Педагогический проект "Движение - кладовая жизни"
проект (подготовительная группа) на тему
Краткосрочный проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Учит детей здоровому образу жизни: быть физически активными, осознавать пользу двигательной активности для укрепления и сохранения своего здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_dvizhenie_-_kladovaya_zhizni.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Горненская СОШ
Педагогический проект
«Движение – кладовая жизни»
Составитель:
воспитатель Барцайкина Т.Д.
январь 2015г.
п. Горный
Участники проекта:
- дети старшей – подготовительной к школе группы
- родители воспитанников
- воспитатели старшей - подготовительной к школе группы
- музыкальный руководитель
- социальные партнёры
Срок реализации:
20января – 30 января 2015г.
Тип проекта:
Краткосрочный
Проблема:
- что такое двигательная активность,
- как сохранить и укрепить своё здоровье при помощи физкультуры и спорта.
Недостаточная информированность детей о важности занятий физической культурой, спортивными играми.
Актуальность.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детства.
Ни для кого не является секретом, что современные дети большую часть своего свободного времени проводят перед телевизором и компьютером. Это понятно: новые технологии делают виртуальный мир всё более привлекательным, дети всё более подвержены гиподинамии, что очень негативно сказывается на состоянии их здоровья. Успешное формирование у детей потребности в двигательной активности необходимо формировать с раннего детства. Ребёнок должен понимать всю важность движений для своего здоровья и осознанно относиться к своему участию в физкультурных и спортивных мероприятиях.
Цель проекта:
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности, осознанно относится к участию в мероприятиях, обеспечивающих двигательную активность ребёнка. Поддерживать интерес детей к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Обогатить и закрепить знания детей о пользе двигательной активности (в том числе занятий физкультурой и спортом) в жизни человека.
2. Осознавать важность двигательной активности.
3. Воспитывать потребность у детей активно участвовать во всех физкультурных мероприятиях (утренней гимнастике, гимнастике пробуждения, НОД по физической культуре, динамических паузах, физкультминутках, спортивных праздниках и досугах, подвижных играх).
4. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценки при выполнении движений.
5. Формировать интерес и любовь к спорту.
Для педагогов:
1. Создать информационную базу.
2. Целенаправленно проводить работу с детьми по формированию знаний о пользе двигательной активности и формировать потребность детей в двигательной активности.
3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на различных физкультурных и спортивных мероприятиях.
4. Информировать родителей по вопросам формирования у детей осознанного отношения к двигательной активности, важности проводимой работы с детьми, привлекать для продолжения в семье работы с детьми по этому направлению, привлекать для участия в различных спортивных мероприятиях.
Для родителей:
Формировать активную позицию в сохранения здоровья детей, в том числе через организацию работы по двигательной активности родителями дома (организация и проведение походов, катаний с горки, на коньках и лыжах; организация прогулок детей; соблюдение правил просмотра мультфильмов и игр на компьютере)
Д ля социальных партнёров:
Привлечение к участию в мероприятиях проекта партнёров: педагоги ДОУ, сотрудников МКУК СКК «Горный»; дети и классный руководитель 1-го класса МОУ Горненской СОШ
Организация деятельности в рамках проекта
Этап | Вид деятельности | ||
Подготовительный (3 дня) |
| ||
Основной (неделя) | Работа с детьми Беседы:
НОД
Основное содержание: ритмичность жизнедеятельности. Образ жизни человека (образ жизни человека, различные занятия, досуг), его значения для здоровья. Особенности жизни ребёнка в детском саду (игры, занятия, дневной сон, закаливание и др.) Здоровье и психологический комфорт.
Подвижные игры:
Дидактические игры:
Сюжетно-ролевые игры
Разное:
| Работа с родителями
| Работа с социальными партнёрами
сотрудников МКУК СКК «Горный».
|
Заключительный (1 день) |
|
|
|
Планируемые результаты
- Дети знают, что такое двигательная активность, как сохранить и укрепить своё здоровье с помощью активного образа жизни, стремятся к активному применению своих знаний в повседневной жизни.
- Проявляют активность при реализации здоровьесберегающих технологий в режимных моментах, спортивных праздниках и досугах.
