Опыт работы «Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы
материал на тему
Для ребёнка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять факторам неблагоприятной внешней среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Васильева Елена Григорьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области
«Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы
в воспитательно-образовательном процессе»
Автор опыта: Васильева Елена Григорьевна,
воспитатель МДОУ детский сад № 3 комбинированного вида города
Валуйки Белгородской области
г. Валуйки 2013 год
Содержание
1. Информация об опыте ……………………………………… 3
2.Технология опыта……………………………………………. 9
3.Результативность опыта……………………………………... 13
4. Библиографический список………………………………….. 15
5.Приложение к опыту………………………………………….. 16
Условия возникновения и становления опыта
В Национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Деятельность дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию основ здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. В соответствии с законом РФ («Об образовании») и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом является обеспечение полноценного развития ребенка.
Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Начиная работать по данной проблеме, мною были рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания данных пособий необходимо для осознания того, как эта проблема формулируется учеными - дидактами и какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в воспитании дошкольников.
Глазырина Л.Д. формирует три группы задач:
Оздоровительные:
- охрана и укрепление здоровья детей; - закаливание;
- развитие движений.
Воспитательные: - формирование нравственно-физических навыков;
- формирование потребности в физическом совершенстве.
Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- получение элементарных знаний о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
Матвеев А. П., Хухлаева Т. Г., Ефименко Н. Н. выделяют следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья;
- закаливание;
- развитие движений;
- совершенствование двигательных способностей и физических качеств.
Бабанский Ю. К. выделяет несколько задач:
- укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитию основных двигательных качеств.
М. А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, поддержание у него бодрого и жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций, полноценное физическое развитие, воспитание интереса
к различным, доступным детям, видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. М. А. Васильева предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего образовательного процесса.
Из вышеуказанного следует, что задача оздоровления ребенка дошкольного возраста признана одной из наиболее важных. Поэтому проблема поиска методов работы ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольников остаётся актуальной.
Собранный мною материал по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий я систематизировала в опыт работы.
Актуальность опыта
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский.
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления детей дошкольного возраста. По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д.. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому способствует телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребёнок проводит более двух часов у телеэкрана. Это продолжительное время он находится в неподвижности, происходит усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому можно добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны - что приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье у подрастающего поколения.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребёнок, который ведет такой образ жизни, не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются и трудности в обучении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью, страхи. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это лишь немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
Поэтому приоритетным направлением в нашем дошкольном учреждении, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Из этого возникают следующие противоречия, актуальные как для педагогической науки, так и для практики - как организовать деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности и группы здоровья, как развивать потребность в здоровом образе жизни, если малоподвижный образ жизни стал нормой существования взрослых и детей.
Разрешить данные противоречия можно лишь при условии подхода к организации воспитания и обучения воспитанников в ДОУ с позиции трех принципов: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности здоровьезберегающей деятельности посредством создания системы управления процессами здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование индивидуального стиля здорового поведения.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, представляют собой систему, в которую входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья детей в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учёт особенностей возрастного развития ребёнка и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Без выполнения комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьясбережения.
Длительность работы над опытом.
Работа над опытом охватывает период с мая 2010 года, когда дети перешли во вторую младшую группу, по май 2013 года.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств. В опыте представлена система работы в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе. Структурными компонентами системы являются:
- Создание здоровьесберегающей среды.
- Воспитание навыков здорового образа жизни у детей.
- Мониторинг по получению объективных данных в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Теоретическая база опыта.
В основе педагогического опыта лежат идеи Л.Д. Глазыриной, Н.Н. Ефименко, Т.Г. Хухлаевой, Ю.К. Бабанского, М.А. Васильевой, А.П. Матвеева.
В работе были использованы следующие понятия:
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Технология - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Закаливание - это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.
Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.
Воспитание - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
Деятельность - форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.
Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных технологий здоровьясбережения, а также рационализацией, усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. В частности:
- в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду;
- в использовании валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- в использовании информационно-коммуникативных технологий.
Трудоёмкость опыта.
Трудоёмкость опыта заключается в сборе материала по использованию здоровьесберегающих технологий, разработке картотек игр и комплексов упражнений; сочетание образовательной деятельности с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, самомассажем и другими здоровьесберегающими технологиями; создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.
Технология опыта.
Цель педагогической деятельности: Создать систему мер по охране и укреплению здоровья детей через использование педагогических технологий и методических приёмов.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- Формирование представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
- Формирование устойчивой мотивации дошкольников к здоровому образу жизни.
- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.
- Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников предпосылок к здоровому образу жизни, организации оздоровительной и профилактической работы с детьми.
- Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям путем овладения навыка диафрагмально - релаксационного типа дыхания.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Прогулка - воспитатель выводит первую подгруппу детей, которые оделись быстрее, таким образом, предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.
Динамические паузы (Физкультминутки)– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. (Приложение №1)
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста, индивидуально, либо с подгруппой, ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).( Приложение №2)
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. (Приложение №3)
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. (Приложение №4)
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю 2-в музыкальном зале, 1 на свежем воздухе. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Поставленные задачи успешно решаются при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:
Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных
условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.
Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность деятельности детей. Систематичность дисциплинируют ребенка, приучает его к методичной и регулярной работе.
Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.
Несмотря на то, что многие родители признают важность вести ЗОЖ, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания.
Понимая важность этой проблемы, мною составлен перспективный план работы с родителями по формированию ЗОЖ.
Цель — организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
2. Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики,массажа,закаливания;
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
4. Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
5. Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях;
6. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
Для решения данных задач были выбраны следующие формы работы с родителями.
1.Аналитические формы и методы:
- анкетирование; ( Приложение №5)
- мониториг;
- тестирование.
2.Информационные формы и методы:
- оформление папок – передвижек;
- составление памяток - буклетов для родителей.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, учителя – логопеда и педагога – психолога, медицинского работника, инструктора по физической культуре.
3.Образовательные формы и методы:
- беседы;
- вечера вопросов и ответов;
- групповые и индивидуальные методические рекомендации;
- творческие конкурсы и выставки.
Принципы выбора таких форм и тем работы с родителями:
- Принцип активности (выбранные формы требуют объединения усилий и совместных действий);
- Принцип значимости (выбранные формы актуальны и принимаемы);
- Принцип оптимальности (следование желаниям родителей).
Следовательно, реализация данной системы работы позволяет определить механизмы укрепления здоровья дошкольников, средства обучения индивидуальному способу оздоровления, позволяющим тем самым полноценно готовить к жизни здоровое поколение.
Проведение мониторинговых исследований.
Реализуемая мною система работы привела к устойчивым положительным результатам: снижению общей и простудной заболеваемости (в динамике), составлению стабильности физической и умственной работоспособности детей, сосредоточенности, уравновешенности, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей, выработке потребности в соблюдении правил личной безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.
Проведение мониторинговых исследований позволяет получить достоверную информацию о сформированности устойчивой мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.
Уровень здоровья и физического развития детей
Уровень заболеваемости | Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития | Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни | |
На начало исследования | |||
Уровень заболеваемости составлял 32,5% | 31% | 38% | |
2 младшая группа | |||
Снизился на 7,5% | Повысилось на 9% | Увеличилось на 37% | |
Средняя группа | |||
Снизился на 12,1% | Повысилось на 18% | Увеличилось на 41% | |
Старшая группа | |||
Снизился на 13,5% | Повысилось на 24% | Увеличилось на 44% | |
Конечный результат | |||
Уровень заболеваемости снизился до 19% , снижено количество пропусков по болезни | 55% | 82% |
ВЫВОДЫ:
- Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагога, успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
- Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие компоненты сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями.
- Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.
Библиографический список:
1. Павлова М. А. , Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
2. ЕмельяноваВ.Н., из опыта работы на тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий».
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
4. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
5. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр . М.: Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2004
6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
7. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
8. Ерёменко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.- Волгоград: ИТД Коррифей, 2009.
Интернет-ресурсы:
1.http:// nsportal.ru ( Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)
2.http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар « Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)
3. http://pedmir.ru/ ( занятие по валеологии ) Масагутова И. З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Инновационный педагогический опыт "Физкультурно-оздоровительная работа в условиях группы"
В материале представлен инновационный педагогический опыт по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях группы и воспитанию привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного во...
Опыт работы по теме:«Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе»
Опыт работы ст. воспитателя Тояковой Л.П. по теме: "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"...
Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе
Базовая модель обобщённого педагогического опыта...
Неделя здоровья посвящена физкультурно-оздоровительной работе, внедрению в педагогический процесс здоровье сберегающих технологий, формирование у детей способности к выработке потребности в ЗОЖ.
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности – одна из важнейших задач, которая отражена во всех программах по воспитанию и обучению...
Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...
«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий»
.Физическое развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста имеет ряд особенностей, которые связаны с нарушением тонуса и регуляции в деятельности опорно-двигательной системы ...