Программа по самообразованию социально-педагогической направленности "Мастерская жизни Ай да Я"
рабочая программа (младшая группа)

Программа "Мастерская жизни Ай да Я" имеет социально0-педагогическую направленность и может быть использована в период адаптации детей к детскому осаду. В программе подробно описаны как работа с детьми, так и работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дополнительная программа115.28 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

По развитию социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

«Мастерская жизни. Ай да Я!»

http://st.depositphotos.com/1026604/2298/v/450/depositphotos_22986976-Children.jpg

Разработала: воспитатель  Амелькина Валентина Леонидовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы. Дошкольники, не умея сотрудничать со сверстниками, часто попадают в конфликтные, эмоционально трудные ситуации. Не имеющие успеха и позитивного навыка в общении, решении социальных конфликтов и неудач, они уязвимы психологически. Старшие дошкольники воспринимают ситуации межличностного общения как напряженные, трудные, требующие серьезных преодолений и усилий. У некоторых возникает страх установления близких отношений, потребность максимально сократить коммуникативные контакты. В результате – коммуникативные трудности тормозят развитие детей.

Данная программа многофункциональна и имеет характер:

- коррекционно-развивающий (нивелирование психологических проблем, стимулирование развития социально-коммуникативных способностей);

- профилактический (предупреждение социально неуверенного поведения).

Цель программы: укрепление позитивной Я-концепции дошкольников, развитие коммуникативных способностей для общения со сверстниками и взрослыми, оказание психологической поддержки и помощи детям в приобретении позитивного опыта совместного существования в социуме с другими людьми, в социальных ситуациях и межличностных отношениях.

Методологической основой данной программы явились теории деятельностного подхода:

- Теория деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В.Петровский [59]).

- Теория генезиса общения, взаимоотношения детей (М. И. Лисина [42]). Общение как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений (Г. М. Андреева [6], Т.А.Репина [65], А. Г. Рузская [67]).

- Теория роли деятельности в психическом развитии ребенка (П.Я.Гальперин [17], А. В. Запорожец [29], Д. Б. Эльконин [88]).

Ключевыми для нас стали следующие теоретические идеи:

- идеи А. В. Петровской [59] о преобразовании социально-коммуникативных отношений и способностей в совместной деятельности и общении;

- идеи М. И. Лисиной [42] об общении и о взаимоотношениях детей как основном условии развитие социально-коммуникативных способностей;

- идеи Г. М. Андреевой [6], Т. А. Репиной [65], А. Г. Рузской [67] об общении как особой коммуникативная деятельности, направленной на формирование взаимоотношений. Внеситуативно-личностная форма общения детей с взрослыми выступает как условие проявления социально-коммуникативных способностей.

- идеи П.Я.Гальперина [17], А. В. Запорожеца [29], Д. Б. Эльконина [88] о деятельности, в которой происходит приобщение детей к социальному опыту; процесс присвоения социальной деятельности как условие становление социально-коммуникативных способностей частью сферы компетентности детей.

Ориентирами при разработке авторской программы развития социально-коммуникативных способностей старших дошкольников «Мастерская жизни: ай, да Я!» послужили два факта:

  1. результаты констатирующего этапа эмпирического исследования с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 218» г. Барнаула показали, что у многих (около 40%) детей ряд социально-коммуникативных способностей развит ниже возрастных норм.
  2. результаты пилотажного исследования динамики затрудненного общения детей А. Г. Самохваловаой [71]. Они показали, что более 70% современных российский детей в возрасте от 5 лет и старше воспринимают ситуации межличностного общения как напряженные, стрессовые, трудные, требующие серьезных преодолений и усилий; у многих возникает страх установления близких отношений, потребность максимально сократить непосредственные коммуникативные контакты.

Работа по программе представляет несколько циклов занятий.

I цикл занятий «Азбука эмоций» направлен на развитие умения выражать свое эмоциональное состояние и распознавать эмоции других.

Основные задачи по первому циклу занятий:

  1. развитие способности распознавать положительных и отрицательных эмоций;
  2. совершенствование вербальных и невербальных способов выражения положительных и отрицательных эмоций;
  3. развитие способности распознавать эмоциональных проявлений окружающих по различным признакам: мимики, пантомимики, голоса;
  4. вырабатывание навыков ведущие к согласованному взаимодействию.

II цикл занятий «Я и другие» направлен на развитие навыкам культуры общения и взаимодействия, способности позитивно относиться к себе и к окружающим.

Основные задачи по второму циклу занятий:

  1. обогащение представления о сверстниках, о дружбе и взаимопомощи
  2. формирование позитивного отношения к себе и к сверстникам;
  3. совершенствование вербальной и невербальной коммуникации с другими;
  4. обогащение личного опыта культуры поведения и взаимоотношений с другими;
  5. способствование побуждению проявления внимания и доброжелательности к окружающим;
  6. развитие стремление детей к проявлению добрых чувств к окружающим;
  7. способствование развитию социальной уверенности у каждого ребенка.

III цикл занятий «Страна понимания» направлен на развитие навыков межличностного взаимодействия и приемлемых форм самовыражения.

Основные задачи по третьему циклу занятий:

  1. вырабатывание навыков ведущих к эффективным взаимоотношениям;
  2. развитие способности слушать и слышать другого;
  3. способствование к побуждению сотрудничать (учитывать, уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях);
  4. развитие умения принимать общую цель и добиваться хороших результатов совместными действиями.
  5.  совершенствование умения самовыражения через вербальные и невербальные средства общения;
  6. развитие способности распознавать конфликтные ситуации и умения выходить из них.

Программа предназначена для работы с детьми 5–7 лет

  1. Основные направление и содержание программ

Предмет коррекционного развития: социально-личностная сфера.

Методы развития и коррекции: 

- эмоционально насыщенные игровые упражнения на вводном этапе занятия, активизирующие детей;

- игровые формы организации деятельности детей;

- элементы психогимнастики; 

- использование сказкотерапии;

- включение познавательного компонента – беседы, завершающиеся выполнением игровых или творческих упражнений на закрепление полученных знаний;

показ этюдов и миниатюр;

- упражнения на релаксацию, позволяет выполнять придавать каждому занятию эмоционально-развивающий контекст.

В соответствие с программой, вся работа распределяется по блокам.

I блок. Диагностический.

II блок. Коррекционно-развивающий.

III блок. Заключительный. Диагностико-аналитический.

Диагностический блок

Программа предусматривает проведение диагностического исследования с целью изучения коммуникативных качеств детей позволяющих с учетом анализа межличностных отношений с взрослыми и сверстниками сделать выводы о развитии социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Методики для определения уровня развития ряда компонентов социально-коммуникативных способностей:

  1. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова).
  2. «Определение уровня развития коммуникативных способностей» (Н .Е. Вераксы).
  3. Анкета «Оценка коммуникативных качеств ребенка» [50].
  4. Экспертная оценка коммуникативного развития ребенка (А.Г.Самохвалова).
  5. Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М.Щетинина.)
  6. Карта проявлений активности (А. М. Щетинина, Н. А. Абрамова.)
  7. Карта проявлений инициативности (А. М. Щетинина.)
  8. Карта проявлений самостоятельности (А. М. Щетинина.

Коррекционно-развивающий блок

Занятия имеют игровую форму организации. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать занятия более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, тревожных, не владеющих элементарными навыками общения, для детей с нарушениями поведения, с заниженной самооценкой, страдающих страхами, проведение групповой работы дает хорошие результаты.

Занятия ориентированы на детей дошкольного возраста, возраст 6–7 лет. Продолжительность занятий – 35–40 минут. Состав участников: 10–12 детей. Форма проведения: групповая.