- Дети учатся оценивать свои спортивные достижения.
- Педагоги приобретают опыт работы с детьми по физическому развитию, накапливают методические материалы.
- У родителей формируется осознанное отношение к соблюдению режима дня, организации двигательной активности своих детей, своевременной смене видов деятельности. Родители понимают важность и необходимость физического развития детей не только в детском саду, но и дома.
Список литературы:
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – Издательство Мозаика-синтез, 2010
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. – Издательство Мозаика-синтез, 2011
Балычёва Е.А «В гостях у сказки» «Инструктор по физкультуре» №3, 2014
Приложение.
НОД «Я — ребенок. Мой образ жизни.»
Цель. Расширять и закреплять представления детей об отличии организма ребенка от организма взрослого человека. Формировать представления об образе жизни и его значении для здоровья человека, о специальной организации образа жизни ребенка в детском саду.
Ход занятия:
Предложите детям рассмотреть картинки с изображением взрослых и детей. Задайте вопросы: «Кто из этих людей вырастет? Кто несёт самый большой и тяжелый чемодан? Кто прочитал много книг?»
Попросите детей назвать различия между детьми и взрослыми. Подведите к выводу о непрерывном росте детского организма; о постепенном формировании умений, навыков, представлений; об изменении игровых интересов ребенка. Предложите разложить последовательность картинок с изображением человека в разном возрасте и рассказать о достижениях каждого возраста.
Расскажите, что деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. Раскройте условия жизни ребенка: климатические условия, место проживания, бытовую обустроенность, психологическую ситуацию в семье и в детском саду. Раскройте деятельность ребенка как игровую и учебную, двигательную подвижность, общение, бытовые взаимоотношения.
Предложите детям рассказать о последовательности событий, которые происходят с ними в детском саду и подобрать соответствующие иллюстрации. Обратите внимание дошкольников на различные виды деятельности, которыми они имеют возможность заниматься во время пребывания в детском саду.
Раскройте особенности режима дня в детском саду и моменты, важные для укрепления детского здоровья. Подведите детей к выводу: на здоровье человека влияют чистота тела, одежды и жилища, полезное питание, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание, психологический комфорт.
Беседы с детьми
Что такое двигательная активность.
Цель: Познакомить детей с понятиями: двигательная активность, активный отдых; формировать представления о пользе двигательной активности, желание отдавать предпочтение активной досуговой деятельности.
Ход беседы.
Предложить детям высказать своё мнение, что такое двигательная активность и активный отдых?
Предложить рассказать, как дети организуют свой досуг дома, каким занятиям отдают предпочтение и почему?
Раскрыть пользу активного образа жизни, объяснить, как правильно организовать досуг дома.
Физкультура и здоровье
Цель. Познакомить детей с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.
Ход беседы
Предложите детям при опоре на сюжетные картинки сформулировать правила поведения, а также рассказать о том, зачем нужны различные занятия в детском саду
Познакомьте ребят с понятием «культурный человек». Раскройте понятие «физическая культура» как составную часть общей культуры человека.
Расскажите детям об Олимпийских играх, различных спортивных состязаниях, о способностях и достижениях человека, достойных уважения. Предложите продемонстрировать некоторые из этих качеств.
Раскройте значение для здоровья физических упражнений, подвижных игр, спортивных занятий.
Прогулка для здоровья
Цель. Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима.
Ход беседы
Обратитесь к опыту детей, узнайте их отношение к прогулкам. Раскройте необходимость выбора места для прогулки, отвечающего следующим требованиям: удаленность от автомобильных дорог; стоянок транспорта и магазинов; наличие зеленых насаждений; отсутствие людей, демонстрирующих негативные виды поведения; доступность, в случае необходимости, помощи взрослых.
Предложите детям рассказать о любимых играх и забавах во время прогулки. Раскройте значение для здоровья теплового режима. Попросите подобрать одежду для прогулок в разное время года. Раскройте значение для здоровья двигательной подвижности во время прогулки.
Подведите детей к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и организацией прогулок.
Телевизор, компьютер и здоровье
Цель. Формировать представления детей о вредном воздействии на здоровье видеодисплейного терминала компьютера и телевизора; познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером и телевизором.
