"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка на тему
В методической разработке описывается система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_iz_opyta_raboty.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
( из опыта работы)
"Если нельзя вырастить ребёнка,
чтобы он совсем не болел,
то во всяком случае, поддерживать
его высокий уровень здоровья
вполне возможно"
Академик, хирург Н. М. Амосов.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.
Я считаю, что актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту…
Также разделяю мнение, что причинами резкого снижения уровня здоровья детей являются:
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- ухудшение состояния здоровья матерей;
- дефицит двигательной активности;
- копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия) .
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Итак, я уверена, что актуально значимым и востребованным сегодня становится создание образовательных программ, поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Создание здоровьесберегающего пространства будет способствовать профилактике различного рода негативных тенденций в среде детей, успешной адаптации ребенка к школе, социуму.
Приоритетным направлением деятельности филиала «Вишенка» МБДОУ детского сада «Радуга» Староюрьевского района является физическое развитие дошкольников. В своей работе использую современные здоровьесберегающие технологии, которые отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни;
- создание эффективной здоровьесберегающей системы.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
- Изучить концептуальные основы педагогики оздоровления В. Г. Алямовской, В. Ф. Базарного, Т. Э. Токаевой, Л. Д. Пустынниковой и др.
- Разработать комплексную стратегию улучшения здоровья детей.
- Организовать постоянно действующий мониторинг состояния здоровья воспитанников.
- Разработать новые формы взаимодействия с семьей по принципу активного вовлечения родителей в образовательно-оздоровительный процесс группы.
- Пополнить предметно-пространственную среду необходимыми материалами и оборудованием.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
Основы создания здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ определяется приоритетом средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья детей с самого раннего возраста. Построение здоровьесберегающей среды обеспечивает создание комплекса проектов, направленных на укрепление здоровья ребенка и его всестороннее гармоничное развитие
По-моему мнению, одним из путей решения данной проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Для применения в практической деятельности мной были:
- отобраны и апробированы инновационные методики проведения оздоровительных занятий;
- задействован механизм интеграции при организации занятий эстетического и познавательного циклов;
- собрана картотека, включающая в себя комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на формирование правильной осанки, укрепление мышц кистей рук.
- большое внимание уделено включению физкультминуток разной направленности на всех видах занятий;
- продумана система закаливающих мероприятий, соответствующая условиям нашего дошкольного учреждения;
- составлен план работы с родителями, с учетом данных анкетирования родителей.
Реализуя принципы здоровьесберегающей педагогики, в процессе проведения ООД использую физминутки. Их провожу, учитывая специфику занятия, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей.
Особое внимание в своей работе я уделяю профилактике зрительных функций. В образовательной деятельности использую сюжетные картинки, мелкий иллюстративный материал, дидактические игры, которые располагаю на максимальном удалении от детей, в результате у детей развиваются не только психические процессы, но и расширяются горизонты восприятия окружающего пространства. Для развития учебных универсальных действий с детьми старшего дошкольного возраста использую игровое оборудование «Шарики», «Карусель.
Организуя игры «Расскажем стишок вдвоем», «Придумай рифму» и др. дети учатся устанавливать правила и подчиняться им, договариваться между собой.
Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру.
С целью повышения активности воспитанников включаю пальчиковую гимнастику. Для снижения заболеваемости провожу закаливающие мероприятия и различные виды массажа (точечный массаж лица, ушных раковин, дыхательную гимнастику).
Я считаю, что игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Поэтому мной в режим дня включены игры на:
-развитие внимания;
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
- развитие мышления и речи.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия, игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
В образовательной деятельности проводятся занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, знакомят их со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены
Для оценки успешности проводимой работы был разработан мониторинг физического развития воспитанников.
Цель мониторинга: отслеживание состояния здоровья, физического развития воспитанников и выявление уровня овладения ими двигательными умениями и навыками.
Мониторинг включает в себя:
• Антропометрия: рост, вес, обхват грудной клетки, динамометрия
• Оценка соответствия уровня физического развития возрастным нормам
• Показатели физической подготовки по физическим тестам (два раза в год) позволяют оценить степень развития основных физических качеств (силы, выносливости, скорости, координации движения) .
• Показатели посещаемости и заболеваемости детей группы (ежемесячно)
При диагностики я использую индивидуальные тесты (задания, определенные для каждой возрастной подгруппы. Эти тесты провожу на физкультурных занятиях, на прогулке (в групповой комнате – в свободное от занятий время и при наличии свободного достаточного пространства для того или иного задания).
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания, являющимся одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В филиале «Вишенка» выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов Староюрьевской районной больницы. По результатам медицинских осмотров , по назначению педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические мероприятия.
В рамках проекта «В гостях у Неболейки» был разработан “Журнал здоровья”. На страницах которого содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
В журнале указывается фамилия, имя, дата рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост).
Таким образом, используя данный комплекс здоровьесберегающих технологий, можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...
Выступление на педагогическом совете с результатами работы по использованию здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми дошкольного возраста...
План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
План работы с детьми, родителями и педагогами....