Структура занятий

Вводная часть

Разминка

Беседы с обсуждением и анализом ситуаций

Игры-перевоплощения, игры-упражнения

Сказкотерапия, арт-терапия

Психогемнастика, релаксация

Заключение

Обсуждения занятий. Рефлексия

Прощание

 «Приветствие» и «прощание» детей носят ритуальный характер, проводить рекомендуется в кругу. Такое положение дает возможность открытого общения, облегчает взаимопонимание и  взаимодействие, форма круга позволяет ощутить особую общность, создает чувство принадлежности к группе.

Игры и упражнения, применяемые на занятиях, направленные на чередование состояний активности и пассивности. В результате у детей:

- повышается гибкость и подвижность нервных процессов;

- развивается мелкая моторика и координация движений;

-снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается

работоспособность;

- совершенствуются волевые качества.

В процессе освоения программы дети дошкольного возраста приобретают следующие качества:

- эмоциональная отзывчивость. Откликаются на эмоции близких людей и взрослых. Сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов;

- овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дети используют вербальными и невербальными средствами общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве). Способны изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

- способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Дети способны планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели.

- способность решать проблемные социальные задачи, соответствующие возрасту. Дети могут применить самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных задач. В зависимости от ситуации могут преобразовывать способы их решения.

Программа рассчитана на один учебный год. Она включает диагностику с родителями и педагогами, групповые занятия с детьми. Осуществляет промежуточный мониторинг в начале и в конце года.

Примерный план работы по программе «Мастерская жизни: ай, да Я!»

Название цикла

Номер и тема занятия

Задачи данного  занятия

Краткий перечень компонентов, наполняющих данное занятие, в соответствие с его задачами

I цикл «Азбука эмоций»

Цель: развитие умения выражать свое эмоциональное состояние и распознавать эмоции других.

1. «Положительные эмоции»

1) развитие умения распознавать положительные эмоции;

2) развитие способности распознавать эмоциональных проявлений других

людей по разным признакам: мимики, пантомимики, голоса

1)Приветствие «Давайте порадуемся»; 

2)Беседа «Как выглядит радость».

3) Упражнение «Лужайка радости»;

4) Коллаж «Мои радости»;

2. «Отрицательные эмоции»

1) развитие способности распознавать отрицательных эмоций;

2) совершенствование вербальных и невербальных способов выражения отрицательных эмоций.

1) Упражнение «Печальные жители»;

2) Беседа «Как выглядят отрицательные эмоции»;

3) Этюд «Король Боровик»;

4) Мимическая гимнастика.

5)Упражнение«Разрезные картинки»

3.«Алискина обида»

1)развитие способности распознавать эмоциональных проявлений окружающих по вербальным и невербальным выражениям;

2)обогащение представления об отрицательной эмоции – обиды;

  1. 3)обучение приему избавления от обиды.

1) Упражнение «Сердитые медведи;

2) Упражнение «Алискина обида»;

3)Упражнение «Изобрази эмоцию»;

4) Беседа «Как выглядит обида»;

5) Упражнение «Избавление от обиды».

II цикл «Я и другие»

Цель: развитие навыкам взаимодействия, сотрудничества, развитие способности позитивно относиться к себе и к окружающим

1. «Добро и зло»

1) развитие способности позитивно относиться к себе и к сверстникам;

2) развитие способности проявлять эмоции и чувства социально приемлемыми способами: словесными, физическими, творческими.

1) Беседа о добре и зле;

2) Упражнение «Выбросим грубые слова»;

3) Упражнение «Солнышко и тучка»;

3)Упражнение «Дом построим».

2.«Добрые поступки»

1) формирование позитивного отношения к себе и к сверстникам;

способствование побуждению проявления внимания и доброжелательности к окружающим.

1) Чтение сказки «Маленький ежик»;

2)Упражнение «Дом построим»;

3)Ситуации «Добрые поступки»;

4)Релаксация «Мы ребята дружные».

3.«Волшебный мир вежливости»

1)обогащение личного опыта культуры поведения и взаимоотношений с другими;

2)побуждение детей к проявлению добрых чувств к окружающим.

1) Беседа. «Что такое вежливость?»;

2)Игра «Выбери маску»;

3)Упражнение «Уроки вежливости»;

4)Динамическая пауза 5)«Волшебное слово»;

6)Упражнение «Слова благодарности» .

4.«Правила вежливости»

1) обогащение представления детей о вежливости;

2)совершенствование вербальной и невербальной коммуникации с другими.

1)Динамическая пауза «Волшебное слово»;

2)Чтение сказки «Сказка про вежливого зайчика»;

3)Минисценка « -Эй. Привет соседка Мышка!»

4) «Правила вежливости».

III цикл занятий «Страна понимания»

Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникации

1. «Путешествие в заколдованный лес»

1)вырабатывание навыков ведущих к эффективным взаимоотношениям;

2)развитие способности слушать и слышать другого;

1)Игра «Заколдованная тропинка»

2)Игра «Болото»  

3)Динамическая пауза «Букет»;

4)Упражнение  «Заколдованное дерево» .

2.«Пойми меня или как избежать ссоры»

1)вырабатывание навыков ведущих к эффективным взаимоотношениям;

2)способствование к побуждению сотрудничать (учитывать, уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях);

1)Коммуникативное упражнение «Я – дрозд, ты – дрозд»2 Игра «Двое с одним карандашом

3)Упражнение «На мостике».

3. «Играем вместе, играем дружно»

1) развивать умение понимать друг друга,

работать в паре,

договариваться между собой;

2)развитие способности взаимодействовать друг с другом.

1) Игра «Расскажи сказку»;

2)Упражнение-разминка «Чего я тебе желаю…»

3) Игра «Укротитель диких зверей»

4. «Лесная академия»

1)развитие способности самовыражения;

2) повышение самооценки, улучшение взаимоотношений.

 1)Упражнение «Колючий ежик»

 2)Упражнение «Да, я маленький  но я...» (добрый, сильный и т. д.).

2)«Волшебный пень»;

3)Игра «Заяц-хваста».

I цикл занятий «Азбука эмоций»

I цикл занятий «Азбука эмоций» направлен на развитие умения выражать свое эмоциональное состояние и распознавать эмоции других.

Основные задачи по первому циклу занятий:

  1. развитие способности распознавать положительных и отрицательных эмоций;
  2. совершенствование вербальных и невербальных способов выражения положительных и отрицательных эмоций;
  3. развитие способности распознавать эмоциональных проявлений окружающих по различным признакам: мимики, пантомимики, голоса;
  4. вырабатывание навыков ведущие к согласованному взаимодействию.

Ожидаемые результаты:

- знание основных эмоций;

-умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам: мимики, пантомимики, голоса и так далее;

- умение понимать положительные и отрицательные эмоции;

- умение распознавать разницу между чувствами и поступками;

умение проявление эмоций и чувств различными, социально-приемлемыми способами: словесными, физическими, творческими;

- умение адекватно реагировать на отрицательные эмоции, препятствующие полноценному личностному развитию.

Примерные конспекты занятий

Занятие № 1.

«Мои положительные эмоции»

Цель: развитие у детей умения распознавать и выражать положительные

эмоции: радость, удивление, интерес, восторг, удовольствие.

Задачи:

  1. развитие способности распознавать положительных эмоций;
  2. совершенствование вербальных и невербальных способов выражения положительных эмоций;
  3. развитие способности распознавать эмоциональных проявлений окружающих по различным признакам: мимики, пантомимики, голоса;
  4. вырабатывание навыков ведущие к согласованному взаимодействию.

Материал: фото лиц изображающих разные положительные эмоции, альбомные листы на каждого ребенка, клей-карандаши, ножницы, картинки из журналов.

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Давайте порадуемся»  2 мин.

Основная часть.

Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

Упражнение «Песок» 3 мин.

Беседа «Как выглядит радость» 10 мин.

Упражнение «Лужайка радости» – 3 мин.

Коллаж «Мои радости» – 15 мин.

Рефлексия – 4 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Прощание «Собери всю доброту» 1 мин.

Вводная часть

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, настроить на совместную работу.