Ход беседы
Появляется Тимоша. Он сообщает детям, что у него плохое самочувствие. Предложите ребятам подробнее расспросить Тимошу о том, что у него болит. Выслушав, поясните детям, что это — признаки утомления. Расспросите Тимошу о том, как часто и долго он играет в компьютерные игры и смотрит телепередачи. Назовите детям причину плохого самочувствия Тимоши.
Выскажите надежду, что никто из детей так не поступает. Предложите детям и Тимоше познакомиться с тем, как следует заботиться о своем здоровье при пользовании компьютером и телевизором.
Предложите детям и Тимоше с помощью часов контролировать время пользования телевизором или компьютером; научите выполнять физические упражнения для снятия усталости. С помощью детей научите Тимошу выполнять гимнастику для глаз. Предложите поиграть в подвижную игру.
Дидактические игры
«Группировка предметов»
Ребенку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
«Что сначала, что потом»
Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.
«Лабиринты»
Ребенку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнить действия, способствующие здоровому образу жизни.
«Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги ему добраться до игрушки!»
«Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щеткой и пастой».
«Машин отдых»
Воспитатель предлагает вниманию ребёнка историю о том, что Маша занималась какими-то важными делами, а потом решила отдохнуть. Предлагается несколько вариантов отдыха: полежать на диване, погулять и т.д. Ребёнку предлагается выбрать правильный вариант и объяснить свой выбор.
Подвижные игры
Ловля оленей
Ход игры. Все дети — олени, а двое из детей вместе с воспитателем — охотники. «Олени» стоят на линии, которая обозначает поляну, где они пасутся. На расстоянии 40—45 м от этой поляны расположена вторая поляна, обозначенная также линией (линии параллельны). Хижина охотника находится сбоку, как раз на половине пути от одной до другой поляны. «Охотники» сидят в хижине (на стульчиках или на коврике) и ждут, когда их позовет «главный охотник» (воспитатель). «Олени» пасутся — ходят вдоль линии, будто едят мох. Вдруг раздается сигнал «главного охотника» (подражание рожку). «Олени» бегут на новую поляну а «охотники» их ловят, стараясь преградить им путь и поймать. Пойманных «оленей» отводят в хижину, и игра продолжается. Теперь «олени» бегут уже обратно на первую поляну. Когда «охотники» поймают по паре «оленей», выбирают новых охотников (из числа не пойманных) и начинают играть сначала.
Правила игры. «Олени» и «охотники» бегут только после того, как затихнет рожок «главного охотника». Ловить можно только до линии. Пойманные «олени» не убегают и не вырываются. «Главный охотник» только дает сигнал, он не ловит.
Указания к игре. Объяснение игры может носить характер образного рассказа, которым в воображении детей рисуются яркие, заманчивые образы и создается интерес к предстоящей игр. Необходимо четко определить правила игры заранее и добиваться их выполнения. Важно, чтобы дети выбегали вовремя и чтобы никто не оставался после сигнала на линии. Если игра проводится на воздухе, необходимо определить границы площадки, где можно бежать, чтобы «олени» не забегали далеко ни в стороны, ни вперед. В качестве отдыха в игру можно ввести добавление: наступила ночь, спят все — и «олени», и «охотники» (сидят, отдыхают). Их будит сигнал «главного охотника», и игра продолжается.
Чудесный шарик
Материал. «Чудесный» шарик (шарик, состоящий из частей, навинчивающихся на винтообразный стержень); цветные флажки. В ходе игры дети читают стихотворение М. Ивенсен.
Ход игры. Дети отправляются путешествовать и берут с собой шарик, который показывает им дорогу. Кто-либо из детей катит шарик, стараясь закатить его подальше. При этом все говорят:
Шарик, шарик, не ленись,
Куда хочешь, повернись!
Катись быстро, катись шагом,
По тропинке, по ухабам,
По дороге столбовой,
А мы, шарик, за тобой.
Все, стоя на месте, следят, как остановился шарик: если шарик стал к детям красной стороной, надо переправиться через горы (дети ползут на четвереньках через пещеры или идут друг за другом, как по узкой доске, приставляя пятку одной ноги к носку другой); если шарик стал к детям голубой стороной, надо переплыть через речку (через нее бегут, размахивая руками); если шарик остановился полосочками вперед, дорога впереди хорошая и можно идти по ней шагом.
