Конспект непосредственно образовательной деятельности «Здоровье» в старшей группе Тема: «Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем угощаем»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Жеребятьева Юлия Владимировна

 

  познакомить детей с настоящим старинным Тульским самоваром, закрепить знания детей об истории появления чая и попадания его в Россию, пополнить знания детей о целебных травах и их применении при простудных заболеваниях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема:

 «Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем угощаем»

Воспитатель:

Жеребятьева

Юлия

Владимировна

с.Иогач

2014 г.


Конспект  непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

 «Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем угощаем»

Программное содержание:

- дать детям знания о способах получения черного и зеленого байхового чая и правильном его заваривании;

 — познакомить детей с настоящим старинным Тульским самоваром;

 — закрепить знания детей об истории появления чая и попадания его в Россию;

 — пополнить знания детей о целебных травах и их применении при простудных заболеваниях;

 — воспитывать любовь и уважение к традициям гостеприимства и чаепития на Руси;

 — развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес;

 — обогащать речь детей, пополнить и разнообразить словарный запас.

 Интеграция образовательных областей: 

 Образовательная область «Здоровье»:Пополнить знания детей о целебных травах и их применении при простудных заболеваниях.

 Образовательная область «Социализация»: Воспитание в детях любви и уважения к традициям гостеприимства и чаепития на Руси.

 Образовательная область «Коммуникация»: Поощрять стремление детей участвовать в беседе, обмене знаниями о чайных традициях.

 Образовательная область «Труд»: Привлекать детей к участию заваривания чая.

 Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

 Создать у детей эмоциональный отклик на поэтические образы русских обрядовых стихов.

 Словарная работа: бодрость, тонизирующий, рассыпной, байховый, отвары, гранулированный, пахучий, аукцион, Русь, традиции, целебные травы, заваривание.

 Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстрации целебных трав, сухих трав, самоваров, рассматривание картины Кустодиева «Купчиха за чаем», чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о чае, самоварах. Беседы о разных сортах чая, травах, используемых для чаепития.

 Материал занятия:

 Самовары, чай в различных упаковках, заварочные чайники, мешочки с травами, шары с номерами, алгоритмы, салфетки, сушки, баранки, блины, конверты с чаем, молоток, технологическая карта заваривания чая.

 Ход НОД

 — Ребята, давайте представим себе старинную русскую избу, где за столом собралась вся большая семья. Стол накрыт скатертью, идет веселая беседа, а посередине стола…

 Стоит толстячок,

 Подбоченившись бочок,

 Шипит, кипит,

 Всем чай пить велит.

 Что это? (самовар).

 1. Мозговой штурм.

 — Сегодня мы пришли на выставку самоваров. Вроде бы похожи братья близнецы, а вроде бы и нет. Расскажите нам, что вы знаете об этих самоварах. Для этого нужно взять из лукошка шар с номером и рассказать об этом самоваре. (Рассказы детей).

 Воспитатель обращает внимание детей на самый старинный самовар.

 -Ребята, а кто расскажет об этом самоваре?

 (Если дети затрудняются, воспитатель помогает с помощью дополнительных вопросов).

 — А теперь нам пора дальше, спасибо за рассказ.

 2. Исследовательская деятельность

 -Ребята, посмотрите какая необычный, старинный короб.

 Как вы думаете, что там может находиться? (Предположения детей).

 Воспитатель вместе с детьми открывает короб, в котором лежат холщовые мешочки.

 -Как вы думаете, ребята, что в этих мешочках? (Трава).

 Давайте сейчас возьмем по мешочку и попробуем угадать, какая трава в каждом мешочке.

 Дидактическая игра «Угадай по запаху».

 Игровое задание: Угадать по запаху, что за трава спрятана в мешочке.

 (Если ребенок не узнал по запаху, он может открыть мешочек и рассмотреть траву).

 — Ребята, а для чего используются эти травы? (Из них заваривают чай).

 — А почему? (До появления чая славянские народы использовали разную пахучую траву: душицу, зверобой, мяту, мелиссу, чабрец, листья смородины, малины, ягоды шиповника, земляники, липовый цвет).

 — А для чего еще использовали эти травы? (Из них делали лечебные отвары)

 — А какие отвары готовили?

 — Липовый цвет с медом-от кашля. Душица и чабрец-от хрипа и гриппа. Настой из шиповника нам дают в детском саду, чтобы мы были здоровыми и крепкими.

 -Дети, а всем ли доступен был чай? (Чай могли пить только богатые, потому что он стоил очень дорого и пили его по большим праздникам).