Здравствуйте, дети! Сегодня тема нашего занятия «Мои положительные эмоции». Нас ждут невероятные приключения и испытания, преодолевая их мы, будем учиться определять свои положительные эмоции. Для этого мы вначале создадим хорошее настроение.

Приветствие.

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ход занятия

Организационный момент

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы группе и регламентации работы.

- Психолог. Итак, друзья, внимание! Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила.

Правила работы группе.

Внимательно слушать друг друга.

Не перебивать говорящего.

Говорить четко и конкретно.

Правило «поднятой руки».

Быть активным.

Уважать мнение друг друга.

Высказываться от своего имени.

  1. Упражнение «Песок»

Цель: снятие эмоциональное напряжение, мышечное расслабление.

Предложить детям набрать в руки воображаемый песок (на вдохе), сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок (задержка дыхания), посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох).

  1. Беседа «Как выглядит радость удивление, интерес, восторг, удовольствие».

Цель: учить детей определять и понимать положительную эмоцию – радость.

- А вы знаете, что такое радость?

- Радость – это позитивная эмоция.

 - Как узнается радость?

- Радость не сложно узнать издалека: это улыбка на лице, блеск в глазах и яркость интонаций в голосе.

- Как вы считаете, зачем нам нужна радость?

- С радостью жить веселее. И можно радовать тех, кого мы любим.

  • Посмотрите, какие красивые лица у тех, кто радуется.
  • Когда вам бывает радостно?
  • Видите, как много у нас поводов для радости.
  • Радость можно изобразить с помощью мимики, то есть нашего лица и пантомимики, то есть нашего тела.
  • Вспомните, что-нибудь радостное и давайте все вместе изобразим радость.

  1. Упражнение «Лужайка радости»

- Мы сейчас на лужайке Радости. На лужайке можно радоваться и веселиться.

По сигналу психолога дети с помощью мимики и пантомимики изображают эмоцию радости.

- Раз, два, три!

- Радость изобрази!

  1. Коллаж «Мои радости»

Дети выбирают из старых журналов картинки с положительными эмоциями и наклеивает их на свой альбомный лист – делают коллаж на тему «Мои радости», а затем рассказывает о том, что получилось.

  1. Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Что такое Радость?

- Чему научились?

- Как это пригодиться в будущем?

  1. Прощание «Собери всю доброту»

- Давайте встанем в круг, приложим ладошки к своему сердцу, соберем всю теплоту и подарим ее всем, кто стоит с ним в кругу, протянув руки вперед.

Собери всю доброту.

Положи в ладошки,

И всем людям подари,

И себе немножко.

 

Занятие № 2

«Мои отрицательные эмоции»

Цель: Обучить элементарным приемам снятия эмоционального напряжения, умению управлять своими эмоциями, препятствующими психоэмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи:

  1. обогатить знания детей об основных отрицательных эмоциях «грусть», «гнев», «страх», «обида»;
  2. развивать способности у детей понимать эмоциональное состояние у других;
  3. совершенствовать умения узнавания отрицательных эмоций;
  4. продолжать способствовать развитию у детей умения выражать эмоциональное состояние;
  5. обогащение вербальных и невербальных средств выражения.

Оборудование: зеркало, музыка П.И. Чайковского «Кукла заболела», «Кукла выздоровела», картинки героев Пьеро и Ослика Иа, фотографии людей с выражением разных отрицательных эмоций, разрезные картинки с изображением ситуаций от которых может подняться настроение, листы черной бумаги, волшебный мешочек, кукла, мыльные пузыри.

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Давайте порадуемся»  2 мин.

Разминка «Солнышко»  3 мин.

Основная часть.

Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

Упражнение «Печальные жители» – 5 мин.

Беседа «Как выглядят отрицательные эмоции» – 7 мин.

Этюд «Король Боровик» – 3 мин.

Упражнение «Изобрази эмоцию» – 4 мин.

Игра «Разрезные картинки» – 6 мин.

Упражнение «Волшебный мешочек» – 4 мин.

Рефлексия – 4 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Прощание «Собери всю доброту» 1 мин.

Вводная часть

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, настроить на совместную работу.

Здравствуйте, дети! Сегодня тема нашего занятия «Мои отрицательные эмоции». Нас ждут невероятные приключения и испытания, преодолевая их мы, будем учиться определять свои отрицательные эмоции. Вначале мы поприветствуем друг друга.

Приветствие «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Организационный момент

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы  группе и регламентации работы.

Психолог. Итак, друзья, внимание! Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила.

Правила работы группе.

Внимательно слушать друг друга.

Не перебивать говорящего.

Говорить четко и конкретно.

Правило «поднятой руки».

Быть активным.

Уважать мнение друг друга.

Высказываться от своего имени.

  1. Упражнение «Печальные жители»

Психолог предлагает детям сесть на ковер, закрыть глаза и представить, что они сидят на корабле, солнце не греет, моросит мелкий дождик. (Под музыку моря.)

- Наш корабль подплывает к острову, на котором ничего не растет.

- Печальные жители острова встречают вас – Иа и Пьеро

(психолог показывает детям картинки грустных и печальных ослика Иа и Пьеро)

- Посмотрите, какое у них настроение? (грустное)

- Как вы поняли, что они грустные?

  1. Беседа «Как выглядят отрицательные эмоции»

Психолог показывает фотографии людей детям и задает вопросы;

- Какие вы знаете отрицательные эмоции?

Предполагаемые ответы детей:

- Отрицательные эмоции – «грусть», «гнев», «страх», «обида».

- Как мы их узнаем? В каких случаях они проявляются?

Предполагаемые ответы детей:

- Проявление грусти, когда грустит человек, проявлении гнева, когда человек злится, гневается, обида – когда кто-то обижается.

  1. Этюд «Король Боровик»

- На волшебном острове живет король Боровик. Кто сюда попадает, тот в короля Боровика превращается.

Психолог читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

  1. Упражнение «Тренируем эмоции»

Психолог просит детей:

Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнуться, как кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; будто ты увидел чудо. Позлиться как ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; человек, которого толкнули. Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.

  1. Упражнение «Разрезные картинки»
  • Дети, а вы не думали, почему наши герои такие грустные? Наверное, они не знают как справиться с плохим настроением. У меня есть подсказки. Сейчас я дам вам конверты, в которых вы найдете ответ на вопрос «Как справиться с плохим настроением?»

Для развития способности взаимодействия друг с другом предлагалось детям объединяться по парам (случайно оказавшихся рядом), для выполнения совместных заданий.

Они складывают разрезные картинки вместе, в общую композицию. Далее проводится обсуждение каждой картинки.

  1. Упражнение «Волшебный мешочек»

Предложить детям по 1 листу чёрной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потоптать. В волшебный мешочек сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

- Мы прогнали всю злость, обиду и весь гнев.

И теперь мы с вами

Злость умеем узнавать!

Злость умеем показать!

О злости можем рассказать!

Злостью можем управлять!

В конце занятия психолог достает из волшебного мешочка смайлики и наклеивает детям на футболки.

  1. Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Чему научились?

- Как это пригодиться в будущем?

  1. Прощание «Собери всю доброту»  

Давайте встанем в круг, приложим ладошки к своему сердцу, соберем всю теплоту и подарим её всем, кто стоит с ним в кругу, протянув руки вперед.

Собери всю доброту.

Положи в ладошки,

И всем людям подари,

И себе немножко.

Занятие № 3

«Алискина обида»

Цель: Продолжать обучить приемам снятия эмоционального напряжения, умению управлять своими эмоциями, препятствующими психоэмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи:

  1. обогащение представления об отрицательной эмоции – обиды;
  2. развитие способности распознавать эмоциональных проявлений окружающих по вербальным и невербальным выражениям;
  3. вырабатывание навыков ведущие к согласованному взаимодействию;
  4. обучение приему избавления от обиды.

