по лепке «Птенчики в гнездышке» в группе раннего возраста....
Конспект занятия по ИЗО "Птички в гнездышке"
Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста...