Движение - кладовая жизни
статья (подготовительная группа)

Кондратьева Лилия Павловна

В статье затронуты важные моменты в развитии ребёнка.

«Береги здоровье смолоду» — эти слова говорят о необходимости укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни, каких-либо успехов и результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie-kladova_zhizni.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Движение – кладовая жизни

Л.П.Кондратьева

МБДОУ г.Иркутска

детский сад №12

«Береги здоровье смолоду» — эти слова говорят о необходимости укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни, каких-либо успехов и результатов.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Проблема здоровья детей становится наиболее актуальной в настоящее время, когда осуществляется переход к индивидуальному и дифференцированному образованию, ориентированному на конкретного ребёнка с его личностными способностями.

Одной из самых важных задач в работе с дошкольниками, является задача сохранения физического и психического здоровья. Именно в этом уникальном периоде – дошкольном детстве формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствований двигательной сферы. Имеются многочисленные доказательства того, что двигательная активность оказывает непосредственное влияние на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности организма. Для этого необходима правильная организация двигательной активности как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Создателем оригинальной теории физического воспитания в России является П.Ф. Лесгафт крупнейший ученый - педагог, доктор медицины и хирургии он принадлежал к числу передовых людей своего времени. Им разработана целостная система физических упражнений для детей. В основу подбора физических упражнений он положил возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей, постепенность усложнения и разнообразия движений. П.Ф. Лесгафт стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма человека, способствовала постепенной тренировке его физических сил. Физическое развитие П.Ф. Лесгафт признавал только во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием и трудовой деятельностью. Основной задачей при обучении упражнениям Лесгафт считал воспитание сознательного отношения, дающее возможность выполнять большую работу с меньшей затратой сил. Он разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни». Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они имеют большую воспитательную силу. Игры развивают моральные качества: дисциплину, честность, правдивость, выдержку. Лесгафт рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности.

В большинстве случаев игры призваны помочь взрослому гармонизировать психическое развитие детей и предотвратить отклонения, разрешить неизбежные конфликты в детской душе до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка – выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Так, установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:

• памяти – слуховой, моторно – слуховой, зрительной;

• воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;

• восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;

• наглядно – образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению;

произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Она не одинакова в различных возрастных периодах, ведь у каждого возраста есть свои индивидуальные особенности. У ребенка возраста раннего детства основным средством физического воспитания и психического развития остается самопроизвольная двигательная активность. Для детей возраста первого детства (до 6–7лет) роль двигательной активности остается по-прежнему высокой. К этому возрасту заканчивается формирование головного мозга, а так как двигательная активность во многом определяет этот процесс, то роль физической культуры для детей возраста первого детства становится особенно заметной. «В рассматриваемом возрасте у ребенка закладываются многие поведенческие установки, которые сохраняются затем во всей последующей жизни.

Дефицит двигательной активности может выступать в качестве тормозящего фактора реализации интеллектуального и физического потенциала ребенка. По данным И.А. Аршевского, ребенку, с первых месяцев его существования необходимо обеспечивать определенную двигательную активность, и это – задача родителей. Получая меньше кислорода и питательных веществ (до определенного предела), младенец реагирует на это сокращением мышц. В условиях недостаточной двигательной активности рост тормозится, развитие идет медленнее.

Важно отметить, что объем двигательной активности индивидуален и зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня физического развития и подготовленности, образа жизни, условий труда и быта, географических и климатических условий, наследственных признаков и особенностей темперамента ребенка. Здесь учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент–это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости.

Поэтому организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем.

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить на три основных подгруппы (высокая, средняя, низкая подвижность).

Дети среднего уровня подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные. Но у них отмечается недостаточное владение техникой движений.

Дети высокого уровня подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений требующих четкости и точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях. Бытует мнение, что детей, чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, «приучать» к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной активностью таких детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности управляемостью

Детей малого уровня подвижности характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, не уверенны в себе, не любят игры с активными движениями. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности.

Двигательная активность в условиях предоставленной двигательной свободы, как правило, ведет к нормальному росту и развитию организма, в частности его физических качеств, а также функционального состояния сердца.

Одной из сторон двигательной сферы, является и  мелкая моторика, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Мелкая моторика включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Таким образом, двигательная активность является естественной потребностью в движении, удовлетворение которой будет важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Литература

  1. Абзалов Р.А. Движение и развивающееся сердце. / Р.А. Абзалов // М.: Медицина. - 1985. - С. 25.
  2. Аксенова Н.В. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях/ Н.В. Аксенова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - С. 37-48.
  3. Головин О.В. Двигательная активность дошкольников: учебное пособие. / О.В. Головин //– Новосибирск: ГЦРО,- 2009. – С.304
  4. Головин О.В. Организация двигательного режима детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. / О.В. Головин // Новосибирск:  Изд-во НИПК и ПРО,- 2000.-С. 31
  5. Ендропов О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека./ О.В Ендропов//. Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, - 1996.-С. 215
  6. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: / Н.Н., Кожухова Л.А Рыжкова., М.М Самодурова. // учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.А. Козловой. М.: Академия, -2002.- С 320
  7. Колесникова Н.Н., Ведмич В.М., Навалихина И.В. Организация развивающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: / Н.Н Колесникова, В.М Ведмич, И.В Навалихина, // учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд-во ИГПУ, - 2006.- С. 134
  8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. / Т.И.  Осокина //  М.: Просвещение, - 1986.- С. 306.
  9. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. / Л.И Пензулаева //М.:Просвещение, - 1988. – С.143
  10. Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности. / М.А. Рунова //Старший дошкольный // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - С. 30-37.
  11. Фомин Н. А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. / Н. А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. //  М.: Физкультура и спорт, - 1991. - С. 224
  12. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие.  М.: Просвещение, - 1976. С - 239
  13. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. / В.Н. Шебеко, Н.Н Ермак, В.А. Шишкина.// М.: Просвещение. - 2002. - С 234


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Движение - кладовая жизни"

Краткосрочный проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Учит детей здоровому образу жизни:  быть физически активными, осознавать пользу двигательной активности для укрепления и сохр...

Логоритмика- это движение, движение - это жизнь

консультация для для воспитателей...

Движение - кладовая жизни

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма....

Движение - это жизнь. Движение - это жизнь. Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и осанки с детьми раннего возраста.

Движение - это жизнь.Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и осанки с детьми раннего возраста....

"Движение - кладовая жизни" - Плутарх

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает - пусть он находится в постоянном движении"          ...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах   и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...