Оборудование: кукла, мыльные пузыри.

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Давайте порадуемся»  2 мин.

Разминка «Солнышко»  3 мин.

Основная часть.

Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

Упражнение «Сердитые медведи» – 5 мин.

Упражнение «Алискина обида» – 3 мин.

Упражнение «Изобрази эмоцию» – 4 мин.

Беседа «Как выглядит обида» – 7 мин.

Упражнение «Избавление от обиды» – 5 мин

Рефлексия – 4 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Прощание «Собери всю доброту» 1 мин.

Вводная часть

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, настроить на совместную работу.

Здравствуйте, дети! Сегодня тема нашего занятия «Алискина обида». Вначале мы поприветствуем друг друга.

Приветствие «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Организационный момент

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы группе и регламентации работы.

Психолог. Итак, друзья, внимание! Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила.

Правила работы группе.

Внимательно слушать друг друга.

Не перебивать говорящего.

Говорить четко и конкретно.

Правило «поднятой руки».

Быть активным.

Уважать мнение друг друга.

Высказываться от своего имени.

  1. Упражнение «Сердитые медведи»

Психолог предлагает на вдохе изобразить сердитых медведей (нахмурить брови, оскалить зубы, напрячь мышцы лица, сжать кулаки), а во время длинного выдоха изобразить довольных и добрых медведей расправить лицо, улыбнуться, расслабить руки).

  1. Упражнение «Алискина обида»

- Сегодня в наше путешествие отправилась эта красивая кукла Алиса, но она сегодня чем-то расстроена, ее обидели, давайте послушаем, что она нам расскажет о себе.

Обидели! Обидели!

Разве вы не видели?

Разве вы не знаете,

Как меня обидели?

Так толкнули – я упала.

Меня мама поругала.

Конкурс снова проиграла.

Меня дети обозвали.

Меня в гости не позвали.

Мою тайну разболтали.

Не помогли и не спросили.

Два дня со мною не дружили.

Психолог просит детей изобразить эмоцию «обиду».

  1. Беседа «Как выглядит обида»

- Дети, кто из вас очень сильно, легко, быстро и долго обижается? Совсем как Алиса. Посчитайте все ее обиды. Сколько обид получилось?

- Долго будешь ты ворчать?

- Хочешь с нами поиграть?

- Посмотрите дети, Алиса надулась как шарик. Вот такая она обида. Ничего не хочется делать, и слезы на глазах.

- Чем опасна обида?

Дети предлагают свои варианты ответа.

Психолог:

- В таком состоянии легко и самому обидеть другого – это во-первых. А во-вторых, в то время как другие дети играют, ты дуешься. Твоя обида поселяется внутри тебя и надувается, как шарик.

  1. Упражнение «Избавление от обиды»

- Что же делать?

- Можно взять и простить всех своих обидчиков.

- Нужно с обидой попрощаться.

- Алиса выдуй  свою обиду, сильнее дуй, сильнее (надуваем мыльный пузырь).  Смотри, как смешно летит твоя обида. Смотри она сдалась, а ты засмеялась.

- Кто ещё тут обиженный сидит? Возьмите мыльные пузыри, надуваем и отпускаем свои обиды.

  1. Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Что такое Радость?

- Чему научились?

- Как это пригодиться в будущем?

  1. Прощание «Собери всю доброту»  

Давайте встанем в круг, приложим ладошки к своему сердцу, соберем всю теплоту и подарим её всем, кто стоит с ним в кругу, протянув руки вперед.

Собери всю доброту.

Положи в ладошки,

И всем людям подари,

И себе немножко.

II цикл занятий «Я и другие»

II цикл занятий «Я и другие» направлен на развитие навыкам культуры общения и взаимодействия, способности позитивно относиться к себе и к окружающим.

Основные задачи по второму циклу занятий:

  1. обогащение представления о дружбе и взаимопомощи;
  2. формирование позитивного отношения к себе и к сверстникам;
  3. совершенствование вербальной и невербальной коммуникации с другими;
  4. обогащение личного опыта культуры поведения и взаимоотношений с другими;
  5. способствование побуждению проявления внимания и доброжелательности к окружающим;
  6. развитие стремление детей к проявлению добрых чувств к окружающим;
  7. способствование развитию социальной уверенности у каждого ребенка.

Ожидаемые результаты:

- усвоение знаний моральных черт характера, проявление в отношении к людям, труду, вещам;

- обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные черты характера;

- усвоение представлений о парности нравственных качеств;

- сформированность умение проявления положительных черт характера;

- развитость эмпатии.

Методические приемы:

  1. чтение и анализ сказок: выделение героев с различными чертами характера;
  2. использование игры-драматизации, ролевые игры по сюжетам литературных произведений;
  3. проигрывание этюдов, передающих различные черты характера;
  4. развивающие и словесные игры.

Правила проведения занятий

  1. Правило индивидуальности.

В драматизации дети встают на место героя, переживают за него, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность – происходит «проживание» за другого по-своему.

  1. Правило всеобщего участия.

В драматизации участвуют все дети.

  1. Правило свободы выбора.

Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли, которые он хочет.

  1. Правило помогающих вопросов.

После знакомства со сказкой необходимо обсудить каждую роль. В этом помогут вопросы:

  • Что ты хочешь делать?
  • Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это?
  • Что чувствует твой персонаж? Какой он?
  • Что он хочет сказать?
  1. Правило обратной связи.

После проигрывания сказки проходит её обсуждение. Психолог задаёт детям вопросы:

Какие чувства ты испытал во время спектакля?

Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?

Кто тебе помог больше всего в игре?

Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика драматизации. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) создает определённое настроение, помогают детям погрузиться в сказочный мир, лучше «почувствовать» своих героев, передать их характер. Атрибутика не должна быть сложной, дети её изготавливают сами.

Занятие №1

«Добро и зло»

Цель: Приобретение ценного опыта доброжелательного и гуманного отношения к окружающему миру.

Задачи:

  1. развить представление детей о добре и зле;
  2. развивать чувства доброты и сострадания;
  3. способствовать формированию мотивации на добрые дела;
  4. осваивать формы выражения доброжелательного отношения к людям;
  5. обучать культуры общения;
  6. упражнять в проявлении доброго отношения к сверстникам.

Оборудование: фотографии доброго и злого человека; картинки со злыми человечками; пакет для мусора; буклет добрые советы; музыка на расслабление.

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Давайте порадуемся»  2 мин.

Разминка «Солнышко»  3 мин.

Основная часть.

        Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

Беседа о добре и зле – 4 мин.

Упражнение «Выбросим грубые слова» – 2 мин.

Упражнение «Солнышко и тучка» – 2 мин.

Упражнение «Дом построим» – 10 мин.

Рефлексия – 2 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Добрый совет от дядюшки (сделать буклет) – 1 мин.

Прощание «Собери всю доброту»    1 мин.

Вводная часть

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, настроить на    

совместную работу.

Здравствуйте, дети! Сегодня тема нашего занятия «Добро и зло».

Вначале мы поприветствуем друг друга.

Приветствие

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам.
(Улыбаются друг другу)

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

         Организационный момент

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы  групп и регламентации работы.

Психолог. Итак, друзья, внимание! Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила.

Правила работы  группе.

          Внимательно слушать друг друга.

          Не перебивать говорящего.

Говорить четко и конкретно.

Правило «поднятой руки».

Быть активным.

Уважать мнение друг друга.

Высказываться от своего имени.

  1. Беседа о добре и зле

Цель: Вызвать стремление у детей быть добрыми и использовать вежливые слова.

- По какому внешнему признаку мы можем определить настроение человека? (по лицу)

- Скажите, у доброго человека чаще какое выражение? У злого?

- Что такое зло?

- Что такое добро?

 - Вы какими хотите стать? (добрыми)

- А всегда ли мы говорим приветливо, спокойно?

- Бывает ли, что мы обижаем друг друга словами и поступками?