Прокатывая по очереди шарик в различном направлении, дети путешествуют по всей комнате или по участку.
Правила игры. Выполнять движения в зависимости от уговора: голубой цвет — речка (надо бежать), красный — пещеры (надо ползти или идти, как по доске), полосочки означают удобную пешеходную дорогу (надо идти спокойно и т. д. Начинать движение можно только после того, как шарик остановился.
Указания к игре. Если шарик остановился слишком далеко и не видно цвета, посылается кто-нибудь на разведку с цветными флажками. Он поднимает флажок соответствующего цвета и этим указывает движение.
Можно придумать другое обозначение пути и другие движения.
Например, ввести езду на автомобилях (бег мелкими шагами), место плавания (бег с движениями рук, как при плавании), переправу на лошадях, (прыжки с ноги на ногу), переправу на лодках (сидя на скамье, наклонять туловище вперед и назад и двигать руками, как при гребле).
В пути можно устроить привал: сесть у костра (кружком) и спеть песню, полежать на травке (на ковре) и т. п. Это послужит отдыхом от движений.
Важно в этой игре создать особое творческое настроение, увлечь детей данными образами, сделать понятным смысл этой игры.
Спортивный досуг «В гостях у сказки»
Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»
1-й ведущий:
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе – живёт!
2-й ведущий:
Когда и кто её сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый сторожил
Не даст тебе ответа.
1-й ведущий:
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Всё сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
2-й ведущий:
Она живёт в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без неё нельзя нам.
1-й ведущий:
Внимание! Внимание!
Приглашаю вас
На сказочные состязания!
2-й ведущий:
Наш праздник начинается,
Команды представляются.
Дети и взрослые делятся на две команды.
1-й ведущий:
Живёт в каждой сказке какой-то герой,
Мечтает герой подружиться с тобой,
Давайте знакомые сказки откроем
И снова пойдём от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
2-й ведущий:
А для начала, по порядку,
Отгадайте-ка загадку…
1-й ведущий:
Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое…
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает…(курочка Ряба)
Эстафета «Курочка ряба»
Девочка одевает косынку, мальчик шапку-ушанку – бегут с яйцом на ложке до ориентира, огибают его, возвращаются к команде, передают ложку с яйцом и головной убор другому участнику.
2-й ведущий:
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Эстафета «Репка»
Участвуют по семь человек от каждой команды.
У участников на голове шапочки персонажей сказки. На противоположной стороне площадки напротив своей команды стоит «репка». Вокруг неё бежит один участник, затем два, выстраиваются цепочкой, затем три и т.д., пока к ним не присоединится последний игрок, который «вытягивает репку»
1-й ведущий:
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
Эстафета (Теремок)
Участвуют по шесть человек от каждой команды.
В обруче, лежащем на полу,
на противоположной стороне зала стоит «мышка-норушка». По свистку «мьишки» к ней в «теремок» отправляется «лягушка-квакушка» (участник прыгает в полном приседе), по следующему свистку — «зайчик-побегайчик» (прыгает на двух ногах), затем «лисичкасестричка» (бежит на носках), «волчок-серьий бочок» (бежит рысью широким шагом) и «мишка косолапый» (идет на внешней стороне стопы). Все участники должны уместиться в одном обруче.
2-й ведущий
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. (Метла.)
Эстафета «Баба Яга»
Участвуют по шесть человек от каждой команды.
Верхом на метле участники обегают ориентир и возвращаются на старт, передавая ее следующему игроку.
1-й ведущий
Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Название этой сказки... (Маша и медведь).
Эстафета «Маша и медведь»
Участвуют четверо пап и четыре девочки от каждой команды.
девочки надевают косынки, превращаясь в Машеньку. Папа-медведь несет в корзине девочку вокруг ориентира, возвращается на старт, передает корзину следующей паре участников.
2-й ведущий
Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конек,
Удивительный конек,
По прозванью... (Горбунок).
Эстафета «Конек-Горбунок»
Участвуют по шесть человек от команды.
Каждый бежит галопом с подушкой на спине вокруг ориентира, возвращается, передает ее следующему участнику.
1-й ведущий
Редчайший зверь и прячется в засаде,
Его поймать никто не может.
Он с головами впереди и сзади,
Лишь Айболит нам угадать его поможет.
А ну-ка, думай и смекай, Ведь этот зверь (Тяни-толкай).
Эстафета «Тяни-толкай»
Участвуют по четыре ребенка и родителя от каждой команды.
Участники бегут парами спиной друг к другу вокруг ориентира и обратно, передавая эстафету следующей паре.
2-й ведущий
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок.)
Конкурс «Колобок»
Участвуют по шесть человек от каждой команды.
Один взрослый участник — «лиса» — встает напротив своей команды на расстоянии 2 м от черты с корзиной в руках. Остальным необходимо забросить мяч - «колобок» в корзину. Побеждает команда, чья «лиса съела больше колобков».
1-й ведущий
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка.)
Конкурс «Золушка»
Участвуют по пять девочек и мальчиков.
Мальчики строятся в шеренгу, у каждого в руках по туфельке. Девочки садятся на стульчики на противоположной стороне площадки, у каждой на ноге одна туфелька. Мальчики одновременно подбегают к девочкам, надевают им туфельки, подходящие по паре. Выигрывает участник, быстрее нашедший пару к туфельке, обувший и приведший Золушку на старт.
2-й ведущий
В этой сказке ради шутки
Замечательные утки
Понесли с собой на юг
Позабывшую испуг...
Как зовется их подружка?
Ну, конечно же ... (лягушка).
Эстафета «Лягушка-путешественница»
Участвуют по две мамы, по двое пап, детей от каждой команды.
Папа и мама несут ребенка, держащегося за гимнастическую палку, вокруг ориентира и обратно, передают палку следующей тройке участников.
1-й ведущий
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках
Есть волшебная сила,
Их девочка Женя
О чем-то просила...
Что надо сказать,
Лепестки обрывая?
Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик.)
Эстафета «Цветик - семицветик»
Участвуют по восемь человек от каждой команды.
Первый участник бежит до ориентира и кладет на пол серединку цветка — кольцо для серсо, второй, третий и т.д. несут лепестки, выкладывая из них цветок вокруг кольца.
2-й ведущий.
А сейчас мы предлагаем каждому загадать про себя самое заветное желание. И мы обещаем вам, оно обязательно сбудется!
Звучит песня «В мире много сказок».
1-й ведущий
Чтобы сказки не обидеть —
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
2-й ведущий
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
1-й ведущий
Взрослые и ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще «проверяйте»,
Ежедневно их читайте.
2-й ведущий
Вот и закончились
Наши сказочные состязания,
Всем желаем здоровья
И говорим до свидания!
Звучит песня «Сказка по лесу идет».
Дети получают в подарок книги со сказками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Движение - кладовая жизни
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма....
"Движение - кладовая жизни" - Плутарх
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает - пусть он находится в постоянном движении" ...
Представление педагогического опыта по экологическому воспитанию «Кладовая солнца»
Планета Земля – это наш общий дом и каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В...
Иформационно-практико-ориентированный проект «Кладовая земли» (рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО НГПУ Т.Ф.Бабынина), 2019 г.
Вношу личный вклад в повышение качества образования: имею методическую разработку - иформационно-практико-ориентированный проект «Кладовая земли» (рецензент: кандидат пед...
Движение - кладовая жизни
В статье затронуты важные моменты в развитии ребёнка.«Береги здоровье смолоду» — эти слова говорят о необходимости укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые сло...
Программа по самообразованию социально-педагогической направленности "Мастерская жизни Ай да Я"
Программа "Мастерская жизни Ай да Я" имеет социально0-педагогическую направленность и может быть использована в период адаптации детей к детскому осаду. В программе подробно описаны как рабо...
Педагогический проект «Вторая жизнь не нужных вещей»
Данный проект рассчитан для детей с ТНР разновозрастной группы . Выполняется воспитателями, другими педагогами МАДОУ, воспитанниками и родителями (законными представителями).Проект «Вторая жизнь...