"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка на тему

Черкасова Наталия Алексеевна

В методической разработке описывается система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_iz_opyta_raboty.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

( из опыта работы)

                                                                   "Если нельзя вырастить ребёнка,  

                                                                     чтобы он совсем не болел,

                                                                     то во всяком случае, поддерживать  

                                                                     его высокий уровень здоровья

                                                                     вполне возможно"

                                                                          Академик, хирург Н. М. Амосов.

     Здоровье – одна из главных ценностей в жизни, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

    Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.

   Я считаю, что актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.

   Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.  По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту…

   Также  разделяю мнение, что причинами резкого снижения уровня здоровья детей являются:

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- ухудшение состояния здоровья матерей;

- дефицит двигательной активности;

- копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия) .

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

     Итак, я уверена, что актуально значимым и востребованным сегодня становится создание образовательных программ, поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Создание здоровьесберегающего пространства будет способствовать профилактике различного рода негативных тенденций в среде детей, успешной адаптации ребенка к школе, социуму.

    Приоритетным направлением деятельности филиала «Вишенка» МБДОУ детского сада «Радуга»  Староюрьевского района является физическое развитие дошкольников. В своей работе  использую современные здоровьесберегающие технологии,  которые отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни;
  • создание эффективной здоровьесберегающей системы.

   Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

  1. Изучить концептуальные основы педагогики оздоровления В. Г. Алямовской, В. Ф. Базарного, Т. Э. Токаевой, Л. Д. Пустынниковой и др.
  2.  Разработать комплексную стратегию улучшения здоровья детей.
  3. Организовать постоянно действующий мониторинг состояния здоровья воспитанников.
  4. Разработать новые формы взаимодействия с семьей по принципу активного вовлечения родителей в образовательно-оздоровительный процесс группы.
  5.  Пополнить предметно-пространственную среду необходимыми материалами и оборудованием.
  6. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

   

 Основы создания здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ определяется приоритетом средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья детей с самого раннего возраста. Построение здоровьесберегающей среды обеспечивает создание комплекса проектов, направленных на укрепление здоровья ребенка и его всестороннее гармоничное развитие

По-моему мнению, одним из путей решения данной проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

   Для применения в практической деятельности мной были:

- отобраны и апробированы инновационные методики проведения оздоровительных занятий;

- задействован механизм интеграции при организации занятий эстетического и познавательного циклов;

- собрана картотека, включающая в себя комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на формирование правильной осанки, укрепление мышц кистей рук.

- большое внимание уделено включению физкультминуток разной направленности на всех видах занятий;

- продумана система закаливающих мероприятий, соответствующая условиям нашего дошкольного учреждения;

- составлен план работы с родителями, с учетом данных анкетирования родителей.

      Реализуя принципы здоровьесберегающей педагогики, в процессе проведения ООД использую физминутки. Их  провожу, учитывая специфику занятия, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей.  

    Особое внимание в своей работе я уделяю профилактике зрительных функций. В образовательной деятельности  использую сюжетные картинки, мелкий иллюстративный материал, дидактические игры, которые располагаю на максимальном удалении от детей, в результате у детей развиваются не только психические процессы, но и расширяются горизонты восприятия окружающего пространства. Для развития учебных универсальных действий с детьми старшего дошкольного возраста использую игровое оборудование «Шарики», «Карусель.

   Организуя игры «Расскажем стишок вдвоем», «Придумай рифму» и др. дети учатся устанавливать правила и подчиняться им, договариваться между собой.

   Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру.

    С целью повышения активности воспитанников включаю пальчиковую гимнастику. Для снижения заболеваемости провожу закаливающие мероприятия и различные виды массажа (точечный массаж лица, ушных раковин, дыхательную гимнастику).

   Я считаю, что игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Поэтому мной в режим дня включены игры на:

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

- развитие мышления и речи.

      В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия, игры, игровые ситуации, беседы,  театрализованные представления, чтение художественной литературы,  рисование.

    В образовательной деятельности проводятся  занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления об  индивидуальности человеческого организма, знакомят их  со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены

    Для оценки успешности проводимой работы был разработан мониторинг физического развития воспитанников.

Цель мониторинга: отслеживание состояния здоровья, физического развития воспитанников и выявление уровня овладения ими двигательными умениями и навыками.

Мониторинг включает в себя:

• Антропометрия: рост, вес, обхват грудной клетки, динамометрия

• Оценка соответствия уровня физического развития возрастным нормам

• Показатели физической подготовки по физическим тестам (два раза в год) позволяют оценить степень развития основных физических качеств (силы, выносливости, скорости, координации движения) .

• Показатели посещаемости и заболеваемости детей группы (ежемесячно)

   При диагностики я использую индивидуальные тесты (задания, определенные для каждой возрастной подгруппы. Эти тесты провожу на физкультурных занятиях, на прогулке (в групповой комнате – в свободное от занятий время и при наличии свободного достаточного пространства для того или иного задания).

   Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания, являющимся  одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

   В филиале «Вишенка» выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов Староюрьевской  районной  больницы. По результатам медицинских осмотров , по назначению  педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические  мероприятия.

   В рамках проекта «В гостях у Неболейки» был разработан “Журнал  здоровья”.  На страницах которого содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.

В  журнале указывается фамилия, имя, дата рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост).

   Таким образом, используя данный комплекс здоровьесберегающих технологий, можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...