- Случалось ли вам слышать злые слова, прозвища или дразнилки от других людей?

-  Что вы чувствовали тогда?

- Послушайте отрывок из стихотворения Т. Дашкевич.

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеёй ядовитой ужалить готово,

Ужалит  – и станет на сердце темно.

- Слово может ударить очень больно

Нужно быть внимательным к своим словам.

  1. Упражнение «Выбросим грубые слова»

Цель: формировать у детей культуру общения и взаимодействия.

Психолог рассказывает детям о том, что проходя мимо детской площадки, она услышала, как грубо разговаривают дети между собой. Такие некрасивые, грубые слова, как маленькие острые стрелы, летали от одного ребёнка к другому. И от этого сами дети стали изменяться, их лица становились злыми, некрасивыми.

- Если эти дети так навсегда останутся с такими неприятными, злыми лицами и грубыми голосами, кто же захочет с ними дружить? Как вы думаете?

- Давайте сегодня мы их выбросим навсегда! На этих картинках нарисованы злые человечки – это наши грубые слова и поступки. Каждый сомнёт их и бросит в ведро. Мы скажем: «Уходите от нас, грубые и злые слова! Вы нам не нужны!»

Дети повторяют слова психолога, разрывают, комкают и выбрасывают в ведро «злые слова».

  1. Упражнение «Солнышко и тучка»

Цель: эмоциональное и мышечное расслабление детей.

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться.

Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, разморило на солнце – расслабиться. (2 раза)

  1. Упражнение «Дом построим»

Цель: дать детям возможность пережить чувство удовлетворения от сделанных ими добрых дел.

- Один мудрый человек сказал: «Из всех наук самая главная наука – жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

- Я предлагаю построить необычный дом, это дом Доброты. Будем строить дом из кирпичиков ДОБРЫХ СЛОВ. Каждый называет доброе слово и кладёт кирпич. Крыша нашего дома – это наши ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ.

- Каждый из вас уже совершил добрый поступок, а может и не один. Можете назвать. (Дети называют добрые поступки и выкладывают крышу по заранее заготовленной схеме или шаблону)

 - Наш дом Доброты построен. Помните – из чего он состоит. (Добрые слова, добрые поступки)

  1. Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Что вам понравилось?

- С чем вы не согласны?

- О чём вы расскажите своим близким? (родителям, друзьям)

  1. Итог.

Мы сегодня решили быть добрыми, избавились от грубых и злых слов, и  решили использовать только вежливые слова.

  1. Добрый совет (буклет)

Цель: развивать доброжелательное взаимодействие детей, приучать к использованию вежливых оборотов речи.

Послушайте моего совета

Будьте добры и вежливы

Хорошее только старайтесь творить

И слов унизительных не говорить.

  1. Прощание «Собери всю доброту»

Давайте встанем в круг, приложим ладошки к своему сердцу, соберем всю теплоту и подарим её всем, кто стоит с ним в кругу, протянув руки вперед.

Собери всю доброту.

Положи в ладошки,

И всем людям подари,

И себе немножко.

Занятие №2

«Добрые поступки»

Цель: Продолжать способствовать приобретению детьми ценного опыта  доброжелательного и гуманного отношения к окружающему миру.

Задачи:

  1. обогащение представления о дружбе и взаимопомощи;
  2. формирование позитивного отношения к себе и к сверстникам; совершенствование вербальной и невербальной коммуникации с другими;
  3. обогащение личного опыта культуры поведения и взаимоотношений с другими;
  4. способствование побуждению проявления внимания и доброжелательности к окружающим;
  5. развитие стремление детей к проявлению добрых чувств к окружающим;
  6. способствование развитию социальной уверенности у каждого ребенка.

Оборудование: «кирпичики» с добрыми словами и добрыми поступками, шаблон домика; музыка на расслабление.

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Давайте порадуемся»  2 мин.

Разминка «Солнышко»  3 мин.

Основная часть.

Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

Чтение сказки «Маленький ежик» – 10 мин.

Упражнение «Дом построим» – 3 мин.

Ситуации «Добрые поступки» – 4 мин.

Релаксация «Мы ребята дружные» – 1 мин.

Рефлексия – 2 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Прощание «Собери всю доброту»    1 мин.

        

Вводная часть

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, настроить на    

совместную работу.

Здравствуйте, дети! Сегодня тема нашего занятия «Добро и зло».

Вначале мы поприветствуем друг друга.

Приветствие

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам.
(Улыбаются друг другу)

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

         Организационный момент

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы  группе и регламентации работы.

Психолог. Итак, друзья, внимание! Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила.

Правила работы  группе.

Внимательно слушать друг друга.

Не перебивать говорящего.

Говорить четко и конкретно.

Правило «поднятой руки».

Быть активным.

Уважать мнение друг друга.

Высказываться от своего имени.

  1. Чтение сказки

 Цель: учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников сказки.

Детям предлагается послушать сказку и обсудить ее.

Однажды маленький ежик спросил у своей мамы ежихи: «Что такое доброта?». Мама ему ответила:  «Если ты всех жалеешь, никого не обижаешь, помогаешь тому, кто нуждается в твоей помощи, делишься с друзьями тем, что у тебя есть, то тогда про тебя говорят, что ты добрый». 

Выбрался ежик из своей норки, побежал за камень, лег в тенечке и задумался:  «Что же такое сделать, чтобы все поняли, какой я добрый?». Так он пролежал весь день и не заметил, как наступил вечер. Стало темнеть. 

«Надо быстрее что-то делать»  подумал ежик  «Побегу-ка я к цветку на полянке и что-нибудь для него сделаю». Но когда он прибежал, цветок уже закрылся и стоял, свесив головку. «Спит»  подумал ежик  «Помогу я муравью, вон он что-то тащит». Но муравей так торопился, что не обратил внимания на ежика и скрылся в муравейнике. 

Ежик забеспокоился:  «Может солнышку что-нибудь нужно?»  и побежал за камень. Но пока бежал, солнце скрылось за горизонтом. «Опять не успел!»  загрустил ежик и побрел домой. Дома он устроился на своей кроватке из листиков и свернулся калачиком.

 Подошла мама и спросила: «Ты почему такой грустный?». Ежик вздохнул и сказал: «Как нелегко быть добрым, мама!»  и уснул.

- Что чувствует персонаж сказки? Какой он?

- Почему у него не получилось быть добрым?

- Кому реально он  мог помочь в этой сказке?

  1. Ситуации «Добрые поступки»

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательное отношение к сверстникам.

  1. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замёрзли руки. Дети предлагают свою помощь.
  2. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила комнату и молчит, вот-вот заплачет. Дети её успокаивают.
  3. Мальчики не поделили детали конструктора, они раздражены и ссорятся. Дети помогают им успокоиться и помириться.

Дети разыгрывают ситуации и находят способы проявления эмоциональной отзывчивости: пожалеть, примирить, выразить участие, разделить переживаемые чувства.

3.Релаксация «Мы ребята дружные»

Цель: поддерживать эмоционально положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявление интереса к сверстникам.

Дети берутся за руки, закрывают глаза, сидят расслаблено и отвечают концовкой вопроса.

- Мы ребята дружные? (Дружные, дружные)

- Мы ребята смелые? (Смелые, смелые)

- Мы ребята добрые? (Добрые, добрые)

- Умные, умелые? (Умелые, умелые)

Дети открывают глаза. Воспитатель благодарит детей за их дружелюбие.

  1. Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Что вам понравилось?

- С чем вы не согласны?

- О чем вы расскажите своим близким? (родителям, друзьям)

  1. Итог.

Мы сегодня решили быть добрыми, избавились от грубых и злых слов, и  решили использовать только вежливые слова.

  1. Прощание «Собери всю доброту»

Давайте встанем в круг, приложим ладошки к своему сердцу, соберем всю теплоту и подарим её всем, кто стоит с ним в кругу, протянув руки вперед.