 -Ребята, а когда же люди узнали про чай, и когда он появился в России?

 3. Работа с алгоритмами.

 Воспитатель предлагает детям взять алгоритмы и составить рассказ о появлении чая.

 Воспитатель:

 Здесь Вас с чаем, ребятишки,

 Познакомлю я сейчас.

 Вот различные сорта,

 Выбирайте, детвора!

 — Этот черный чай, байховый. Посмотрите, какой он? (рассмотреть черный чай.)

 -Какие у него чаинки? (мелкие)

 -Почему его называют черным?

 Этот чай приготовить непросто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с 2 листочками. Листочки сортируют и вялят теплым воздухом. Затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой черный, рассыпчатый чай.

 -А вот этот чай другой,

 Посмотрите, он какой?

 Дети совместно с воспитателем рассматривают зеленый чай и сравнивают его с черным.

 -Чаинки у него какие?(крупные)

 -По цвету он какой?(зеленый)

 -Как же называю такой чай?(зеленый, байховый)

 (Рассмотреть гранулированный чай.)

 Дети, а почему на Руси так любят пить чай?

 Чай нас в жару освежает, а в холод согревает.

 -Чай восстанавливает силы.

 -Чай сохраняет бодрость.

 -Чай укрепляет здоровье.

 -Чай снимает головную боль.

 -Чай поднимает настроение.

 Я хочу открыть секрет,

 И полезный дать совет,

 Если хворь с кем приключится,

 Чаем можете лечиться,

 Чай всех снадобий полезней,

 Помогает от болезней,

 Чай в жару нас освежает,

 А в морозы согревает,

 И сонливость переборет,

 И с усталостью поспорит,

 Сокрушит любой недуг,

 Чай здоровью — лучший друг.

 4. Практическая деятельность.

 Действительно, ребята, чай здоровью — лучший друг.

Вот сейчас мы с вами и будем заваривать чай, только вначале послушаем одну историю, которая приключилась давным-давно с одним крестьянином, а расскажет ее …(заранее подготовленный ребенок)

 Раз прислал мне барин чаю,

 И велел его сварить,

 А я отроду не знаю,

 Как мне этот чай варить,

 Взял тогда налил водички,

 Всыпал чай я весь в горшок,

 Да приправил луку, перцу

 И петрушки корешок,

 Разлил варево по плошкам,

 Хорошенько размешал,

 Остудил его немножко,

 На господский стол подал,

 Гости с барином плевались,

 Сам он ажно озверел,

 И отправив на конюшню,

 Меня выпороть велел,

 Долго думал, удивлялся,

 Чем же мог не угодить?

 А потом и догадался,

 Что забыл я посолить,

 Эх, ребята, подскажите,

 Уму-разуму научите,

 Что же сделал я не так?

 — Ребята, как же правильно заваривать чай? Мы сейчас вспомним, поиграв в игру «Что сначала, что потом?» (Детям предлагаются карточки для составления алгоритма заваривания чая).

 После этого дети рассказывают последовательность заваривания чая по карте.

 — Ребята, мы с вами вспомнили, как правильно заваривать чай, а сейчас давайте его заварим. Какой чай будем заваривать?

 (Завариваем 3 чая — черный, зеленый и травяной). Все свои действия дети сопровождают словами, кипяток заливает воспитатель.

 6. Рефлексия. Чаепитие.

 Воспитатель приглашает детей сесть за стол попить чаю.

 -Вот и чай наш заварился. Попробуем чайку с разной заварочкой, да сравним.

 Всех ребят мы угощаем,

 Ароматным крепким чаем,

 Тех, кто чай охотно пьет,

 Стол накрытый уже ждет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Поможем коту Василию» образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Задачи:Образовательная область «Познание».Ø Продолжать учить делить круг на две равные части, называть ча­сти и сравнивать целое и часть.Ø Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание

Абдулина Гуяйда АхатовнаТема занятия "Парусные гонки"Цели данного занятия  является выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательс...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки » (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятеьности с детьми старшей группы по теме "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки"...

Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем угощаем

Программное содержание:- дать детям знания о способах получения черного и зеленого байхового чая и правильном его заваривании; — познакомить детей с настоящим старинным Тульским самоваром...

Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Поход в магазин» (образовательная область «Познавательное развитие»)

ЦельСформировать представление о знаках > и <, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар.Задачи1. Закрепить умение определять...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Веселая математика» (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми старшей группыТема: «Веселая математика» (образовательная область «Формирование элементарны...