Собери всю доброту.

Положи в ладошки,

И всем людям подари,

И себе немножко.

Занятие №3

«Волшебный мир вежливости»

Цель: формирование позитивной установки, на то, что вежливость помогает человеку в общении с собеседником.

Задачи:

  1. обогащение представления о дружбе и взаимопомощи;
  2. формирование позитивного отношения к себе и к сверстникам; совершенствование вербальной и невербальной коммуникации с другими;
  3. обогащение личного опыта культуры поведения и взаимоотношений с другими;
  4. способствование побуждению проявления внимания и доброжелательности к окружающим;
  5. побуждение детей к проявлению добрых чувств к окружающим;
  6. способствование развитию социальной уверенности у каждого ребенка.

Оборудование: маски «грубости», «злости» и «радости»; буклет «Правила вежливости».

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Доброе утро»  2 мин.

Разминка «Солнышко»  3 мин.

Основная часть.

     Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

Беседа. «Что такое вежливость?» – 4 мин.

Игра «Выбери маску» – 2 мин.

Упражнение «Уроки вежливости» – 3 мин.

Динамическая пауза «Волшебное слово» – 1 мин.

Упражнение «Слова благодарности» – 3 мин.

Рефлексия – 3 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Прощание «Собери всю доброту»    1 мин.

Вводная часть

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, настроить на    

совместную работу.

Здравствуйте, дети! Сегодня тема нашего занятия «Волшебный мир вежливости».

Вначале мы поприветствуем друг друга.

Приветствие.

«Доброе утро»

Доброе утро улыбчивым лицам.

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера.

         Организационный момент

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы  группе               и регламентации работы.

Психолог. Итак, друзья, внимание! Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила.

Правила работы  группе

Внимательно слушать друг друга.

 Не перебивать говорящего.

Говорить четко и конкретно.

Правило «поднятой руки».

Быть активным.

Уважать мнение друг друга.

Высказываться от своего имени.

  1. Беседа. «Что такое вежливость?»

Цель: формировать желание следовать социально одобряемым нормам поведения.

- Много славных дел ждёт вас в жизни, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: какими?

(добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т.д.)

- Еще какими? (Вежливыми).

- Все родители хотят, чтобы их дети выросли воспитанными, вежливыми. И сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

Вежливость – это уважительное отношение к другим людям.

- Дети, скажите, пожалуйста, что такое – быть вежливым?

(Быть вежливым – это значить  быть внимательным к людям; это говорить вежливые слова, заботиться о  близких тебе людях; уступать дорогу, когда идёшь ша встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное т.д.).

- Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда дети ведут себя грубо не только  со сверстниками и чужими людьми, но и с родителями. Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.

  1. Игра  «Выбери маску»

Цель: учить различать эмоциональное состояние

- Дети посмотрите на эти маски и выберете ту, которая больше подходит к

Грубости.

- Что изображает эта маска? (злость)

- А какая маска подходит к Вежливости?

- Что изображает эта маска? (радость)

  1. Упражнение «Уроки вежливости»

Цель: развивать навыки культуры общения, вежливости по отношению к людям.

- Дети, посмотрите на эти иллюстрации, как вы думаете, кто первым должен поздороваться? (Иллюстрации с изображением мальчика и девочки, взрослого человека и ребёнка.)

- Конечно, первыми должны поздороваться мальчик с девочкой, ребенок со взрослым. А вы всегда так поступаете?

- Какие слова могут звучать при обращении к знакомым и незнакомым взрослым?

 К ровесникам? («Доброе утро», «Добрый день», «Здравствуйте»; «Привет», «Салют».)

  1. Динамическая пауза «Волшебное слово»

Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста».

  1. Упражнение «Слова благодарности»

Цель – обучить детей уместному использованию слов благодарности.

- Дети, я сейчас вам прочитаю стихотворение-загадку, послушайте.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

- Ребята, кто догадался, что это за слово? (Спасибо.) Когда мы его произносим? (Когда благодарим другого за что-то.)

- Кого вы благодарите и за что?

- Когда это слово можно услышать в транспорте? (Когда человеку уступили место.)

- В магазине? (Когда продавец отдаёт покупку.)

- В парикмахерской? (Когда подстригли или сделали причёску.)

- Кто знает, как ещё можно поблагодарить человека? Назовите слова. (Благодарю, большое спасибо.)

  1.  Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Что вам понравилось?

- С чем вы не согласны?

- О чём вы расскажите своим близким? (родителям, друзьям)

  1. Итог

Мы сегодня с вами научились быть вежливыми. Научились обращайся к людям вежливо и приветливо.

  1. Прощание «Собери всю доброту»

Давайте встанем в круг, приложим ладошки к своему сердцу, соберем всю теплоту и подарим ее всем, кто стоит с ним в кругу, протянув руки вперед.

Собери всю доброту.

Положи в ладошки,

И всем людям подари,

И себе немножко.

Занятие №4

«Правило вежливости»

Цель: формирование позитивной установки, на то, что вежливость помогает человеку в общении с собеседником.

Задачи:

обогащение представления детей о вежливости;

формирование позитивного отношения к себе и к сверстникам; совершенствование вербальной и невербальной коммуникации с другими;

обогащение личного опыта культуры поведения и взаимоотношений с другими;

способствование побуждению проявления внимания и доброжелательности к окружающим;

побуждение детей к проявлению добрых чувств к окружающим;

способствование развитию социальной уверенности у каждого ребенка.

Дидактический материал: буклет «Правила вежливости».

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Давайте порадуемся»  2 мин.

Разминка «Солнышко»  3 мин.

Основная часть.

     Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

Динамическая пауза «Волшебное слово» – 1 мин.

Чтение сказки «Сказка про зайчика» – 5 мин.

Минисценка – 2 мин.

«Правила вежливости» – 1 мин.

Рефлексия – 3 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Прощание «Собери всю доброту»    1 мин.

Вводная часть

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, настроить на    

совместную работу.

Здравствуйте, дети! Сегодня тема нашего занятия «Волшебный мир вежливости».

Вначале мы поприветствуем друг друга.

Приветствие.

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам.
(Улыбаются друг другу)

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

         Организационный момент

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы  группе               и регламентации работы.

Психолог. Итак, друзья, внимание! Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила.

Правила работы  группе.

          Внимательно слушать друг друга.

  Не перебивать говорящего.

Говорить четко и конкретно.

Правило «поднятой руки».

Быть активным.

Уважать мнение друг друга.

Высказываться от своего имени

  1. Чтение сказки

Цель: вызвать желания следовать социально одобряемым нормам поведения.

- А вы знаете, что вежливость даже может спасти жизнь.

- Я вам прочитаю сказку про зайчика, с которым приключилась интересная история.

Однажды заяц, наевшись капусты на крестьянском огороде, собрался домой, как вдруг заметил лисицу. У зайца дрогнуло сердце. Бежать – но куда? Заяц бросился к пещере. Заяц был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!».

И, присев на задние лапки, заяц сказал:

- Здравствуй, дорогая пещера! Разреши мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась змея, услышав голос зайца. Она очень любила зайчатину.

 - Входи, входи! – ответила она, желая обмануть зайца. Но заяц по голосу понял, с кем имеет дело.

- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт зайчиха! До свидания! – и бросился бежать со всех ног.

Прибежал заяц в свою норку и подумал о том, что вежливость ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала.

- Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые зайцы! Нужно же было ему просить разрешения войти!

Беседа: Ответьте на вопрос, что помогло зайчику спастись? Какие вежливые слова помогли зайчику спастись?

- Всегда ли нужно быть вежливым?

Вывод: даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться вежливым.

  1. Минисценка «- Эй. Привет соседка мышка!»

Цель: развивать у детей положительную самооценку, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Разыгрывание заранее подготовленных диалогов детьми.

- Эй. Привет соседка мышка!

Может, в гости пригласишь?

- Извини, голубчик кот,

Очень узкий в норку вход!

- Хочешь, белка, на тележке

Подвезем твои орешки?

- Ну, конечно же, спасибо!

Вы мне очень помогли бы.

- Дайте, капусты кочанчик другой!

- Разве так просят? Подумай, косой!

- Дайте, пожалуйста, на помнил зайчишка –

И, если можно, с большой кочерыжкой.

- Вот молодец, ему лапу пожали

И самых вкусных кочанчиков дали…

Игра «Черепаха»

Цель: Учить детей расслаблению – релаксации.

Упражнение делается под музыку лежа, лучше на боку или животе. Психолог просит детей представить себя маленькими черепахами, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке возле ручейка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая…  вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а так же напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь,  – 5 – 10 сек.). Туча улетела, опять выглянула солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется – 5 – 10 с.).

  1. «Правила вежливости» (Буклет)
  • Обращайся к людям вежливо и приветливо.
  • Не забывай здороваться, прощаться, желать близким спокойной ночи, доброго утра.
  • Старайся делать другим приятное (дай поиграть своей игрушкой, поделись лакомством).
  • Если нечаянно огорчил  ребёнка или взрослого, причинил неприятность – извинись, попроси прощения.
  • Если не можешь что-то сделать сам, вежливо попроси о помощи.
  • Не забудь поблагодарить того, кто помог тебе.
  • Всегда разговаривай с детьми и взрослыми вежливо, не огорчай их капризами, криками, грубым тоном.

  1. Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Что вам понравилось?

- С чем вы не согласны?

- О чём вы расскажите своим близким? (родителям, друзьям)

  1. Итог

Мы сегодня с вами научились быть вежливыми. Научились обращайся к людям вежливо и приветливо.

  1. Прощание «Собери всю доброту»

Давайте встанем в круг, приложим ладошки к своему сердцу, соберем всю теплоту и подарим её всем, кто стоит с ним в кругу, протянув руки вперед.

Собери всю доброту.

Положи в ладошки,

И всем людям подари,

И себе немножко.

III цикл занятий «Страна понимания»

III цикл занятий «Страна понимания» направлен на развитие навыков межличностного взаимодействия и приемлемых форм самовыражения.

Основные задачи по третьему циклу занятий:

  1. вырабатывание навыков ведущих к эффективным взаимоотношениям;
  2. развитие способности слушать и слышать другого;
  3. способствование к побуждению сотрудничать (учитывать, уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях);
  4. развитие умения принимать общую цель и добиваться хороших результатов совместными действиями.
  5. совершенствование умения самовыражения через вербальные и невербальные средства общения;
  6. развитие способности распознавать конфликтные ситуации и умения выходить из них.

Ожидаемые результаты: 

  • развитость умения слушать и слышать другого;
  • сформированность умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развиватость умения делиться своими переживаниями;
  • сформированность умение сотрудничать, учитывать, уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;
  • сформированность умения исполнять небольшие монологи и развернутые диалоги, произносить фразы от лица какого-нибудь персонажа.

Принципы проведения занятий

Принцип творческой активности. Вовлекать детей в различные  игровые упражнения и их обсуждение. Организовывать ситуации таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать, новые способы поведения.

Принцип исследовательской позиции. Создание ситуаций, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, идти собственным путём.

Принцип партнерского общения. Работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение и интересы.

Методы: Игры, упражнения, пальчиковая гимнастика, разминка, беседа, релаксация, показ поставленных спектаклей, этюдов и миниатюр, коллективное изготовление необходимых атрибутов к спектаклю.

Занятие № 1

 «Путешествие в заколдованный лес»

Цель:  построение эффективного взаимодействия детей друг с другом. 

       Задачи:

  1. вырабатывание навыков ведущих к эффективным взаимоотношениям;
  2. развитие способности слушать и слышать другого; способствование к побуждению сотрудничать (учитывать, уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях);

Методы: упражнения, игры, беседа, телесно-ориентированный подход.

Форма проведения:

Групповая

Оборудование: нарисованное дерево на ватмане, зеленые листочки; буклет-памятки на каждого ребенка; фломастеры; предметы круглой формы.

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Дай руку друг» - 2 мин.

Основная часть.

Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

Игра «Заколдованная тропинка»   3 мин.

Игра  «Болото»   5 мин.

Динамическая пауза «Букет»   2 мин.

Упражнение  «Заколдованное дерево»   5 мин.

Рефлексия – 4 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Прощание «Собери всю доброту»    1 мин.

Вводная часть

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, настроить на    

совместную работу.

Здравствуйте, дети! Сегодня тема нашего занятия «Путешествие в заколдованный лес». Нас ждут невероятные приключения и испытания, преодолевая их мы, будем учиться взаимопомощи, то есть  оказывать помощь друг другу и другим  людям. Для этого мы вначале создадим хорошее настроение.

Приветствие

«Дай руку друг»

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Руку дал другу друг.

Люда дала руку Леше,

А Леша дал руку Ване…
(про каждого ребенка по кругу)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Улыбаются друг другу)

Ход занятия

         Организационный момент

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы  группе               и регламентации работы.

Психолог. Итак, друзья, внимание! Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила.

Правила работы  группе:

          Внимательно слушать друг друга.

          Не перебивать говорящего.

Говорить четко и конкретно.

Правило «поднятой руки».

Уважать мнение друг друга.

Психолог: Вот и дремучий лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои.

  1. Игра: «Заколдованная тропинка»

Цель: овладение навыками работать в команде, оказывать поддержку друг другу.

       Один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

Обсуждение и рефлексия.

  1. Игра: «Болото»

 Цель: развитие партнерских отношений, взаимодействие в парах.

Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу разложены предметы круглой формы. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами так, чтобы ни один предмет  не был сбит.

  1. Упражнение  «Заколдованное дерево»

      Цель: сплочение. Установление положительного контакта между детьми.

- Дети, посмотрите какое деревце, оно погибает и сохнет.

         Оно заколдованное.

«Очень хочется понять

Что у дерева болит?

Что случилось у корней

Веток, листьев и коры?

                          Очень жалобно скрипит…

                          И кого теперь винить

                          За его понурый вид?»

- Дети, можно ли ему помочь?

- У меня есть зеленые листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмет их  в руки, сразу придумает хорошее дело, которое можно сделать для деревца (полить, окопать, обрезать сухие большие ветки, замазать раны…)

- Посмотрите, как оно зазеленело, на нем выросло много листочков. Мы должны оказывать помощь не только людям, но и природе.

Релаксация «Конкурс лентяев».

Цель - расслабление мышц.

Ведущий читает стихотворение В. Викторова:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук -

Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или на коврик и, пока звучит песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.                              

  1. Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Чему научились?

- Как это пригодиться в будущем?

  1. Заключительная часть

– Чтобы вы не ссорились с друзьями, помогали друг другу, надо соблюдать законы дружбы и взаимопомощи. Дарю вам эти маленькие памятки.

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, сам помоги.

Не обманывай друга.

Не предавай друга.

Относись к другу, как к себе.

Умей признавать свои ошибки.

 Оказывай помощь не только людям, но и природе.

  1.  Прощание «Собери всю доброту»

Закончить занятие я хочу строчками из стихотворения:

«Собери всю доброту.

Положи в ладошки,

И всем людям подари,

И себе немножко».

Давайте встанем в круг, приложим ладошки к своему сердцу, соберем всю теплоту и подарим её всем, кто стоит с ним в кругу, протянув руки вперед.

Занятие №2

«Пойми меня или как избежать ссоры»

Задачи:

  1. вырабатывание навыков ведущих к эффективным взаимоотношениям;
  2. развитие способности слушать и слышать другого;
  3. способствование к побуждению сотрудничать (учитывать, уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях).

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Дай руку друг» - 2 мин.

Основная часть.

Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

  1. Коммуникативное упражнение «Я – дрозд, ты – дрозд»  3 мин.
  2. Игра «Двое с одним карандашом» –  10 мин.
  3. Упражнение «На мостике» - 10 мин.
  4. Релаксация «Волшебный сон»  5 мин.

Рефлексия – 4 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Прощание «Собери всю доброту»    1 мин.

Вводная часть

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, настроить на    

совместную работу.

Вступление

 - Здравствуйте. Я рада вас здесь видеть. Давайте поздороваемся друг с  

другом.

Приветствие.

«Дай руку друг»

И скажу вам, не тая

Руки всем нужны, друзья

Сильные руки не бросаются в драку

Добрые руки погладят собаку

Умные руки умеют лепить

Вот ладошка левая

Вот ладошка правая

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Улыбаются друг другу)

  1. Коммуникативное упражнение «Я – дрозд, ты – дрозд»

Цель: развивать коммуникативные навыки, создавать положительный эмоциональный фон; развивать чувство принадлежности к группе детей.

Дети встают в пары, напротив друг друга:

«Я дрозд, ты – дрозд. У меня нос, у тебя нос. – Движения по тексту, каждый сначала показывает на себе, а затем на товарище.

У меня щечки гладкие и у тебя щечки гладкие.

У меня губки сладкие и у тебя губки сладкие.

У тебя голова умная и у меня голова умная.

Мы с тобой два друга, мы любим, друг друга» - обнимаются.

  1. Игра «Двое с одним карандашом».

Психолог делит детей на пары. Каждая пара занимает место за столом с заранее приготовленными ватманом и фломастерами на каждую пару. Руки детей сцеплены (правые руки). Дети должны договориться и нарисовать картину одним фломастером на двоих (цвета фломастеров дети могут менять).

Психолог: - Время вышло. Давайте рассмотрим рисунки и обсудим их (обсуждение рисунков каждой пары).

- Вам понравилось?

- Легко или трудно было выполнять  одно дело вдвоем, одновременно.

  1. «На мостике».

Взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу чертится мостик – полоска шириной 30 – 40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернётся. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается провалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребёнка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Обсуждение с детьми выполнение занятия, сложно было не поссориться или  нет.

4. Релаксация «Волшебный сон».

Цель - развивать воображение, внутреннюю раскованность.

Дети, начнем новую игру. Ложитесь так, как вам удобно. Сделайте вдох- выдох. Расслабьте ноги, руки.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ноги отдыхают,

Шея не напряжена и расслаблена.

Дышится легко, ровно, глубоко (2 раза) .

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

                                   

Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Как вам это пригодится?

Прощание «Собери всю доброту»

Закончить занятие я хочу строчками из стихотворения:

«Собери всю доброту.

Положи в ладошки,

И всем людям подари,

И себе немножко».

Давайте встанем в круг, приложим ладошки к своему сердцу, соберем всю теплоту и подарим её всем, кто стоит с ним в кругу, протянув руки вперед.

Занятие №3

«Играем вместе, играем дружно»

Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникации

Задачи:

  1. развивать умение понимать друг друга, работать в паре, договариваться между собой;
  2. развить способности взаимодействовать друг с другом;
  3. способствовать желанию сотрудничать (учитывать, уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях).

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Дай руку друг» - 2 мин.

Основная часть.

Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

Игра «Расскажи сказку» – 10 мин.

Упражнение-разминка «Чего и тебе желаю» – 5 мин.

Игра «волшебный пень» – 7 мин.

Игра «Заяц-хваста» – 15 мин.

Релаксация «Волшебный сон» – 3 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Прощание «Собери всю доброту»    1 мин.

Вводная часть

  1. Упражнение «Расскажи сказку»

Дети делятся на пары. Каждой паре дается по три карточки. Задача участников – придумать и рассказать короткую сказку, в которой обязательно должны присутствовать те предметы, которые нарисованы на карточках.

  1. Упражнение-разминка «Чего и тебе желаю»

Психолог бросает мячик любому участнику со словами «У меня лучше всего получается …(например, общаться с людьми), чего и тебе желаю». Получивший мячик с пожеланием, бросает его любому другому участнику круга и произносит: «У меня лучше всего получается…, чего и тебе желаю!».

  1. Игра «Волшебный пень»

В центре ставится «Волшебный пень». Участники двигаются, взявшись за руки вокруг «пня», при этом произносят слова:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей,

Поскорей появись –

на Волшебный пень садись.

Участник, который оказался перед сиденьем стула («пня»), садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент, участник выражает знак благодарности, сообщает о своих чувствах.

  1. Игра «Заяц-хваста»

Предварительно познакомить детей с содержанием сказки «Заяц-хваста». Каждый участник может сыграть роль Зайца, для этого необходимо стать на возвышение, имитирующее пенёк, и похвастаться, как хочется. Например, «Я самый умный и красивый» и т.д. Остальные участники игры стоят вокруг «хвастунишки» и повторяют за ним его слова: «Ты самый умный и красивый…».

Следует предупредить детей, что это всего лишь игра и стесняться не нужно, так как в этой роли необходимо лучше всех похвастаться.

Рефлексия

Прощание «Собери всю доброту»

Закончить занятие я хочу строчками из стихотворения:

«Собери всю доброту.

Положи в ладошки,

И всем людям подари,

И себе немножко».

Давайте встанем в круг, приложим ладошки к своему сердцу, соберем всю теплоту и подарим её всем, кто стоит с ним в кругу, протянув руки вперед.

Занятие № 4

«Лесная академия»

Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникации.

Задачи:

  1. развитие способности самовыражения.
  2. повышение самооценки, улучшение взаимоотношений
  3. Развивать организаторских  и лидерских способностей.
  4. Удовлетворение потребности в признании у детей.

Структура занятия:

Вводная часть

Приветствие «Дай руку друг» - 2 мин.

Основная часть.

Организационный момент. Правила работы в группе – 3 мин.

Упражнение «Колючий ежик» – 3 мин.

«Волшебные заросли» – 10 мин.

Игра «Укротитель диких зверей» 15 мин.

Заключительная часть

Итог – 2 мин.

Прощание «Собери всю доброту»    1 мин.

Вводная часть

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, настроить на    

совместную работу.

Здравствуйте, дети! Сегодня тема нашего занятия «Лесная академия».

Сегодня мы отправимся в гости к лесным жителям, и они на многому полезному научат.

  1. Упражнение «Колючий ежик»

Цель: снятие мышечных зажимов у детей с помощью реализации потребности в проявлении агрессии.

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Когда все неприятности разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.

Упражнение повторить несколько раз.

  1. «Волшебные заросли»

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными заросли» - всеми остальными участниками. Заровли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропускать его, если их плохо «просят».

Затем следует обсуждение: когда заросли расступались, а когда нет; от чего это зависело?

  1. Игра «Укротитель диких зверей»

 Поставить в комнате стулья, на один меньше, чем участников. Все занимают стулья, а один из играющих становится укротителем диких зверей. Он медленно идет по кругу и называет подряд всех животных. Тот, чье животное названо (играющие предварительно выбирают их для себя), встает и начинает медленно идти вслед за своим укротителем. Как только укротитель произносит слова «Внимание, охотники!», все играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья. Тот, кому места не хватило, становится укротителем диких зверей...

5. Рефлексия.

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

Заключительный блок

Заключительный блок предполагает проведение итоговой диагностики для определения результативности проведенной работы, анализ полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Веселая азбука» (социально-педагогической направленности) (срок реализации – 1 год, возраст детей – 6-7 лет)

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая азбука» по содержанию является социально-педагогической направленности; по форме организации – кружковой; по в...

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЧУДО - МИР» социально - педагогической направленности для дошкольников 6-7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЧУДО - МИР» (далее - Программа) для детей 6 -7 лет социально - педагогической направленности составлена на...

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце»  для детей 6-го и 7-го года жизни    срок реализации 2 года...